I. ПОЧЕМУ НЕ УЧИТСЯ ЯЗЫК
Потому что единственный способ его выучить - это учить.Какими же уловками мы пользуемся, чтобы этого не делать?
Их арсенал велик и разнообразен.
Я глупый или у меня нет склонности к языкам
Это самая простая позиция, ведь если в это поверить, то вообще ничего не надо делать.
Правда в том, что любой навык развивается практикой. Студенты языковых вузов не родились с навыком запоминать 20 слов ежедневно, все это годы тренировок. Никакие они ни способные к языкам, это результат их работы.
Память, дисциплина и навык учиться развиваются тренировкой.
Может ли полный человек стать спортивным? Может. И когда он подходит к турнику, он не ставит срок в 2 месяца по часу в неделю? Чтобы просто прийти в форму надо 2 месяца заниматься по часу через день. Потом накачивать мышцы, потом поддерживать форму.
Занятия с гантелями 1 час в неделю не доказывают нам, что накачать мышцы нельзя, мы понимаем, что это слишком редко и что одних гантелей мало, а вот такой же подход к изучению языка почему-то нам доказывает, что «языковые мышцы» лично у нас вырасти не могут. А если сделать за жизнь таких неправильных попыток несколько, то это убеждает, что у нас нет склонности к языкам.
Чудо-методики
Вера в то, что есть чудо-методы или супер-курсы, или гений-репетитор уничтожает настоящие попытки изучить язык. Ведь если 25-ый кадр работает, то напрягаться не надо. На самом деле, знания даются только потом и кровью, других путей нет. Методика и учитель могут этот путь облегчить, сделать увлекательным, но никогда не дадут знаний. Человека нельзя научить, обучение всегда происходит самостоятельно. Человеку можно помочь, но только при его огромном желании и его личной системной работе с самим собой. Системной, - значит, занятия должны быть длительные по времени, регулярные и без больших перерывов. В точности, как в спорте.
Покупка дорогих книг и высокая оплата преподавателя не дают никаких результатов как раз потому, что мы считаем, что получение знаний зависит от них, а не от нас. От покупки чудо-книжки и оплаты дорогого тренера мышцы не появляются, это все знают.
Они появляются только от личных занятий, не обязательно в зале, не обязательно на дорогих станках, не обязательно по правильной методике, не обязательно за деньги. Но обязательно от постоянных занятий, в которых напрягаться приходиться лично самому значительное количество времени.
Чудо-методики - это реклама, никакого отношения не имеющая к результативности, потому что это реклама чужих мышц, на которые потрачены личные усилия других людей, а не нас. Вера в чудо-методики убивает последнюю надежду на знания, потому что убеждает в возможности не тратить личных усилий и значительную часть своего времени.
Поверив в чудо-способы, люди не видят результатов и пытаются сменить «неправильную» методику на «правильную». «Это у меня просто книжка не та, есть гораздо лучше» - одна из самых распространенных уловок для себя самого, чтобы продолжать не заниматься.
Выучить язык можно по любой книжке, потому что если это книжка, значит, кому-то помогла, раз стала книжкой. В любой книге есть методика, если метаться между методиками, будет не лучше, а хуже. Есть, конечно, странные методики, например, те, который используют в школе: все времена разбиты по разным годам обучения, хотя учить их надо сразу, и займет это не больше 1 урока.
Простой вывод: любой может выучить язык, для этого не надо особых способностей. Конечно, сделать это школьнику или студенту, который реально учился, а не «сдавал» экзамены, гораздо проще, потому что его навыки учиться и запоминать уже развиты. Если вы не на словах а в действительности способны похудеть и нарастить мышцы, значит, и выучить язык - тоже. Уловок не учить - сотни!
II. КАК ЯЗЫК УЧИТЬ
Способов много, выбирай любой, но никакой из них не поможет, если он лишь для пополнения коллекции.
Мотивация
Это то, что дает желание. Самый сложный из вопросов, которые надо решить. Не решить - все впустую.
Даже при очень хорошем преподавателе или курсах придется возвращаться домой, где окружают люди, которые не знают язык и знать не хотят. В стране он нигде не используется, иностранцев нет, в жизни он не нужен. Абстрактные рассказы о каких-то поездках или высокооплачиваемой работе поддерживают желание недолго.
Поддерживать желание - самый трудный вопрос в изучении. Гораздо более сложный, чем сам язык. Хорошая методика, общение с носителями, увлеченная компания, воля, выработка привычки, например, без книги не входить в метро, конечно, помогают, но этого мало. Придется самому себе постоянно придумывать, как не скиснуть на нелегком пути. Особенно при том, что все вокруг привыкли изображать, что учатся.
В современной педагогике считается, что мотивация должна занимать до 30% урока. Похоже ли это на то, как нас учат?
Правильные слова
Найти слова, которые надо учить не просто. В разговорной речи их не больше 2 тысяч, а в словаре - под 50. 40 тысяч в жизни вообще не используют, некоторые слова знают только писатели и поэты. Не учите слова без разбору.
