Саратовский Яхт Клуб на рубеже эпох - Российская империя - Советская республика

Feb 23, 2022 23:06


Судьба Яхт - клуба и лодок, в первые годы Советской власти очень любопытна. Предлагаю рассмотреть эти события через призму исторических документов 1917 - 1925 г., хранящихся в ГАСО. Немного погрузившись в ту эпоху, предположить, а может построить догадки - как жили тогда горожане, чего они опасались, о чём мечтали. Я хочу погрузить вас в годы, используя общеизвестную хронику событий, и на фоне этой хроники предложить свой взгляд на яхтенную жизнь Саратова. Может быть, вы со мной в чем-то согласитесь, а в чем-то поспорите….

Рассказ о том, как складывались взаимоотношения власти с традициями яхт - клуба и с людьми, повязанными своей любовью к парусу и к Волге.



Летом 1916 г. Вице-Командор Яхт - клуба А.И. Скворцов заключает договор аренды на «…принадлежащем Министерству Юстиции пустопорожнем дворовом месте, состоящем в г. Саратове в 3-й части 249 планового квартала, против городского бульвара на углу Соборной, Семинарской и М.- Сергеевской улиц, сроком на три года… с платою за каждый год по 400 рублей». То есть, в эти непростые годы спортивная жизнь городов, в том числе и Саратова не прекращалась.

1917 год. Несмотря на трудности военного времени Саратовский Речной Яхт-клуб продолжает заниматься организацией водно-спортивных и конькобежных мероприятий, работает гимнастический зал. В феврале 1917г., с большими сложностями, без прежнего размаха, проводятся соревнования по конькобежному первенству среди российских городов, но многим спортсменам так и не удалось добраться до Саратова из-за трудностей на железной дороге.



В марте 1917 г. хозяйственный комитет в присутствии председателя Н. Н. Семёнова, и членов: Жегина, Лопухина, Кедрова , Хлебникова, Абухова, Славина постановили - увеличить жалованье мастеру Вик, старшему матросу, взять на постоянную работу в гавань дополнительно четырех матросов, швейцара и дворника.

Еще яркая деталь, рассказывающая о спортивности и самобытности нашего города. Из воспоминаний В. Вантеева , о которых пишет на oldsaratov “AV” : «…в мятежном Саратове в 1917 на ипподроме было проведено 12 беговых дней, пришедшихся на дооктябрьский период. Еще более странно, что в 1918 - когда гражданская война, бескормица и разруха на ипподроме 31 раз устраивались бега…» !



Вернёмся к Волге и лодкам.

На 1 апреля 1917 г. в яхт-клубе по финансовому журналу числятся 8 парусных лодок, три из них прокатные; пять прогулочных, пять тузов, 2 - байдарки, 3- аутригера, 6- гичек; моторный - Дупель.

«Почему так мало?», думала я, читая эту запись в отчете по яхт-клубу. Ответ напрашивается сам - остальные лодки в частной собственности.

Из «Черновой кассовой книги» Яхт-Клуба. В 1917 -18 гг.  основную прибыль дает каток. В шлюпочной мастерской, строятся лодки, в том числе Лопухина и Скворцова, взимаются долги за стоянки и ремонт яхт. Оплачиваются членские взносы. Электричеством «из-за дороговизны» не пользуются, оплачивают керосин, отапливают, как в старину, углём. Журнал ведётся от руки, на стенографистке экономят. Но соревнования и парусные гонки летом 17-ого проходят.

Октябрь 1917 - переворот. Пальба в городе, первые декреты. Ленин, Троцкий, расстрелы.

Единого акта о национализации большевики не принимали. Национализация была выражена в нескольких декретах, принятых с конца 1917 и в течение 1918 года, посвященных разным видам имущества (земле, недвижимости в городах, имуществу в банковской сфере, промышленному имуществу). Обстановка в стране накалялась. Вслед за первым декретом о земле, который перетянул симпатию крестьянства, последовали Декреты, посвященные разным видам имущества - недвижимости, имуществу в банковской сфере, промышленному имуществу.

Декрет о национализации торгового флота был принят 23 января (5 февраля) 1918 г. «Все морские и речные суда всех типов, судоходные предприятия со всем имуществом, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям объявлялись общенациональной неделимой собственностью Советской Республики.»

