Тогал. О более широком понимании второго завета Гараба Дордже

Dec 10, 2015 23:34

Оригинал взят у nandzed в Тогал. О более широком понимании второго завета Гараба Дордже


Может, это и покажется простым, но тем не менее... Если первый завет Гараба Дордже касается, по преимуществу, основы и является областью практики трекчо, то, рассматривая второй завет, мы переходим к пути и связанной с ним практике тогел.

"Завершающие видения", "то, что является в конце" (mthar snang) - это мельчайшие сферы радужного света (thig-le, санскр. bindu), часто соединенные в ваджрную цепь и другие образования, спонтанно появляющиеся во время выполнения практики тогел. Эти видения thig-le происходят на четырех стадиях развития видения (snang-ba bzhi), представляющих собой кульминацию пути. За ними следует обретение Радужного Тела. Именно поэтому они называются завершающими (mthar) видениями (snang).

Индивидуальная практика созерцания всегда соотносится с этими четырьмя стадиями:

1. Видение прямого восприятия Реальности (chos nyid mngon-sum kyi snang-ba);
2. Видение развития медитативного опыта (nyams gong 'phel gyi snang-ba);
3. Видение полного возрастания Осознания (rig-pa tshad phebs kyi snang-ba);
4. Видение полного истощения Реальности (chos nyid zad-pa'i snang-ba).

При выполнении практики тогел с использованием солнечного света мельчайшие радужные сферы тигле (thig-le) появляются сначала над практикующим. Пребывая в состоянии созерцания, практикующий с полной определенностью (thag-bcad) убеждается в том, что эти "завершающие видения", то есть тигле и прочее, возникают на самом деле в нем самом, хотя и проявляются как проекции во внешнем пространстве. Они суть манифестация нашей собственной потенциальности, или внутреннего света.

Все, что является нам как феномены внешнего мира в виде звуков, света и излучения (sgra 'od zer gsum), будь то результат чистого или загрязненного кармой видения, есть проявление нашей собственной творческой энергии (rang rtsal), энергии нашего подлинного Осознания (rig-pa'i rtsal) во внешнем пространстве (phyi dbyings). Эта энергия возникает как свет в сердцах всех живых существ. Другими словами, присущая каждому существу внутренняя лучезарность (rang gsal) его собственного Изначального состояния, пронизывая все тело, по преимуществу сосредотачивается в области физического сердца (tsit ta). Из внутренних полостей сердца этот свет (nang 'od, санскр. antarajyotih) поднимается по тончайшему каналу, называемому ka-ti, или "гладкий белый канал" (dkar 'jam rtsa), и выходит из тела через "врата" физических глаз.

Эта внутренняя лучезарность, проецируемая вовне, появляется в окружающем пространстве как нечто очевидно реальное и субстанциональное, подобно кинофильму на огромном экране, со всех сторон окружающем нас. В результате, мы теряемся в этом пленительном зрелище, пребывая во сне, который кажется нам объективным и реальным. Тем не менее, сам экран, на который спроецирована эта иллюзорная картина, не является твердой и субстанциональной стеной, но есть пустое пространство, истинное измерение бытия всех вещей. Все, видимое в этом открытом измерении, - лишь картина, написанная кистью Осознания и подобная трехмерному голографическому изображению. Человек, пребывающий в неведении истинной природы того, что видится ему как внешний мир, блуждает в круговороте бытия, заблудившись в лабиринте этих видимых проекций и не зная их истинного источника. В тибетской традиции этот процесс проецирования описывается в терминах шести светильников (sgron-ma drug).

1. Светильник пространства Осознания (rig-pa dbyings kyi sgron-ma),
2. Светильник телесного органа сердца (tsit ta sha'i sgron-ma),
3. Светильник гладкого белого канала (dkar 'jam rtsa'i sgron-ma),
4. Светильник воды (глазного яблока), что может заарканить все на расстоянии (rgyang zhags chu'i sgron-ma)
5. Светильник пустых тончайших сфер света (thig-le stong-pa'i sgron-ma)
6. Светильник саморожденной различающей мудрости (shes-rab rang-byung gi sgron-ma).

Итак, нет ничего из проявленного вокруг нас во внешнем пространстве (pliyt dbyings), что на самом деле не существовало бы в нашем внутреннем пространстве (nang dbyings). Выполняя практику тогел, человек обнаруживает, что саморожденный внутренний свет, присущий измерению Осознания, пребывает в полости сердца, подобно пламени светильника, помещенного в пустой сосуд. Пройдя по каналу kati, этот свет проецируется во внешнее пространство, проявляясь там в форме тончайших радужных сфер (thig-le), ваджрной цени (rdo-rje lu-gu-rgyud) и прочих видений. По мере развития практики внутреннее пространство этих тончайших световых сфер раскрывается, бесконечно разворачивается, и внутри них возникают видения Будд и Чистых Полей Будды. Поэтому и говорится о шести светильниках (sgron-ma drug). Если к этому моменту внутренние загрязнения и кармические предрасположенности практикующего уже очищены практикой созерцания, эти видения будут чистыми (dag snang). Если же загрязнения еще присутствуют в сознании, то они останутся результатом нечистого кармического видения, отражая реальности шести сфер сансарического бытия.

Следует понимать, что тогел не является практикой трансформации (sgyur-ba) загрязненного видения в чистое, как это осуществляется в тантрической садхане посредством визуализации. Визуализация всегда требует работы ума, тогда как практикующий тогел пребывает в состоянии созерцания, которое превыше всякой умственной деятельности. Видения (snang-ba) возникают самопроизвольно и без усилий со стороны практикующего, будь то практика, связанная с солнечным светом, с чистым небесным пространством или с мраком темного ретрита. Главная цель такой практики - интеграция внешнего пространства, в котором возникают эти thig-le, с пространством собственного Осознания. В конце концов "глиняный сосуд" разбивается, и исчезает различие между содержащимся в нем внутренним пространством и внешним пространством вокруг него. Тогда наступает понимание, что свет видений, который казался внешним, есть на самом деле внутренняя светимость нашего собственного Изначального состояния.

Но прежде, чем приступать к практике тогел, следует очистить "два собрания загрязнений" и достичь определенного мастерства в стабильном созерцании посредством практики трекчо, разрубающей в психическом организме практикующего всякую напряженность и скованность. Без предварительной практики текчо все видения тогел будут ничем не лучше обычного кинофильма. Несмотря на то, что практика тогел выполняется не в обычном сознании, но в высоком состоянии созерцания, постоянно имеется опасность возникновения привязанности к возникающим видениям. В этом случае практикующий вновь впадает в сновидения сансары, ведущие к дальнейшим перерождениям.

Хотя главная и абсолютная цель тогел состоит в достижении Радужного Тела, уводящего за пределы сансары, эта практика является также прекрасной подготовкой к посмертному опыту бардо, в котором развоплощенному сознанию предстают различные видения. Эти видения есть результат кармических следов (bag-chags). Вступив в лабиринт этих видений, человек попадает в свое новое перерождение. Но даже на этом этапе существует возможность освобождения посредством распознавания Ясного Света собственного изначального состояния.

Из комментариев к "Золотым письменам"

буддизм, дзогчен, ригпа, ваджраяна, природа ума

Previous post Next post
Up