Разумеется, поэты все вокруг!
Кто ни пробовал из вас хоть раз сочинять стихи?
Я не исключение, и первый мой мусор появился ещё в школе. Сейчас навыки подточил.
Чтобы оценить, кто же вам даёт советы, приведу пример.
Дело было вчера. Подруга пишет рекламу Аэроэкспрессу.
Я взялся немного помочь. 5 минут и вот почтипушкин:
Можно писать нейтрально:
Спит под шапкой красный поезд,
Поезд этот не простой:
Из заморья городское
Население людское
Мчит скорей к себе домой
А можно всё обесценить....
Летит состав безмолвный ниоткуда
И путь его тернистый вникуда
Любая охреневшая паскуда
Способна вылезть и залезть туда
Угрюмый пассажир и машинист взбешённый
Надрывный стук колес: "Мы - в ад! Мы - в ад!!!"
В хлам самолет, пилот опустошённый,
Бортпроводник - чудак умалишённый,
Кондуктор в довершенье - психопат...
Ничто не греет! Нет у нас спасенья,
Мертворождённое тупое поколенье.
Наш мозг пропит, рассудок чист, в душе смятенье,
А вместо слов отборный матью перемат.
А можно добавить романтики:
Что снится Аэроэкспрессу в ночь под зиму?
Как он катал в себе еврейку Фиму,
Татарина Азиза, польку Еву,
Английскую Елизавету королеву.
Ему отнюдь не чужды грёзы,
Во стужу-снег-грозу он видел слёзы
Он слышал в тамбуре унылого абрека сказ,
Теперь он знает всё. Про всех про нас.
Гудок. Вагон качнуло, предвкушенья миг исчез.
Ямщик в фуражке тронул рукоять волшебную,
Поплыл перон, носильщиков телеги здоровенные,
Дороги доброй, Аэро-экспресс!
ИТАК СОВЕТЫ, ЧТОБ НЕ ПОЭТОМ СТАТЬ, НО ХОТЯ БЫ РЕМЕСЛЕННИКОМ:
1. Только простые мысли. Ничего для себя. Для себя есть голова, стихи мы пишем для других.
2. Никогда не заменять недостающий слог мусором типа: я, мы, ты лишь, только ведь, всего лишь, я ж, тогда ж, увы, то, либо и нибудь. Любой такой слог - почти верное доказательство отсутствия рифмы.
3. Соблюдайте рифму. Иначе это не стих. Те, кто умеет писать белый стих, вначале блестяще писал обычный. Никаких белых стихов!
4. Качество рифмы. Жестко следите что с чем рифмуем. "Мы" на "вы" - нет. "Розы-морозы" - нет, "душа и душ" - нет, нет и нет. Рифмы хотя и лежат поодаль, но должны соответствовать настроению - нельзя рифмовать пошлятину с душевными муками, пусть даже это идеально подходит, как те же "мукА" и "мУки".
5. Разнообразие рисунка. Уходить от чистого ритма - через строку или парой строк рифма. Играть, искать, но не ломать общий ритм, так чтобы один стих читался одним дыханием.
6. Искать образность, стих - это не баллада, нет задачи чего-то рассказать или описать. Стих - это эмоция. Если стих непонятен - это мусор, т.к. он не вызывает эмоций. В стихе должны быть простые и всем понятные ценности. Поэт - это человек, который использует те же слова, что и другие, только ставит их в такой последовательности, что и зовется другими поэтом.
7. Забыть про банальные сочетания слов. "Пламенеющий закат". Это пошло и ужасно. "Лиловые губы", "аромат твоих волос"... блевать хочется от этих идиотизмов. НИКОГДА!
8. Использовать замечательное свойство русского языка - непотерю смысла при перестановке слов.
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом - по правилам русского языка должно быть так:
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
9. Никаких очевидностей и предсказуемостей - типа она изменила, а он отомстил. Вот если она изменила, а он простил, с букетом лезет на балкон - уже интереснее. Нет несочетаемого. Хитрее зверя нет, чем лис усатый. И на лису найдётся тварь хитрей.
10. Точность! Если у вы уже третью строчку описываете что-то, верный признак, что у вас нет точных слов или вы просто не знаете, что хотите скзать. Встречал несколько страниц описания леса. Хотелось ударить поэта, чтобы это быстрее закончилось.
11. Не бояться сочинять слова, если они понятны. По контексту или по слогу. Но только на пике эмоционального подъема или уж если очень красивые. Сочинять ради подбивки слога - это мусор.
Думаю, есть только один критерий неплохого стиха - полное понимание эмоции незнакомым человеком. Остальное - для себя, для себя, для себя. И никакого отношения к искусству не имеет.
Несложно, применяя эти подсказки, помогать друзьям в их творениях.
Опять же из вчерашнего:
ПОДРУГА
Луны играет луч на роже,
пойду я к речке, без прохожих..
Найду местечко по грязнее
где кучай свай в воде торчит.
МОЯ РЕДАКЦИЯ
Убийца луч как лезвием по роже
Начертит лунный путь к реке, где буду бить прохожих.
Из мертвенной воды на пиках ржавых свай
Покойников моих взойдет несметный урожай.
ДРУГ
Сквозь редеющие облака забытья
Всё невыносимее жжёт тёмно-фиолетовое солнце безумного бога.
Всё теснее спираль событий из будущёго и прошлого,
Выговаривая угрозы сквозь мои собственные зашитые губы.
МОЯ РЕДАКЦИЯ
Редеют, растворяясь, облаков лапши узоры,
Стирая образы, что мне запретно знать,
Блаженный солнца диск невыносимо горд собою.
Безумный бог сожженья, готовый приговоры исполнять.
Зашит спиралью код. И рот зашит. Безмолвье!
Нарушив правила течения времён, я ожидаю в скуке,
Ко рту же тянутся чужие руки,
Мои повисли - дел невпроворот.
А в отраженьи всё наоборот:
Как будто их дела не в роковых идеях,
А в пустозвонье слов, движениях простых, пустых затеях.
И ещё! Кто сказал, что Пушкин прав? Я вот не согласен:
ПУШКИН
Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш;
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим...
МОЙ ОТВЕТ
Романтики, безумства - без оглядки,
Весёлой кутерьмы - да! мы в порядке!
Мы мечемся, беснуемся, летим,
Своим летам мы беспрестанно мстим.
И не дождутся заунывные дедочки,
Сидящих нас меж них на пятой точке!