Немного о том, как мы снимали
фильм "Козуля - рождественский пряник". Перед
козульным сезоном-2013 мы не предполагали, что мы будем делать фильм, да такой сложный и подробный. Просто я люблю печь козули перед Новым годом и Рождеством в подарок друзьям и родным, а муж любит снимать красивые вещи. И еще нас очень вдохновляет совместное творчество.
Покопавшись в переписке "накануне" с моей "козульной сестрой" Машей
letogdeto, я обнаружила сплошной наивняк:
- печем?
- клево, давай!
- муж обещал плиту купить... кстати, будет рассылка по группам НОРС-Р, можно всем по козуле с лилией вложить...
- Арсений готовится снимать процесс, оденься не в розовое...
- Надя, а мы всё завтра успеем? Или завтра тесто, а вырезать во второй заход?
- на прянике (лилии) символическая коняшка будет хорошо смотреться. Можно его сделать двухцветным...
В итоге Маша приезжала к нам часто-часто, и отвозили мы ее домой каждый раз посредине ночи, а сын просил весь декабрь "скажи, что сегодня придет Маша".
А неосторожная мысль "вложить по козуле с лилией" вылилась в 120 крупных и 5 огромных четырехцветных пряников в 25 см высотой, которые отправились в 20 регионов России в предновогодней рассылке
скаутской организации.
Но лучше по порядку.
Техника для съемки кулинарного фильма.
К моменту съемок фильма Арсений уже немного "накопил жирок": сделал осветители из пластиковых коробок, фольги и энергосберегающих ламп, собрал для осветителей стойки из старых микрофонных стоек, получил заказанные на ebay держатели для света и камеры, светодиодный киноосветитель...
Во время съемок он соорудил несколько конструкций мини долли (камерных тележек) из подручных средств и вообще постоянно что-то конструировал, экспериментировал и отлаживал.
Процессы, которые происходят во время замеса козульного теста, очень красивы, наверное, вы это почувствовали.
Цвета, фактуры, движения, состояния, череда действий, дым, пар, пузыри, бурление особенно через объектив приводили нас в восторг, мы точно были похожи на сумасшедших идиотов. :) Оператор самоотверженно снимал всё, практически засунув объектив в кастрюлю. Фокус в режиме съемки видео на нашем CANON 600D, естественно, ручной, так что ловить его на кучке муки или куске плавающего тающего масла было непросто (кристаллики сахара - совсем другое дело!). Но зато когда кадр действительно получался, эйфория оператора сразу же передавалась всем остальным. Мы вообще творили всё это в состоянии полной эйфории. Это состояние дорогого стоит!
>
Арсений снимал фотографии в режиме timelapse (съемка раскладки лилий - это будет в скаутской части фильма), замедленной съемки (выпекание ангелов в духовке). Я немного топорно опробовала timelapse при росписи церквей.
Проводки по готовым козулям осуществлялись при помощи самодельной тележки долли.
Тележки собирались из сыновьих машинок, конструкторов и запасов из отцовской кладовки. Сейчас-то тележка уже на обрезиненных колесиках от роликов сделана.
Наша плита заметно преобразилась в процессе съемок. :) Замес теста производился на одной плите, выпекание, варка глазури - уже на другой. Было заметно в фильме? :)
Про нюансы технологии изготовления козуль можно прочитать в предыдущих постах по теме.
Однако здесь хочется упомянуть две вещи.
Тесто, которое получилось при замесе на камеру, получилось не совсем правильным, в нем оказалось больше муки, чем нужно. Правильное тесто должно быть ровным, блестящим, жирным, темноватым и без складок. Таким, какое показано в фильме на раскатке и выпекании (эта порция теста была приговлена позднее)..
Второй недочет - это использование в фильме блендера при замесе теста вместо миксера. Миксер у меня появился только в январе 2014 года, когда все кадры уже были сняты. Работайте миксером, он колоссально облегчает работу!
