Многие из нас помнят это чудо техники, а у кого-то она и по сей день имеется дома.
В России многие считают, что легендарные машинки Singer - продукт исключительно немецкий. Но это не так. И Зингер - не только талантливый инженер, но и один из величайших маркетологов современного рынка.
Исаак Мерритт Зингер - американец. Он родился в 1811 году в семье еврейских эмигрантов из Германии. В 12-летнем возрасте Исаак сбежал от родителей и отправился по стране в поисках приключений. Амбициозный, неграмотный и начисто лишенный моральных принципов, Зингер сменил массу профессий - от каменотеса до ученика механика.
Его второй страстью, после инженерии, был театр, но значимыми ролями молодой Зингер не прославился. К 30 годам, поскитавшись по Штатам, он понял, что пришла пора найти постоянную работу, и устроился в мастерскую по ремонту швейных машин Элиаса Хоу. На то время это громоздкое орудие считалось хорошим изоьретением, но оно раздражало мастеров тем, что часто ломалось.
В сердцах Зингер как-то бросил хозяину, что сам может сконструировать нечто лучшее по сравнению с продукцией Хоу. Он познакомился с конструктором Орсоном Фелпсом, который продемонстрировал Зингеру свой вариант машинки: она была куда меньше и проще существовавших аналогов, но механизм был громоздким. Собрав все свои сбережения (около 40 долларов - крупную по тем временам сумму), Зингер окунулся в работу. И за 11 дней он создал принципиальную новинку! Тогда он даже не осознавал до конца, что сделал; "Для меня изобретение не стоит и ломаного гроша. Гроши - вот что меня интересует!".
Нововведениями Зингера стали: горизонтальное расположение челнока (благодаря чему нить перестала запутываться), приспособление ножкодержателя иглы (позволившее делать непрерывный шов), столик-доска для расположения ткани и ножная педаль с колесным приводом, что позволило работать с тканью двумя руками. Все это Зингер защитил 12 августа 1851 года огромным пакетом патентов, насчитывающим тысячи охранных документов.
Первый экземпляр машинки был продан за 100 долларов, сразу окупив все затраты изобретателя!
Однако объемы продаж не вызывали радости у инженера, и тогда Зингер придумал передовую по тем временам схему. Его клиенты могли сами заказывать необходимые запчасти и устранять неисправности, а не отправлять машинки на фабрику для ремонта.
В 1854 году Исааком Зингером и его компаньоном Уильямом Кларком была зарегистрирована компания I.M.Singer&Co. Позднее переименована в Singer Manufacturing Company, а в 1963 - в The Singer Company. Именно компания Зингера положила начало первому в мире франчайзингу, когда в середине 19-го века стала заключать с дистрибьюторами швейных машинок письменный договор, по которому им передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории - сначала США, а позже и в других странах мира.
Еще одно изобретение Зингера, которым до сих пор пользуются маркетологи - фокус-группы. Выпуская машинки для обычных дмохозяек, он пытался убедить в необходимости покупки именно жен, а дальше они сами находили способ, как заставить раскошелиться своих мужей. Зингер искал покупательниц в театрах, размещая рекламу на программммках спектаклей, и в церквях, раздавая прихожанкам проповеди с напечатанным описанием машинок.
На ярмарках и в богато декорированных салонах его машинки демонстрировали нанятые красавицы. На них обращали внимание и мужчины, и их спутницы - первые понятно почему, а вот для девушек успех у мужчин теперь ассоциировался с обладанием швейной машинкой.
"Зингер" вошла в историю бизнеса как первая компания, тратившая более миллиона долларов в год на рекламу. Компанией выпускалось огромное количество рекламного материала - открытки, плакаты, буклеты и прочее. И чаще всего реклама была не прямой, а косвенной: на открытке, конечно, присутствовало изображение машинки "Зингер", но это было не главным изображением открытки - сюжет был совершенно иным. В 1875 году после смерти Исаака Зингера компания перешла в управление ближайшему компаньону, а наследники-дети, коих у изобретателя было 24 человека, ринулись делить наследство отца.
Штаб-квартира компании располагалась в Нью-Йорке - в специально построенном небоскребе Singer Building (47 этажей, высота 187 метров), который был разрушен в 1968 году.
На российский рынок компания вышла в 60-е годы 19-го века - через своего генерального немецкого дистрибьютора Георга Нейдлингера. Вот почему многие бабушки называли эти машинки "немецкими"!
Успех продаж в нашей стране побудил компанию открыть собственное производство в Подольске. Завод выпускал машинки с русифицированным логотипом "Зингеръ", к которому прибавился "знак качества": "Поставщик Двора Его Императорского Величества".
В 1918 году большевики отняли завод, и на территории СССР появилась марка "Подольск". После распада Советского Союза Singer вернули себе предприятие, правда, их успех тогда шел уже на спад.
Успех швейных машин "Зингер" сопровождался множеством легенд. Считалось, что их механизм выполнен из драгоценных металлов, а за машинку с определенным серийным номером положено вознаграждение в 1 млн.долларов. Еще одна легенда сообщает, что Zinger и Singer - разные швейные машинки. Якобы, немецкое предприятие Singer поставлло в Америку свои машинки под брендом Zinger, чтобы для американца название звучало как "Зингер" (singer с английского переводится как "певец"). На самом деле Singer Manufacturing Company - фирма изначально американская, созданная в Нью-Йорке.
А вот компания Zinger никакого отношения к швейным машинкам не имеет.