Декрет о национализации торгового флота был подписан 6 января 1918 года, им объявлялись “общенациональной неделимой собственностью Советской Республики морские и речные суда всех типов, судоходные предприятия со всем имуществом, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям”.
В 1919 г. Комиссариатом Труда Саратовского района г. Саратова создаётся «Волжская Трудовая Артель Лодочников» под председательством Сорокопудова, секретарём организации был тов. В. Крохин.
В декабре 1919 новая пролетарская организация принимала от старого правления кассу и дела:
“1) принят и утвержден расход произведённый старым правлением с 26-го мая 1919 по 1-е декабря сего года, причем все записи по кассовой книге оказались верными, и никаких ошибок по книге не оказалось. В кассе же остаток на 2-е декабря 50518 р. 30 коп., что согласно с записями старой книги
2) постановлено обратиться в правление Саратовского Рипвода с предложением принятия артелью работ по разборке барж стоящих на песках, а так же и подводку и разводку Каравана
3) обратиться в Саратовский пролеткульт с просьбой для прочтения лекций по текущему моменту, после же лекции поставить картины, причем вход на лекцию, а так же посторонней публике бесплатный, устройство же лекций и картин, по возможности постановить в кинематографе МАЯК, для чего обратиться в правление Горно Социалистического Клуба Труда, с просьбой об отводе помещения на один вечер”.
Артель приняла в свои ряды товарищей Голованова и Чубана, как «специалистов-лодочников, имеющих свои собственные лодки». Гулянки - ?
“Постановлено с 2-го декабря сего года произвести перерегистрацию членов артели, сделав публикацию в газете о том что все удостоверения выданные до 1 декабря сего года считаются недействительными”.
(Орфография и пунктуация оригинального документа сохранены)
Печать Волжской Трудовой Артели лодочников
Артель, судя по документам, видела свою деятельность в организации подрядов для грузчиков, бурлаков и лодочников саратовского Затона. Всё верно - у рабочих должна быть работа... Но причем здесь яхт-клуб, спросите Вы? Ведь клуб был гордостью города! Он был организатором зрелищных мероприятий для горожан всех сословий! Каждый год проводились спортивные мероприятия - парусные и гребные гонки, зимой - конькобежные соревнования Поволжья. За более чем четверть века деятельности яхт клуба выросла целая плеяда спортсменов, образовались спортивные традиции! Видимо, парусный спорт не вписывался в пролетарскую идеологию. Один из первых приказов по Волжской Трудовой артели лодочников - организации разгрузки барж.
С декабря 1919 по август 1920 правление меняется 7 раз, в том числе и из-за естественной убыли - время тяжелое, но премию правление себе выписывает регулярно. Источников дохода, как у дореволюционного клуба, не было, официально не работала шлюпочная мастерская, не было взносов. Не было никакой легальной возможности вести хозяйственную деятельность. Финансовых записей артели не сохранилось, зато есть распоряжения о выдаче премий, скорее всего они платились из городского бюджета.
1919 - 20-ые полыхает Гражданская, обесцениваются деньги. Видимо, к этому периоду относится фотография набережной Саратова с расположившимися на ней беженцами из деревень. В губернии - голод.
Осенью 20-ого погибает деревянное здание саратовского Речного Яхт -клуба, выстроенное в 1904 г.
Но вот зима 19 года сменилась весной, затем, как водится, наступило и лето… Что же делать с судами яхт клуба? Волжская Трудовая артель лодочников не занималась ремонтом судов гавани. Нет сметы и планов работ подготовки к спуску на воду яхт, байдарок, бударок, как это ежегодно делалось до революции.
Зато сохранились сведения, что правление артели распорядилось отдавать лодки милиции, видным политработникам и членам партии. Уже в июле встал вопрос о ремонте и необходимости взыскивать штрафы за поломки. Прошло какое-то время, и вместе с ним пришло понимание, что парусными судами могут управлять не все.
По скупым рассказам пожилых яхтсменов у меня сложилось впечатление, что кто-то из «бывших» сумел спрятать свою лодку во дворе или в сарае.
Теперь перемотаем мысленно вперед «плёнку», и перенесёмся чуть вперёд из смутных времён. На дворе НЭП, и о чудо - парусные гонки!
Саратовский архив донёс до нас документы парусных гонок 1925. Наконец-то среди участников встречаем знакомые имена бывших яхтсменов - Прокопий Лопухин, Владимир Дыбов, Дмитриевский, Александр Морев, Силаври, Сорокин. Все еще молоды, полны сил, пережили лихолетье и ещё многое впереди…
Продолжение следует…
Список литературы и источников:
1. Электронные издания:
Декреты Советской власти. Электронная библиотека исторического факультета МГУ (msu.ru);
2.
Фотографии старого Саратова (oldsaratov.ru) 3. Материалы ОГУ Государственного архива Саратовской области.