Перед сном я слышала, как через кровать от меня ворочаются и болтают какие-то дети, въехавшие вместе с мамой вскоре после нас. Утром их след простыл, зато на кухне обнаружились бабушка с внучкой, они оживлённо обсуждали, что уже видели и что им предстоит увидеть. Никогда раньше не видела, чтобы в хостелах жили с детьми, да ещё и бабушки. Прогресс не стоит на месте. Кстати, когда мы с мамой планировали поездку в Австрию (в которую так и не поехали), и я заикнулась про хостел, мама с уверенным видом мне сказала, что у них там такого нет :)))
А меж тем, пока я обо всём этом размышляю, попутно вспоминаю, что завтрак мы умудрились съесть вчера вместе с ужином. Молодцы. Пришлось снова довольствоваться макарончиками. Зато в морозилке для нас уже был готов запас льда на день. Ура! Снова можно выдвигаться в путь.
Из хостела мы выселились, но вещи нам разрешили подержать у них до отъезда. И вот мы снова выходим в волгоградское утро, правда, уже не так рано, как вчера. Солнце уже начинает потихоньку припекать. Сегодня надо посмотреть памятники Сталинградской битвы, покататься на метротраме, съездить в Волжский, вернуться и подняться на Мамаев курган. Это - обязательно. Иначе сами себе потом не поверим, что в Волгограде были!
Сначала - пешком до мельницы и дома Павлова (почему-то их часто путают).
https://instagram.com/p/BXh9ubugI1q https://instagram.com/p/BXh-G3zg6K8 https://instagram.com/p/BXh94KdgfyW https://instagram.com/p/BXh-tK0AqSq На панораму Сталинградской битвы в этот раз не попали - замешкались при сборах и не вписалась в график. Будет повод приехать ещё раз.
А пока - в метро! То есть, конечно, не в метро, а на скоростной трамвай. Уже после нашего путешествия выяснилось, что это не такая общеизвестная штука, как я думала.
Так вот, рассказываю. Жил-был в Волгограде трамвай. Шёл себе по улице, а потом его загнали под землю.
Спускаешься, как на обычную станцию метро. И вдруг из тоннеля неожиданно выбегает трамвай.
На самом деле, здесь всё заложено так, чтобы при необходимости быстро достроить до полноценной подземки с поездами. Платформа надстраиваются за счёт нижних ступенек, снос конструкций в другом конце платформы удлиняет её, заменяется эскалатор, убираются провода, протягивается контактный рельс - и готово!
Видите, эскалатор закончился, а лестница ещё немножко идёт дальше? Это вот те самые несколько ступенек, которые в случае чего уйдут в толщу платформы.
Вообще, мы на входе на станцию поймали "языка". Женя хотел узнать, у какого из входов было что-то плиткой выложено и сохранилось ли до сих пор. По-моему, этого выложенного мы так и не нашли, но пойманная женщина не стала сразу вырываться и убегать и рассказала нам про этот самый метротрам интересного, и вообще мы очень приятно побеседовали, она порадовалась, что вот есть люди, которые приезжают, интересуются...
Это была моя попытка сфотографировать тоннель через заднее окно трамвая. Где вы в обычном метро такое увидите?
На метротраме мы поехали до конечной (часть пути осталась на поверхности, так что подниматься самим уже не пришлось), дальше сели на маршрутку и поехали в Волжский по плотине ГЭС. Солнце уже жарило вовсю, и мы снова двигались короткими перебежками от тенька к теньку.
https://instagram.com/p/BXiHMJ_A0md В каждом городе есть памятник его основателю. Но далеко не в каждом городе есть отмеченный табличкой дом, в котором этот основатель жил или работал.
Типовой детский сад 50-х годов. Кажется, там даже слышались голоса детей.
Памятник первостроителям Волжской ГЭС и г. Волжского. Мы не сразу поняли, но это такая бетонная штука, которой "притормаживают" реку на месте будущей дамбы. Сверху колоннады, окружающей памятник, как раз изображены разные этапы строительства.
Вдалеке виднеется Волгоград. Если присмотреться, Родину-Мать видно даже отсюда.
Вот она
Просто угол дома. Просто вид понравился.
Жил-был Усков Анатолий Павлович. И было у него столько заслуг, что на одну мемориальную табличку они не поместились, пришлось вторую привешивать.
