Вампир у психоаналитика

Mar 31, 2010 23:43





Сомтоу С.П.
«Вампирский узел» /Пер.Т.Покидаева
М.: Эксмо, СПб: Домино, 2009. - 544с. - (Vampires. Легенды о бессмертных).
5000 экз. (п) ISBN 978-5-699-38379-5

Поклонницы сентиментальных историй разлива «душка-вампир влюбился в простую смертную» могут смело проходить мимо. Хотя в романе наличествуют и кровосос - одинокий, прекрасный и рефлексирующий, и рядовая земная женщина, и их одержимость друг другом.
Во-первых, герой «Вампирского узла» заключен в тело двенадцатилетнего мальчика, во-вторых, он кастрат. Его джульетте - хорошо за сорок, и она его мозгоправ. Добро пожаловать в царство темных извращенных фантазий и психоанализа!
Роман написан в жанре сплаттерпанк, балансирующем на грани ужасов и фэнтези. Все его герои, включая проходных и эпизодических - безумцы, маньяки, извращенцы, растлители, кровосмесители и сладострастные убийцы. Плюс, их жертвы, не успевшие совершить что-то гадкое исключительно по причине преждевременной смерти. "Эти люди так бессмысленно убивают друг друга... но ведь они не пьют кровь! Они убивают друг друга, потому что не знают ни жалости, ни сочувствия!", - недоумевает вампир. Не удивительно, что ему нужен психиатр.
Парад уродов удивляет и пугает, но по-настоящему в истории значимы три персонажа. Вампир Тимми Валентайн - жертва колдовского обряда, две тысячи лет назад сделавшего его бессмертным калекой, а ныне рок-звезда и кумир молодежи. Известный дирижер Стивен Майлс, не гений, но крепкий ремесленник; пироман, в розовом детстве заживо спаливший родителей. Ошибочно считает, что несет вину за приход вампира Валентайна в наш мир. И, наконец, Карла Рубенс, последовательница Юнга, возлюбленная Тимми и бывшая жена Стивена.
Существование вампиров автор романа объясняет через юнговскую концепцию. Валентайн - реализованный архетип, порождение коллективного бессознательного. Квинтэссенция человеческих страхов, «существо из наших снов», воплотившееся в реальность. А раз так, то «можно ли исключить, что мы есть всего лишь конкретизация его сна? А вдруг единственная цель нашего существования - это физическая проекция мистической натуры Тимми? Допустим: его потребность в существах, за счет которых можно кормиться и которые будут ему помогать справляться с трагизмом его одинокого существования, была настолько могучей и сильной, что породила всю нашу вселенную?»
Мятущаяся троица может пытаться бежать друг от друга, но в финале их пути все равно пересекутся «На Вампирском дорожном Узле./На перекрестке, что пьет наши души». И они, наконец, поймут, кем являются и как важны друг для друга...
Повествование полно камбэков в прошлое и путано, словно сны, по которым Карла проводит психоанализ. Горят города, рушатся стены, под огненную музыку Вагнера льется кровь, из боли рождается красота. Слушай му-узыку и проща-ай… Зла нет и ада тоже нет. Нужно лишь узнать в себе Синюю Бороду и не побояться открыть последнюю дверь…
«И тогда Стивен шагнул в их ледяные объятия. Ему в ноздри ударил запах их кожи - приятный, но все же слегка отдающий гнилью. Когда дверь распахнулась шире, он уже целовал губы, скрывающие клыки, и ласкал снежно-белую плоть. Ему казалось, что он вновь стал молодым. Дверь раскрылась, как вход во чрево космической матери-земли, и они танцевали - втроем, - вкладывая в этот танец всю их любовь друг к другу, и Стивен почувствовал, как огненное тепло покинуло его тело и объяло двоих партнеров, и в этом тесно сплетенном треугольнике их смешавшихся страстей он наконец почувствовал себя собой…»
Никаких тебе шуточек, всё предельно серьезно, трагично и пафосно. Для одних именно это станет главным достоинством книги, на других - нагонит тоску.
Продолжение следует (см. романы «Валентайн», «Суета сует. Бегство из Вампирского Узла»), но данная история вполне закончена. Всему на свете приходит конец. Даже смерти. «…Их улыбки будут веселыми и беззаботными, и смертоносные клыки вовсе их не испортят. И если кто-то из них на мгновение загрустит, если задумается о том, что уже было и что еще будет, остальные его утешат и ободрят. Потому что даже мертвые знают, что такое любовь».

"Книжное обозрение", №1 (2271)
11-24 января 2010 г.

Домино, КО, Вампиры, Эксмо

Previous post Next post
Up