1. Эмили Гунис. "Девушка из письма"
Жутко, что явление имело место ещё 50 лет назад. Автор собрала материал по Ирландии и Британии, таких приютов было порядка 172 перед началом конца. Девушек ссылали родственники, бойфренды, соцслужбы. Беременные вручную стирали простыни, подвернались побоям, моральном абьюзингу, их младенцев передавали на усыновление под письменный отказ от всех прав на ребёнка. История раскрывается через несколько поколений женщин, которые окажутся связаны друг с другом (не спойлер, это очевидно с первых страниц) и с приютом св. Маргариты. Ну разве мы живём не в лучшее время?
2. Оксана Гриценко. "Пассивная агрессия: тактики противостояния необ'явленной войне"
Автор выделяет 4 типа пассивной агрессии, половина которых направлена на жертву, половина из которых случайно на жертве фокусируется. Пока понятно и хорошо. В рамках типологии отличить один случайный тип от другого сложнее, а неслучайные друг от друга имхо вообще не возможно. Советы даются достаточно тривиальные, но с привязкой к 4м типам, поэтому воспользоваться ими будет затруднительно тем, кто с усвоением типологии не справился. Я вот, увы, не смогла.
3. Юлия Милович-Шералиева. "Возвращение героя. Архетипические сюжеты, древние ритуалы и новые символы в популярной культуре"
Без Карла Устава Юнга и Кэрол Пирсон, и так автор на книжку копипасты набрала. Для тех, кто вышеозначенных авторов не читал и не планирует, неплохо. Базовые знания по юнгианской психологии архетипов и их проявлениям. Из чисто авторского: у архетипов есть артефакты, через артефакты (мыло Dove, фастфуд и джинсы, "Харлей" и новая коллекция Вивьен Вествуд) видим, на кого направлен посыл (ребёнок, потому что мыло и белое, "славный малый" и бунтарь соответственно).
Неожиданно? Пожалуй, нет. Но не так все просто, есть и "новое слово" от автора. Она рассказывает, как должен выглядеть представитель архетипа, и вот тут масса прекрасного.
Если вам встретится человек в пробковом шлеме (ну а вдруг?), то это Искатель. Бунтарь любит одежду другого пола и драные колготки (кто-нибудь видел реального такого бунтаря, - пацика в женской юбке и драных колготках? Выступление на сцене не годится, там не протест, а эпатаж). А если пацик надел спортивный костюм яркого цвета с накладными плечами и четкими линиями, то он не разморозился прямиком из 90-х, а являет собой архетип Героя. Главное, не всматриваться долго в бездну, иначе бездна начнёт всматриваться в тебя, ога. Последняя часть этой книги самая мякотка, потому что в ней, наконец, появляется автор.
4. Даниэль Лопес Валье. "Исторические миниатюры: Как отвага, скука и любовь сформировали мир"
Есть у автора истории, которые пробивают до мурашек. Есть смешные истории, например, про одного воителя, который в нарушение договорённости выставить на битву 40 человек посадил на каждого коня по двое, в надежде непонятно на что. Персонажи одиозные, тем интереснее. Непонятно зачем вставлен пассаж про Россию и СВО в контексте "мир не будет прежним", но это не влияет на то, что книга читается с живым интересом.
5. Кароль Мартинез. "Сшитое сердце"
Скорее всего, это моя книга года. Она чарующая, трогает душу, потому что рассказывает о сильных женщинах, остающихся нежными среди смерти, нищеты и обстоятельств. Эту книгу причислили к магическому реализму. Магия - в преданиях, заклятиях и шкатулке, передаваемой по наследству. В этой шкатулке - дар для каждой девушки рода Караско. Книга расскажет про каждую из них, как они этот дар обуздают и будут использовать, или нет. Этим даром может быть музыка, слово или ремесло, все тоньше и интереснее, чем если бы автор положила в шкатулку банальные артефакты типа неразменного рубля или скатерти-самобранки. Реализм - в том, как волшебство вписано в жизнь, с её смеитями, революциями, похотливыми павианами или высокомерными соседями. В этой книге есть древние ценности, - любовь, отвага, созидательный труд и характер: стойкость, вера и величие души, аромат сказок Востока и образность, красота творений мастерицы-швеи. Это взрослая женская книга, в ней есть уважение и сочувствие к женщине, которой до сих пор (не везде, но) живётся во многом сложнее и противоречивые, чем мужчине. Очень-очень рекомендую.