Учить по словарю нельзя даже нужные слова, потому что вместо «бежать» выучишь «убегать». Получится: «по утрам я люблю убегать». Цель словаря - справочная.
Без контекста не выучить, иначе «я считаю, это правильно» будет звучать «я калькулирую и это хорошо».
Слова надо выбирать такие, которые сразу начнешь использовать.
Найти «нужные» слова можно только с помощью практиков. Если уделять время «неправильным» словам, то в это время не учатся «правильные». Будешь знать «сундук» и «трактор», но не узнаешь про «насморк», «занавеску» и «кран».
Перекосы
Словарный запас, грамматика, произношение, восприятие на слух, чтение и практика.
Все эти элементы важны, не развивая даже один из них, получим перекос.
Со слабым словарным запасом не поймешь оттенков, не поняв даже одно слово, можно потерять смысл: «я не очень люблю рыбу».
Без правил (грамматики) не получится говорить красиво: «моя тебя не понимать», слова правильные и смысл понятен, а слушать тяжело: в таком общении не возникнет доверия.
Плохое произношение - тебя не поймут.
Плохое понимание на слух (аудирование) - частый перекос при самостоятельном обучении - не позволит понимать других, тебя поймут, а ты других - нет.
Чтение и письмо - важная часть жизни. Быстро развивать язык без этого не выйдет.
Практика - это оттачивание всех навыков в реальном общении. Бегло говорить без практики не получится.
Сколько учить
Почему отличники из простых школ не говорят на языке, а троечники из спецшкол - всегда говорят. Потому что помимо прочего в простой школе 2 часа в неделю, а в спецшколе - 11.
Тренировка - это тренировка. Как в спорте. Очень похоже.
Три раза в неделю по часу - мало, но хоть что-то. Перерывы в 2 недели - сильная потеря формы.
Полгода по часу в день обычно достаточно, чтобы нормально разговаривать и понимать. Овладеть языком самостоятельно не так сложно, это очень экономный способ, но будет страдать произношение, аудирование и практика.
Компенсировать это можно несколькими коррекциями с преподавателем.
Уровень языка
Даже понимание, что речь ведется именно на этом языке - это тоже уровень владения языком. Самый первый. Это важно знать, чтобы не ставить цель быть лингвистом, потому что она труднодостижима и для носителей языка, и может показаться, что нет развития.
Уровней овладения много, продвижение от одного к другому - это хорошо.
Знания не появляются за один урок, это долгий и постепенный процесс из нескольких этапов.
Если учитель ругается: «я вам говорил это на прошлом уроке!», стоит предложить ему прочесть 20 страниц китайского словаря и назавтра не ошибиться.
Но есть одна хитрость, которая сильно увеличивает скорости овладения - это мотивация.
Уровень педагога
Есть в педагогических вузах такой вопрос: что лучше, «добрый» учитель, но плохознающий, или злой, но профессионал?
Мудрый ответ - это добрый, потому что после него возникает мотивация, которая заставит заниматься и дома, увлечься самим предметом.
Кто научит лучше троечника? 4-шник, 5-шник, учитель или профессор?
Ответ - четверочник, потому что его уровень чуть выше, а говорят они приблизительно на одном языке. Профессор неэффективен, - для троечника он с другой планеты.
Выбирайте для учения близкий вам уровень. То есть, платить 100$ в час носителю языка на начальном этапе не стоит, ведь начинать надо с опорой на родной язык. И не надо нанимать ребенку репетитора-профессора. Звучит солидно и стоит дорого, а эффект хуже, чем от студента.
Учиться надо по близкому уровню, значит, незнакомых слов должно быть лишь несколько. Если читать уровень ниже - возникает уверенность в себе, повышается мотивация, если уровень завешен - не только ничего не учишь, а еще и падает самооценка, а следовательно, и желание учиться.
Начните с пробного урока. Оцените преподавателя по простому критерию, может ли он создать мотивацию и сколько времени уделяет этому. А через пару уроков - есть ли изменения в понимании и говорении.
Удивительно, но и репетиторы за деньги ведут точно такие же фиктивные уроки, методом которых служит переписывание и вопрос "понял? ну пошли дальше", видимо, просто иначе не умеют. Даже желание получить честный ответ на вопрос "понял?" переворачивает всю эту систему с ног на голову... ведь обычно никто ничего не понимает.
Выбирать преподавателя надо по принципу «УЧИТЕЛЬ - ЭТО НЕ ТОТ, КТО УЧИТ, А ТОТ, У КОГО УЧАТСЯ». Значит, важен не столько уровень его знаний, сколько реальное и быстрое улучшение вашего языка.
Какие цели ставить
В стране, где люди повсеместно притворяются, что учатся, очень сложно вдруг отказаться от общей привычки изображать себе, что учишься.
Надо перестать обманывать себя.
Для чего ставить задачу выйти на уровень носителя языка?
Разве плохо говорить и понимать ХОТЬ КАК. Какой смысл знать правила и не говорить?