Я могу лишь предположить, основываясь на опыте и знании натуры лодочников, их жизненной строптивости и стойкости, что они смогли что-то спрятать. Прятать-то было где! Например на Беклемишеве (Зелёный остров), который в то время выглядел совсем не так, как сейчас! Ведь Волга до плотины была гораздо уже, и потайных мест на островах вдоль Саратова и по течению реки вверх и вниз вдоль губернии было довольно много. Мало кто верил, что большевики всерьёз и надолго. Многие ждали лучших времён. Если честно, я надеюсь, что моя догадка верна. Кроме того, вдоль взвозов в городе полно дворов и сараев. Тот же Лопухин, будучи 30-ти с небольшим лет (очень деятельный и предприимчивый возраст), и уже построивший не одну лодку, расстаться со своей любовью вряд ли бы захотел, проще спрятать её в поленницу во дворе, сарае - от греха, и чужих жадных глаз подальше, до лучших времён. Кстати, по рассказам саратовских яхтсменов, так прятали лодки в 41-ом те, кто пережил смутные революционные времена, возможно, памятуя свой предшествующий пост-революционный опыт. Но это другая история, пока не буду раскрывать интригу.

В 1919 г. Комиссариатом Труда Саратовского района создаётся Волжская Трудовая Артель Лодочников. В декабре того же года от старое правление яхт-клуба распускается, бухгалтерия экспроприируется. Наличности в кассе оказывается 50,5 тыс. рублей, члены Артели оставляют запись в протоколе: «количество денег соответствует финансовым книгам».

Поднимают вопрос о «подыскании работ» для новых членов Артели. Предположу: Артель объединяла крестьян-лодочников, владельцев гулянок и большое количество грузчиков, бурлаков. С начала и до конца навигации, они зарабатывали на жизнь разгружая торговые баржи, лес. Пристаней вдоль побережья Саратова и Покровской слободы было много. До революции существовали рабочие артели или, выражаясь современным языком, «подрядные организации», занимающиеся рекрутингом рабочей силы. Скорее всего, эти «подрядные организации» были сметены революцией, как «эксплуататоры трудового народа». Возможно, именно поэтому правление Артели на одном из своих первых заседаний постановило разгружать баржи стоящие на песках. Как поступили с маломерным флотом? Из документов видно, что сначала лодки выдавались всем желающим, но количество поломок был настолько велико, что через месяц на заседаниях правления заговорили о необходимости ввести штрафы за порчу. Затем, постановили выдавать лодки только милиции. К концу сезона 1919, и милиции стали выдавать только по специальному запросу. Никаких документов о целях, задачах, которые бы ставила перед собой Волжская Трудовая Артель лодочников нет. С декабря 1919 по август 1920 правление меняется 7 раз, в том числе и из-за естественной убыли - время тяжелое, премию правление себе выписывать не забывает, видимо, из городского бюджета. Финансовые документы Артели не сохранились, но сохранились распоряжения правления о выдаче премий.

Обстановка в городе.

1919 - 1921-е вовсю полыхает гражданская, обесцениваются деньги, на набережной Саратова - беженцы, до глубокой осени.



В этот момент погибает деревянное здание Саратовского Речного Яхт -клуба выстроенное в 1904 году. Но всё-таки, каким-то чудом что-то удалось сохранить.

Из сохранившихся любительских фотографий и даже из воспоминаний старожилов можно сказать, что парусные лодки продолжали ходить, и даже проводились гонки!



«Из Протокола парусных гонок 1925 года на 5 миль: участвуют девять лодок - Сармат - рулевой Лопухин, Стрелка - рулевой Шмит, на Вопросе - Дыбов, на Ушкуйнике (!)- Ман, на Ri-Ri - Сорокин, на Скифе - Димитриевский, рулевой на Бое - Морев А.А., на Туане - Штейн, на Стелле - Силаври. Все - из «бывших». Эти яхты и имена до сих пор в памяти саратовских яхтсменов. Фамилии матросов: Страхов, Шапошников, Соколов А., Черенков, Гартлапп, Лошкарев, Серебряков, Иванов, Портнов, Тертель, Маслов, Жегины В.и С., Михеев, Андреев, Спиридонов

Кстати, о следах старинной «Шлюпочной мастерской» упоминал и организатор многочисленных яхтенных саратовский мероприятий, мастер спорта А.И. Вавилов. По его воспоминаниям, она находилась ниже современного здания Ортопедического института.

Пока всё, но продолжение непременно последует.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Государственный архив Саратовской области
  2. Фотографии: oldsaratov.ru,  http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-01-23-2.htm, http://oldsaratov.tilda.ws/yacht-club
  3. Воспоминания саратовских яхтсменов.

Саратовский речной яхт-клуб, Саратовский яхт-клуб на рубеже эпох

Previous post Next post
Up