Регулярно читаю Александра Ходаковского. И вам советую!
А.С.: "Что для каждого из вас словосочетание "одна шестая часть суши"? Уверен, чтобы оно для вас ни значило - все это очень субъективно. Кто-то тоскует по тому времени, когда мы гордились проживанием на одной шестой части суши, кто-то называет ее империей зла - но все это личностное. С объективной же точки зрения, ну, или хотя бы с претензией на объективность, - это прежде всего история тысячелетней экспансии и непрерывных войн за расширение территории, которая потом и превратилась в одну шестую.
Есть традиции, которые индивидуализируют форму существования народа, или народности. Как говорят этнографы, такой обряд, как кровная месть на Кавказе, вплелся в традицию по причине дефицита возделываемых земель в горных районах и необходимости поддерживать оптимальную численность населения. А такой обряд, как гостеприимный гетеризм, например, свойственный замкнутым общинам где-нибудь на Тибете, появился из-за интуитивного понимания необходимости разбавлять кровь, чтобы избежать вырождения. То есть, узаконенное традицией убийство и узаконенная супружеская измена, являющиеся для большинства народов неприемлемыми, для некоторых чуть ли не способ выживания, если верить специалистам. Помните все тот же "Мимино"? Там старик отправлял главного героя с напутствием: встретишь его там - не убивай. Времена сейчас не те - НЕ ТАК ПОЙМУТ.
Но это традиции. Мне кажется, что еще есть дух народа - и теперь это очень субъективно. Я не зря упомянул про тысячелетнюю экспансию. Все в истории России пронизано ею - история и другие социальные науки, религия, как ни странно, сознание людей, сформированное историей и религией. Почему религия и в чем ее экспансионизм? В миссионерстве. Шли в Сибирь казаки и воеводы - шли и священники обращать в православие самоедов и якутов с бурятами. Обращать мирно, но обращать. И как бы мы ни относились к этому - но Россия хищник, и русские по духу - хищники, уж простите за такое сравнение. Иначе бы Россия не состоялась. Где-нибудь веке в четырнадцатом, в разгар феодальной раздробленности, каждое княжество было размером с гулькин нос. Литва была многократно больше, чем любое из самых крупных княжеств будущей Московской Руси, будущей России.
А Украина? Та Украина, которая существовала до включения ее в состав России и до присоединения к ней всех территорий, завоеванных русским оружием,- это земля, которая как раз из века в век сама подвергалась постоянной экспансии. Татары, поляки, перед ними литовцы, потом и русские - чего греха таить, - немцы, австро-венгры.... И всегда она искала сильного покровителя. Даже Богдан искал. Согласитесь, есть большая разница между женским и мужским началом, между тем, когда, ты, и тем, когда тебя - сравнение понятное. И это тоже отразилось на сознании народа. Отразилось настолько, что сыграло с ним дурную шутку, всплыв откуда-то из исторической памяти. Поясню. Курбского помните? Того, который при Иване Грозном? А вы знаете, что он был одним из немногих православных просветителей на Украине дороссийского периода? Он у себя в имении открыл книгопечатание православной служебной литературы, которой тогда в Украине почти не было, он вел полемику с набирающими силу протестантами...Таких, как он, было очень немного - поляки душили православие, как могли. И православных душили. Старый князь Вишневецкий поддерживал православие и тоже печатал книги, а его сыновья, чтобы получить при польском дворе места и положение, окатоличились. Но и потом все равно были схизматиками для родовой шляхты.
А при России? При России украинские гетьманы становились избранниками империтриц, как Розумовский, и соправителями страны. А при Союзе выходцы из Украины входили в политбюро и ЦК на равных - Украина вошла в состав одной шестой, став частью, извините, хищной стаи. Но гены и упомянутая историческая память подвели: некоторым снова захотелось быть овцами и снова захотелось искать покровителей. Россия и Союз не были покровителями - они вобрали в себя Украину и сделали ее частью себя на равных, а не как поляки, но на равных быть не хотелось - захотелось порки и щенячьей благодарности за объедки и подачки. Что же, на вкус и цвет, как говорят...Но это не про нас. Мы своим сознанием остались в стае и готовы грызть глотки. Да, мы не толерантные и не деликатные, да, мы гомофобы и негров называем неграми, не вкладывая в это оскорбительного смысла, и да - вечными жертвами мы быть не желаем. Терпилами. Гордыня - грех. Но гордость - это часть народного духа. И поэтому мы остались и будем с теми, кто по духу нам ближе. И да - мы дождемся подходящего момента и снова начнем экспансию - в этом наша природа. Но не чтобы подчинить, а чтобы вернуть".