Кроме Маши к нам два раза приходила Вера (на фото слева) - выпекать и разрисовывать лилии. Она очень помогла.
Это встреча в аэропорту с пермскими скаутами, передача посылки. Логотип скаутской лилии я могу теперь нарисовать чем угодно и с закрытыми глазами. :)
Помимо "мастерицы-козульницы" я была еще декоратором, реквизитором и костюмером в фильме.
Шел постоянный поиск цветовых решений...
Красота рук, ногтей, соответствие одежды в кулинарном фильме важны ни чуть не меньше наличия хорошего освещения. Видели плохие примеры с облупившимся лаком или грязью под ногтями, когда отсматривали кулинарные фильмы при подготовке. Очень отталкивает. Каюсь, пришлось помучить Машу разок растворителем 646, поскольку жидкости для снятия лака для ногтей не оказалось, а цвет ее свежепокрашенных ногтей был темно-серым :).
Мы не претендовали на исторический фильм, но хотели соблюсти стиль: северный, рождественский, народный. Мы хотели показать то, как можно вписать в современную жизнь старинный промысел и получать от этого тепло и радость.
Очень важно было достать вдохновляющий реквизит. И тут я должна поблагодарить исполнившую все мои желания семью Шулаковых - Наталью и Валентину Павловну. Самовар, фартук, туесок, часть чашек и тарелок, глиняный ангел, салфетки - это всё шулаковское!
Но моя наглость была бы неполной, если бы в день съемок рождественского чаепития - трехлетия сына Натальи - я не поняла, что ни одна моя скатерть не подходит для нашей сцены. Подходит одна только в мире скатерть - шулаковская, на которой мы утром праздновали трехлетие мальчика Игоря! Я приползла на коленях, и скатерть мне выдали в натуральном смысле из-под блюд во время семейного ужина... Где еще найти столь милостливое семейство с самоваром в Бирюлево?
Ну вот мы и добрались до последнего и в чем-то главного героя фильма. Работать с этим маленьким благодарным актером - одно удовольствие. Я не знаю, способен ли кто-то еще из детей в подобном возрасте играть много-много дублей, искренне радоваться на тридцатый по счету внос козуль или дарение мешочка, есть и не есть козули в зависимости от команды "можно" или "нельзя", излучать столько позитива! Мы были искренне поражены его актерскими качествами, выносливостью и терпением. Но, видимо, ему помогало, что играл-то он истинного себя :).
Детская русская рубашка сшита добрыми руками моей мамы, она оказалась очень в тему.
А еще мы монтировали... Монтировали к сезону-2014, так как решили, какой толк от фильма в феврале или июне? Думаю, это было правильно.
В прошлом году сделали только черновую сборку некоторых частей фильма, а в этом году работали детально. Подбор музыки - крайне интересное и увлекательное занятие, особенно, если чувствуешь видео и понимаешь, что здесь должно быть. Очень важно подобрать ее так, чтобы она помогала двигать процесс, а не мешала ему или не перетягивала акцент на себя. Веселее всего было работать над последней мелодией. Мы долго искали на конец что-то народное, но без слов, такое, чтобы был драйв, динамика, взрывное настроение. Фантастическая "Камаринская" группы "Тролль гнет ель" была найдена после 4-х часов поиска, но слова в ней, конечно, очень специфические. Арсений ловко вырезал лишнее, оставив только проигрыши, сделал отличный звуковой файл.
В ноябре-декабре мы монтировали ежедневно недели две. Что мне особенно нравилось, это взаимозаменяемость. Один уходит гулять с ребенком, второй монтирует. Потом наоборот... В июле этого года я набила руку в съемках и монтаже, поэтому принимала активное участие в монтаже этого фильма. Но бОльшую часть монтажных работ выполнил, конечно, муж.
В общем, количество часов, затраченных на фильм, трудно измерить. Для нас это был проект-эпопея, которым мы очень довольны. До новых встреч!