Кто, если не мы?

Feb 01, 2016 16:46


Журналистика нашей Республики переживает сейчас очень не простые времена. Спорить с этим бессмысленно - это очевидно. Конечно, с одной стороны, формально, говорить и писать журналистам никто не запрещает. Более того, у нас декларирована свобода слова. Но, с другой стороны, большая часть жизни здесь, в свободной Новороссии, происходит именно по неформальным правилам и законам. Будь то журналист или не журналист - мы все об этом знаем. И сейчас наступает такой момент, когда формальности отступают на задний план вовсе и каждый должен решить для себя, как он будет дальше жить и что он будет дальше делать. Каким образом ему поступать. Какие принимать решения. О чём говорить людям. И каждый решает это один на один с собственной совестью. Никак иначе.

Когда мы говорим о проблемах журналистики здесь, на Донбассе, мы должны прежде всего помнить об одном: эта журналистика не существует в отрыве от самого Донбасса. И проблемы нашей журналистики не существуют в отрыве от его проблем. От его жизни. От его бед. И от его народа, для которого мы пишем, снимаем, и просто работаем. Для того самого народа, без которого вся наша деятельность просто не имеет смысла. Без него она просто ни о чём. А теперь давайте зададимся вопросом: что же сейчас происходит с нашим народом? Ответ прост: наш народ только что пережил войну. Которая, кстати, ещё далеко не окончена. Да, активных боёв по всему фронту нет с середины февраля 2015. Но реальность, которую они породили, никуда не делась. И Донбасс в ней живёт.

Главные проблемы народа Донбасса сейчас лежат в социальной сфере. У людей нет работы. У многих нет крова над головой. А многие потеряли вообще всё, включая даже одежду. В некоторых населённых пунктах отсутствуют все блага цивилизации: свет, газ, вода, медицина. Они просто уничтожены и восстанавливать их пока никто не собирается. Видимо, есть другие, более важные и нужные задачи. Ну, мы не спорим: государственным людям видней. Но говорится ли об этом что-нибудь в СМИ? В тех, которые государственные. Официальные. И которые занимают львиную долю информационного поля. Практически ничего. Социальная проблематика у нас фактически под запретом.

В информационной политике на неё наложено неофициальное табу. Официально же у нас всё хорошо. Всё замечательно. Народ Донбасса в едином порыве рвётся строить светлое будущее. А о том, что огромная часть этого народа просто поставлена на грань выживания, не говорится ни слова. Нет, конечно, нельзя сказать, что социальные темы в эфире отсутствуют вообще. Иногда они, всё же, проскальзывают. Так, для приличия. Но освещаются они откровенно слабо, подчёркнуто неинтересно и абсолютно безрезультатно. С куда большим энтузиазмом эфир забивают программами, вроде пошлого и откровенно убогого шоу "Стрела судьбы". Что ж, видимо это шоу и есть лицо нашей официальной информационной политики. Несимпатичное оно. Мягко говоря.

Кроме того, создаётся впечатление, что прямая работа журналистов с населением отсутствует в принципе. О таких вещах, как обратная связь, отслеживание вопроса, журналистский контроль, не идёт речи вообще. А зачем? У нас же всё хорошо. У нас же всё прекрасно. А ведь это азы профессии. Это то, что даже советским журналистам вбивалось в голову накрепко. Ведь без прямой работы с населением журналист просто не в состоянии объективно оценить то, о чём он пишет. Он не знает реальных проблем и реальных острых вопросов. Без неё он слеп. И легко поддаётся любой манипуляции. И уж точно не имеет никакой возможности помогать людям даже информационно. Не говоря уже об иных формах помощи. Без прямой работы с людьми мы имеем именно те СМИ, которые сейчас занимают большую часть информационного пространства нашей республики. Даже убогая горбачёвская передача "Прожектор перестройки", по сравнению со всем этим, просто шедевр. О каком решении социальных проблем людей может идти речь, если мы просто не говорим о них с этими людьми? Хороший вопрос. Очень хороший.

Разумеется, у такой позиции наших информационных властей есть объяснение. Которое они произносят раз за разом. По их словам, те, кто говорит о бедах людей, поднимает острые социальные темы и вообще говорит правду в этом вопросе - подыгрывают врагу и чуть ли не являются его агентами. Эта история стара, как мир: прикрывать собственные ошибки войной. То же самое происходит сейчас за линией фронта, на территории врага. Только в гораздо более жёстких и экстремальных формах - там журналистов откровенно убивают и бросают в тюрьмы.

Но вот только те, кто обслуживает такую информационную политику - кто угодно, но только не журналисты. Они госслужащие, клерки, сотрудники по контракту. Но не журналисты. Настоящий журналист Донбасса сейчас должен задаваться только одним вопросом: чем он (вот конкретно он!) может помочь людям? Чем мы все можем им помочь? Об этом сейчас и нужно вести речь. Потому, что нам, независимым журналистам, сейчас необходимо вспомнить о том, что мы - ГРАЖДАНЕ. Да и о том, что мы просто люди. А человека от обезьяны, в числе прочего, отличает ещё и наличие совести. Так что же мы можем сделать для того, чтобы исправить эту ситуацию, или, хотя бы, сделать её не такой вопиющей? Ничего особо выдающегося.

Требуется малость: ВСЕГО ЛИШЬ НАВСЕГО БЫТЬ СО СВОИМ НАРОДОМ! Вопросов нет, каждому из нас надо на что-то жить. Я с этим не спорю. Но мы не должны забывать и о том, что у нас есть гражданский долг. И долг журналиста. Именно из-за того, что многие об этом забыли, профессию журналиста перестали уважать. Сейчас мы должны принимать участие не только в коммерческих проектах, но и в жизни наших граждан. Потому, что если мы не расскажем об их бедах - о них не расскажет никто. И если мы не позаботимся о людях - о них никто не позаботится.

Нашей функцией в современном Донбассе должно стать создание передаточного звена между людьми и властью. Потому, что сейчас такая связь просто отсутствует. И гражданская, и политическая. Мы должны создать общественную коммуникацию. Потому, что без таких коммуникаций общество просто нежизнеспособно. Это его кровеносная система. А если кровь не циркулирует между телом и головой - рано или поздно отсохнет и то, и другое. Мы должны работать конструктивно: не подрывая гражданский мир в Республике, добиваться решения социальных проблем людей. И предлагать такие решения мы тоже должны. А решать проблемы можно, только извлекая их на свет Божий. Потому, что в противном случае они будут и дальше тихо замалчиваться. Разрастаясь и пронизывая всё общество, как инфекция. И не только извлекая на свет Божий, но и контролируя их решение, дальнейший ход событий, выполнение обещаний чиновников. Ведь это и есть настоящая журналистика. Мы должны сами принимать участие в социальных проектах. Сами помогать людям.

Потому, что кто, если не мы?

донбасс, сми, днр, республика, коммуникация, журналист

Previous post Next post
Up