«Кабардинские сказки» - это 10 картин большого размера, распечатанные на бумаге с фактурой холста, отчего создается ощущение, что перед нами картины. Каждая работа - маленькая личная сказка автора, его ассоциации и впечатления, вынесенные из глубин национального самосознания. Здесь мы находим и хрестоматийные образы (Сатаней), и культурные феномены (ажэгъафэ), и навеянные фольклором и литературой (абрек, всадник), и легкие ассоциации, извлеченные из глубин подсознания (мальчик с колесом, лесная нимфа, моление дереву). Все их отличает отсутствие стереотипов в подаче: внимание к деталям, сдержанность в обработке и строгая проработка композиции и содержания каждого кадра. Сатаней гуащэ словно бы застигнута врасплох, и при всей ее безупречности в ней так много человеческого, понятного, близкого. Юная девушка, пытливо всматривающаяся вдаль, символизирует вечное девическое ожидание - любви или любимого, ветра перемен и исполнения предначертанного. Всадник, в полном обмундировании, изображен в минуту сомнений - он со своим конем, которой один только и может быть свидетелем этой слабости. Его шашка небрежно отброшена за спину (хотя «черкес оружием обвешан; он им гордиться, им утешен»), а вся жизненная сила сейчас сосредоточена в ладони, которая гладит морду лошади. В условиях сегодняшнего мира Мария Муссова обращается к истокам, в том виде, в котором они сохранились в ее собственном воображении, и именно эта личностная нота позволяет ей создать работы, говорящие с каждым зрителем.
( by Marina Bitokova )
О покровах и тайнах, и о чистоте помыслов
О шутовстве и жертвенности, и о родстве символов
О колесе времён и о детстве человечества
О мужском характере и эмоциональном единстве с конем
О дружбе и мужском соперничестве, и о молодости
О девичьих мечтах и грёзах, об ожидании и ветре перемен
О женственности и страсти, и о Сатаней
О божественности природы и вере, и об отчаянии
О мести и страхе, и об одиночестве абрека
О красоте и единстве с природой, и о метафорах