Оригинал взят у
uta_kryakva в
Надо ли возвращать прошлое?Я тут немного выпала из письменной жизни, так как здорово занята своими процессами и огромным количеством всякого в своей жизни, что до ЖЖ не доходят руки. Не успеваю ни формулировать, ни писать, хотя в голове витает море идей.
Но всегда читаю и грущу об отсутствии сил на то, чтоб что-то сформулировать и написать самой.
Вчера посмотрела фильм по роману, который в юности был зачитан до дыр, "Великий Гэтсби" Фицджералда.
Это литература, на которой я выросла, которая во многом резонирует с моим внутренним миром, но тогда, в 17, я не была в силах сформулировать, почему оно так откликается, о чем это, просто интуитивно чувствовала в этом что-то свое.
Так что тут уж не написать никак:)
Итак, можно ли вернуть прошлое? И вообще зачем его возвращать?
Удивительно, как Ди Каприо одновременно и углубляет и меняет представление о фицджералдовском Джее Гэтсби, загадочном магнате, устраивающем роскошные вечеринки в одном из самых красивых домов нью-йоркского побережья. Леонардо создает образ одновременно взрослого мужчины и загадочного дельца-бутлеггера, вертящего миллионами, а с другой стороны человека, оставшегося в глубине души маленьким мальчиком из нищей семьи, верящим в то, что он сын бога. Он сыграл множество глубоких ролей и роль Гэтсби еще одна в ряду тех, где ему удавалось показать всю глубину души и очень полный, достоверный психологичный образ своего героя.
Гэтсби предстает человеком действительно незаурядным настолько, словно ему неизвестны ограничения, и он попирает все мыслимые и немыслимые законы бытия. С одной стороны он очень быстро достигает невероятных высот, а с другой стороны, в эмоциональной области, области понимания жизни, понимания людей, где дело касается глубоких романтических чувств, остается неразвитым и верит в чудеса. Он как раз из тех, кто смешивает внутренний мир с внешней реальностью, из чего и следуют то удача в делах, вероятно из-за его уверенности и желания реализовать мечту, то полный провал, заканчивающийся трагически, в котором его идеализированные представления о любви, невозможность видеть реальных людей и непонимание реалий жизни играют роковую роль.
В фильме (который во многом близок по тексту книге), который можно просто разбирать на цитаты, чтобы описать внутренний мир травмы, звучат многие заблуждения и "травматические" склейки, характерные ранним травмам.
Гэтсби искренне считает, что его желания достаточно для достижения всего, что только заблагорассудится, даже когда речь идет о других людях, в чью жизнь он врывается, он верит, что при определенных ресурсах можно все, в том числе буквально вернуть прошлое.
Он верит, что его представления верны и людей можно убедить в чем угодно, можно добиться чего захочешь. Можно воплотить то, что уже давно миновало и не удалось, если очень хочется и невозможно принять разочарование и потерю. Но при этом он остается невероятно привлекательной фигурой из-за своей глубочайшей верности себе, честности и прямоты, несмотря на спорный характер своей деятельности, что иногда не верится, что речь идет о начале 20-го века, а не о куртуазных временах храбрых рыцарей и прекрасных дам. Он велик в своей непоколебимой вере в существование своего всемогущества.
Здесь также еще раз можно наглядно ужаснуться той холодной и смертельной неспособности чувствовать, которой обладает Дэзи, выдуманная возлюбленная Гэтсби. Ее нарциссическая жестокость и забывчивость ранят не хуже огнестрельного оружия. О нет, при этом она вполне существует, но то, какая она в реальности настолько отличается от того, что он видит в ней, что иногда заставляет почти усомниться в ее существовании.
Что происходит при попытке воплотить внутренний мир в реальность и вернуть прошлое, знают все, кто читал роман или успел посмотреть фильм. А кто не успел, обязательно посмотрите, Баз Лурман воссоздал волшебный мир "века джаза" не используя практически ни одной джазовой композиции, зато включил в фильм столько прекрасных и стильных, сочетающихся между собой образов, домов, машин, вещей, что все вместе это производит непередаваемое ощущение эдакого пикового переживания, которое устами одной из героинь звучит очень верно сформулированным: "Живешь ведь только раз, только раз..."
Гэтсби разобьет вам сердце своей нежностью и своей непререкаемой детской наивностью, смешанными с недетской волчьей хваткой; своей судьбой и своей улыбкой. Он - прекрасный образчик амбивалентной пограничной личности, вмещающей в себя невероятные противоположности, уживающиеся в нем совершенно удивительным образом и смешанные в таких пропорциях, что только сама судьба так умеет, и только самые великие писатели могут это поймать и выразить словами.