6. Александр Таиров. "Импрессионисты: игра света и цвета"
Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гон, Поль Гоген. Интересные факты, искусствоведческий разбор картин, сами картины. Очень живой лёгкий стиль, дан общий культурный и исторический контекст. Подойдёт и тому, кто лихо отличит фовизм от пуантилизма и найдёт отголоски творчества Веласкеса в творчестве Ван Гога и тем, кто думает, что "огюст ренуар" это пироженка типа блан манже.
7. Кристина Далчер. "Голос"
Интересный замысел: женщинам в Америке (какая ирония!) надевают "браслеты" - счётчики слов, в день установлен лимит в 100 единиц. Женщины лишены возможности работать по профессии, находятся под наблюдением камер, им даже запрещено читать и покупать письменные принадлежности. Они должны стать надёжно поддержкой и опорой своих мужей, и чтобы читателю стало жутко, автор придумывает, что наказанием за неповиновение будет удар током, остракизм, тюремное заключение. За идею ставлю *****, за реализацию, елейную, невероятную концовку ***, итого ****. Поклонникам антиутопий книга должна понравиться.
8. Тэффи. "Забытая Тэффи. О" Титанике, кометах, гадалках, весне и конце света: неиздававшиеся фельетоны Надежды Тэффи с предисловием Антона Нелихова"
Надежда Тэффи в наше время снова стала известной писательницей, как юмористка в первую очередь. И не зря. В этой книге она фельетонистка (наблюдательница). Многое, о чем пишет Тэффи, актуально и сейчас, что-то кажется любопытный, но принадлежащим ушедшей эпохе (для, этого есть сноски). Судя по названию, отобраны самые яркие работы Тэффи (она очень плодовита была). Читать интереснее со вступлением, потому что перипетии жизни автора (безвестность, слава и богатство, брошенный дети и мужья, эмиграция) имхо интереснее её фельетонов уж точно (рассказы Тэффи определённо мне нравятся больше её заметок "на злобу дня").
9. Николай Александрович Лейкин. "Наши за границей: Юмористическое описание поездки супругов Николая Ивановича и Глафиры Семеновны Ивановых в Париж и обратно "
В аннотации к книге сказано, что до революции та выдержала 27 зданий, а потом была незаслуженно забыта. Была у новой власти не ко двору. Сейчас мы поехать в Париж можем едва ли, а послушать про то, как ездили туда сто лет назад, можем (пока ещё). Приятные герои, забавные сценки, вызванные незнанием иностранных языков, комичной самоуверенностью героев и, конечно, отсутствием карт с GPS и Google переводчика :) вместе с прекрасным лёгким слогом автора так и похожи, и не похожи на нас сегодняшних. Любопытно проводить разные параллели, про героев и себя, про сто лет назад и сейчас, про невежество и доступность знаний, про то, как было можно и как стало нельзя. Но без сожалений и печали, легко и светло. Рекомендую очень.
10. Эмма Хоутон. "Тьма"
Понравился. У меня не очень прокачанное критическое мышление, чтобы понять, насколько реалистичны реалии Антарктиды и возможно ли выжить в заданных автором условиях. Не хватило мотивации главному злодею, но все равно читала на одном дыхании. Основные сомнения, кстати, не по фактуре места действия, а по тому, что привносит в героев автор. Наркошу берут на станцию доктором? Позволительно отсыпать себе опиатов и пройти медкомиссию официально с зависимостью от препаратов? Чёрная женщина - главный метеоролог? Супер толерантная книга: здесь есть хороший русский Арк (Аркадий), похожий на медведя. Он не пьёт, не любит Путина, но любит русскую литературу. В качестве оммажа разным национальности, кроме темнокожей Сони, есть индиец, который готовит еду (и ни одного китайца). Не супер, но пойдёт.
Перешла с МТС Строк на Яндекс Книги. Во-первых, Строки наврали с моей подпиской, уменьшив её период и заранее закрыв доступ (оставалось ещё несколько часов). Во-вторых, Яндекс Книги выгоднее, а по ассортименту то же самое, и интерфейс у них вполне себе приятный, хоть и слегка перегруженный. Понравилась фишка начинать книгу в аудио, а при невозможности слушать дальше (на работе, хе-хе), переключаться на текст (это называется "синхронизация") без потери времен на поиск нужной строки. Очень годная годнота.