Моя подруга-профессионал Юля Билич напомнила, что все забывают, для чего язык: он нужен для коммуникации, если она установлена - задача выполнена. Быть переводчиком дипломатического корпуса - очень красиво, но изъясняться и понимать простых людей, как это умеют во многих уголках мира - часто вполне достаточно, и если люди достигнут этого уровня - здорово. Если про вас скажут: «говорит с ужасными ошибками, но говорит и понимает" - неужели это мало для старта?
Без правил выжить можно, ведь есть люди, просто прожившие в Англии 3 месяца, и говорящие без единой книжки и правила... вполне сносно. А еще есть миллионы школьников, отдавшие языку 7 лет жизни и ничего не умеющие. А еще миллионы студентов, отдавшие языку уже 10 лет, все с тем же результатом.
Для старта надо почувствовать вкус в говорении и понимании ХОТЬ КАК. В столь тяжелой ситуации с языком в нашей стране это вполне оправдано.
Правила
Сколько правилам английского языка? Как давно они существуют?
Им - чуть более ста лет. Правила - это наслоения на уже существующий язык для того, чтобы быстрее его изучить. Это искусственная вещь, придуманная людьми. Любой также может найти закономерность и написать свое правило. С правилами надо быть вольнее.
Сколько исключений из правил произношения? ПОЛОВИНА.
Задачи "научиться есть устрицы красиво. а не абы как" в Конго не стоит.
Дайте им риса, и не говорите: "только при условии, что они его будут есть красиво, чтобы над ними не смеялись".
Страна не умеет говорить, если она научится говорить хоть как, потом можно будет размышлять и о манерах, то есть, учиться говорить правильно.
Какую методику выбрать
Ту, которая лично вас учит.
Замечено, что обычная школьная методика очень странная.
Нам дают времена маленькими кусочками, разрозненно, бессистемно, отрывками.
После каждой такой подачки идет долгая зубрежка. Полного представления о языке не возникает.
Отчего-то считается, что язык учится именно зубрежкой по книге и по записям в тетрадке.
Почти никакая методика не занимается вопросом мотивации, хотя без этого обучение превращается в муку: в голове ничего не остается.
Выбросьте учебники Бонка. Возьмите да хотя бы самоучитель А.В. Петровой, мало ли книг.
Слова надо учить по ассоциациям, по любым, главное, чтобы вспомнить. Времена надо давать разом, чтобы была цельная картина. Слова учить только те, которые используешь. Общаться надо как можно больше, читать и слушать только то, что близко по уровню. Все время искать мотивацию, увлеченная компания очень мотивирует, а компания тех, кто учится фиктивно - страшно снижает желание.
Что мешает заговорить?
Помимо общей привычки притворяться, что учимся, мизерного времени на изучение и странной школьной методики.
Правила! Вернее, то, как реализуется учительское желание, чтобы ученик им следовал.
Люди боятся ошибиться! Они со страхом подбирают слова и поэтому не говорят.
Почему же они боятся ошибиться?
ПОТОМУ ЧТО УЧИТЕЛЬ РУГАЕТСЯ! По-разному, от тихого укоризненного взгляда или вздоха до крика.
На учителей действует их "профессиональное".
Ведь они всю жизнь отдали языку, были фанатами в школе, кто-то родился или жил за рубежом, закончил языковой вуз, преподавал.
Легко обвинить окружающих, которые первый раз слышат о том, что тебе очевидно. Ведь ты посвятил этому жизнь.
Учителя мешают говорить, заставляя говорить по правилам. Ведь, чтобы заговорить, помимо прочего надо расслабиться.
Многие из учителей не знают основы педагогики и психологии, а именно КАК приобретаются знания, не знают, что этот путь не одноэтапный, объяснениями и упражнениями он совсем не заканчивается и что ОШИБАТЬСЯ МОЖНО И НУЖНО.
Ну вот, теперь мы знаем основные причины, почему язык не учится! И что дальше мы станем делать? Придумывать себе уловки или учить?
Знать "правильный путь в изучении языка", то есть что все зависит только от тебя - это знать настоящий диагноз, как в медицине. Не хочешь слышать, что у тебя диабет, что ж - лечись от простуды, но и результат будет соответствующий. "Правильный диагноз" рушит маркетинговую политику продаж языковых курсов, тренингов и репетиторов. Моя подруга Вика Виноградова, прочитав заметку, говорит: "Миша, ну это же все очевидно", однако, мне так не кажется.
Озвучивание этих очевидностей теряется в лавине сопротивления бизнес-среды: от охаивания до предложения новых "чудо-методов" и "супер-репетиторов". А еще предложения продавцов с легкостью подхватываются нашей ленью - ведь это всегда предложение не напрягаться: ты обливаясь потом, поднимаешь штангу и слышишь: "во-первых, поднимешь неправильно, а во-вторых, неужели не знаешь, что можно стать спортсменом намного быстрее и без поднятия тяжестей?!"