Сегодня день воспоминания предательства Иуды. И когда читаем Евангелие об этих событиях, то обычно как думаем: "Этот мерзкий, ужасный Иуда. Не просто предатель, а мелочный, вороватый, за тридцать серебряников. А остальные ученики! Столько времени были с Ним, а в самый трудный момент струсили, разбежались." И верим сами себе, что уж мы то в такой ситуации, конечно, не унизимся до предательства. Ой-ли!!!
Хочу привести здесь фрагмент из проповеди отца Серафима (Роуза).
Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что выдадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. Мф. 26:6-16
В этом чтении Св. Писания повествуется, что наш Господь готовился к Своим Страстям, и пришла женщина и помазала Его драгоценным миром. Очень трогательно видеть, как Господь принял такую любовь к Себе простых людей. Но в тот же самый момент Иуда - один из двенадцати следовавших за Ним - посмотрел на это, и что-то изменилось в его сердце. По-видимому, это была “последняя соломинка”. Ведь Иуда был ответствен за деньги, и он подумал, что это была пустая трата денег.
Мы можем даже представить себе ход его размышлений. Мы можем услышать, как он думает о Христе: «А я-то думал, Этот Человек что-то из Себя представляет! Он тратит деньги впустую, Он делает все не так, считает Себя Кем-то важным…» и прочие мыслишки того же рода, которые дьявол всевает в ум. И дьявол поймал Иуду на его главную страсть как на крючок (главная страсть Иуды - сребролюбие) и заставил предать Христа. Иуда не хотел предавать Его; он просто хотел иметь побольше денег. Он не следил за собой и не распинался миру.
Любой из нас может оказаться в подобном положении. Мы должны наблюдать за своим сердцем и смотреть, на какую из наших страстей может поймать нас дьявол, чтобы затем заставить предать Христа. Если же мы думаем, что мы лучше Иуды - что он был “ненормальный”, а мы нормальные - то мы весьма ошибаемся. У каждого из нас есть какие-то страсти в сердце. Давайте вглядимся в них. Крючком может стать любовь к чистоте, любовь к точности, любовь к прекрасному: каждый наш маленький недостаток, к которому мы привязаны, может оказаться крючком, на который дьявол поймает нас. Попавшись на удочку, мы сразу начинаем оправдывать свое положение “логически”, исходя из своей страсти. И через этот “логический” процесс размышления мы подходим к предательству Христа, если не научимся следить за собой и не поймем, что мы полны страстями, что каждый из нас мог бы стать Иудой. Поэтому, как только страсть начинает в нас действовать и логически развиваться из страсти в предательство, мы должны тут же остановиться и сказать: “Господи, буди милостив мне грешному”.
К великому сожаления я могу быть Иудой и предать - может быть не ради корысти, но по другой причине, от страха или ради своего благополучия или благополучия близких, но предать, понимая, какую цену за это придется платить.
Сейчас гонений на христиан нет, слава Богу, и возможно нам не придется напрямую отрекаться от Него, но когда мы предаем кого-то из своих близких или сами себя, свои принципы - это тот же "поцелуй Иуды".
И даже если мне повезет и я на деле смогу избежать этого и никого не подвести, то все равно я понимаю, что возможность предательства меня преследует всегда.
Неслучайно во время Великого поста так часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина, которая заканчивается словами: "Даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего".