"Сон в летнюю ночь" называют самой романтической комедией Шекспира. Она - своеобразный чемпион по количеству влюбленных персонажей и именно любовные истории являются основой сюжета. Пьеса Шекспира уже в эпоху создния требовала необычных выразительных средств, а уж в наше время режиссеры что только ни придумывают...
Я видела несколько самых разных постановок этой пьесы. Смотрела постановку театра "Глобус" (чудо!), "Комнату Шекспира" в театре Ленсовета (мрак!), в нашем Ломоносовском татре тоже есть спектакль "Сон в летнюю ночь" (в стиле 60-х, хиппи, клеши, все такое).
Но то, что сотворил Николас Хайтнер в театре Бридж ни на что не похоже! Он умудрился превратить классическую шекспировскую комедию в веселое, озорное шоу. Причем позволил себе абсолютно все: запустил в воздух летающие кровати, заставил эльфов висеть на трапециях, устроил настоящую дискотеку и при этом вовлек в происходящее стоячий партер.
Хотя начался спектакль с пения пуританских псалмов. Афинское общество показано очень патриархальным и каким-то бездушным. Ипполита предстает перед зрителями посаженной (вернее стоящей) в стеклянном кубе и из своей прозрачной клетки вынуждена наблюдать за решением судьбы Гермии и ее возлюбленного Лизандра. Тезей в этой сцене похож на робота, одетого иголочки и лишенного эмоций.
Театр Бридж позволяет создавать самые инновационные спектакли. Сцены в привычном понимании здесь нет. Отдельные куски платформ то поднимаются, то исчезают в разных концах зала. Зрители включены в постановку полностью, становятся частью представления. Они и зрители и соучастники этой шалости.
Как часто в последнее время случается с пьесами Шекспира здесь тоже поменяли героев местами: уже не Оберон заколдовывает Титанию, а она обманывает Оберона. В интервью, которое показали в антракте, Николас Хайтнер объяснил, что это его продуманный манифест. Он противопоставляет патриархальные Афины зеркальному миру грез и снов, в котором царит шалость и любовь. Его всегда возмущало то, что Оберон сотвоил с Титанией, вот он и решил - пусть царь сам узнает когда "любовь зла, полюбишь и осла".
Романтические отношения Оберона и Основы - это, наверное, одна из лучших сцен спектакля, настолько эффектно и остроумно она сделана.
Спектакль ремесленников на свадьбе Тезея - вторая лучшая. Это вообще, на мой взгляд, пробный камень, по которому можно судить о постановке. В большинстве спектаклей, коорые я видела эти сцены вызывают скуку.
В этом же спектакле она сделана на редкость оригинально и очень смешно. Просто великолепен Основа, ну и смешон конечно (весьма не худенький, но очень пластичный афроамериканец Хаммед Анимашаун). Для меня он в этом спектакле фаворит.
Он, и еще Пак (Дэвид Мурст).