А вот это - самый первый дом в городе Волжском. Во всяком случае, жилой. Тоже отмечен соответствующим образом.
Площадь Свердлова с его же бюстом
На вокзале города Волжского нам делать было особо нечего, но мы всё-таки зашли посмотреть. И увидели, что он по планировке точь-в точь как урюпинский. Только на втором этаже там красивые панно. Мы захотели подняться, чтобы на них посмотреть, но нас остановил охранник. Сказал, что без разрешения администрации нельзя. Не поленился позвать эту самую администрацию. Она, правда, посмотреть разрешила. Без фотосъёмки. Так что вот, что успела втихаря сфоткать, то и показываю :)
Не очень-то гостеприимный вокзал. Мы его покинули и пошли гулять дальше.
И Крым наш, и хлеб тоже наш.
Обшарпанный, но гордый памятник первому трамваю в Волжском. Кажется, что он парит над землёй. Или просто висит на пантографе :) А мимо ходят настоящие трамваи.
Время шло, и нам уже хотелось не только пить (слава Богу, бочки с квасом и просто ларьки с водой попадались на каждом углу), но и есть. Причём основательно так пообедать. Иногда даже жара не влияет на аппетит :) Пошли искать какую-нибудь едальню. А едален, как назло, в обозримом пространстве нет. Походили, поискали - и так и вернулись в Волгоград голодными.
Около тракторного завода имени Дзержинского нашли торговый центр с ресторанным двориком и от души подкрепились. Подкрепляться от пуза всё-таки было слишком жарко. Ели неспеша, в прямом смысле прохлаждались: ждали, когда жара спадёт. Потому что, во-первых, так и зажариться недолго, а во-вторых, чтобы почувствовать город, надо по нему ходить, а не ползать. Мы же не для того путешествуем, чтобы всё мимо ушей и мимо глаз пропустить? Тем более - по таким городам, как Волгоград.
До центра проехались на метротраме. В городе, кстати, действует вот такая транспортная карта. И на автобусе, и на троллейбусе, и на трамвае, и на метротраме. Кассирша говорила, что деньги на ней не сгорают. Правда, она же говорила, что мы можем ездить по одной карточке на двоих, а в итоге пришлось покупать ещё одну.
Сели на поверхности, вышли под землёй. Станция "Комсомольская":
Площадь Павших Борцов. В этом здании (кажется, это был универмаг) был пленён Паулюс.
Мы шли, и я думала о том, что вот в этом городе, на этих чистых и ухоженных улицах, разворачивалось то, о чём мы, слава Богу, знаем только из курса истории.
Нельзя побывать в городе и не отправить оттуда открыток. Тем более, что на почтамте работали кондиционеры! Жара-то, конечно, начинала спадать, но пока медленно.
Подписав открытки в прохладе, мы приободрились:
Пора было выдвигаться в сторону Мамаева кургана.
Мемориально-исторический музей "Военная история Царицына начала XX века". Да, кто не в курсе - сначала город назывался Царицын.
Вокзал. Рядом с ним - тот самый фонтан виднеется
Наконец 39 градусов жары сменились 36-37. И мы наконец добрались до Мамаева кургана.
Я и не знала, что вокруг Родины-Матери ещё столько памятников!
Родина-Мать и на фотографиях выглядит впечатляюще, а уж вживую - просто грандиозно!
На голове - что-то похоже на антенны, на кончике меча - сигнальная лампочка для самолётов.
Вообще, Мамаев курган - это огромная братская могила. Поэтому ходить там можно только по дорожкам. Об этом предупреждают объявления на входе, но некоторые входят с другой стороны и поэтому норовят то посидеть на травке, то сфоткаться там.
У самого постамента ведутся какие-то работы, нас туда не пустили.
Спускаемся
Уже совсем по темноте мы доехали до памятника чекистам.
Дальше пора было двигаться в хостел за вещами. Поезд у нас около часу ночи, но к тому времени с транспортом могут возникнуть проблемы, так что лучше посидеть на вокзале.
На вокзале делать было особо нечего. Мы чуть-чуть, как сумели, подремали и полюбовались потолками.
Вот такие потолки на вокзале Волгограда.
Поезд пришёл вовремя, и погрузились мы туда без приключений. Разве что разбудили соседей по купе. Или это они сами проснулись и решили выйти воздухом подышать? :) А, неважно. Важно то, что пора спать. Следующая остановка - Чапаевск!