Apr 26, 2011 18:29
Бойл режиссер интересный. Прежде всего амбициозный. И еще англичанин. Это сочетание можно назвать довольно характерным, говорящим. Самый его знаменитый, "На игле", смотрели все. Тема наркотиков, в отличие от не менее популярного "Реквиема по мечте", обыграна без дидактики, скорее созерцательно. Ты как будто погружаешься в сон, когда на экране несколько наркоманов занимаются своими наркоманскими делами. Самые знаменитые сцены с нырянием в унитаз за таблеткой и галлюцинаций от ломки в виде младенца под простыней сняты бесцеремонно, от этого запоминаются намертво.
"28 дней спустя" режиссер снимает в Англии. До этого он успел уже снять в Голливуде "Пляж" с Ди Каприо, который был обругал критиками и не сделал никакой кассы. Такое впечатление, что он делал это кино для себя. Это, конечно, не правда, человеку, уже поработавшему в Голливуде, как-то странно делать что-то "для себя" но одна из заслуг фильма в его камерности. Очень простая история про юношу-почтальона, который попал под машину, отвозя клиенту очередную посылку, а потом проснулся в совершенно другом городе. Его "Hello!" эхом разносится по пустым улицам Лондона и нигде он не может найти ни одной живой души.
А дальше он встречает зомби, бьет его пакетом по голове и убегает от целого табуна мертвяков, разбуженных его неуверенным "Hello?" Встретив двух нормальных людей, они уже втроем прячутся, убегают, спят в торговом центре и ищут еще выживших.
Находят. Это оказывается отец и дочь. Они прячутся в небоскребе, в своей квартире. Самый яркий кадр, связанный с небоскребом -- множество баночек, бутылок и мисок, которыми рациональный англичанин собирает питьевую воду на крыше. Пьтьевой воды нет, приходится ее добывать таким вот образом.
Как и во множестве зомби-фильмов (а Бойл вообще любит брать клешированный сюжет и обыгрывать его по-своему), главная цель героев фильма -- база в пригороде Лондона, откуда исходят радио-сигналы о том, что там любой страждущий может найти убежище и защиту.
Дальше говорить о сюжете бессмысленно. Все, в общем, заканчивается хорошо. Главный герой остается цел. И не только он.
Интереснее другое. Последний фильм Бойла, "127 часов" кадр за кадром демонстрирует одну и ту же мысль. И если смотреть на всю фильмографию режиссера именно с этой стороны, получается следующее:
Первый кадр "Транспоттинга" -- бегство Макгрегора от полиции. Дальше весь фильм -- ради героина и не то сделаешь. В "Неглубокой могиле" -- чемодан с деньгами. Ради денег можно пойти на все. В "Пекле" -- полет к солнцу. Прочь с Земли, вперед к звездам. В "Пляже" невозможность рая. Если убежишь на необетаемый остров, тупое турье тебя и там достанет. Выхода нет. В "Миллионере из трущеб" финал полностью абсурден, реальность уступает место индийскому кино, тоже странный выход из сложившегося конфликта.
В "28 днях" -- покой нам только снился. Все бегство героя -- попытка обрести счастье в заведомо несчастном, изуродованном мире, полном агрессивных, не способных даже говорить монстров. В конце он сам изображает из себя зомби, носится по дому, пугая оставшихся в живых солдат, которые тоже хотят его убить. И когда девушка хочет, как зомби, его убить, потому что он весь в крови, рычит и вообще бежит на нее, останавливается в последний момент, понимая, что он человек. И хочет только защитить ее. Трогательный момент, в общем.
В "127 часах" первые же кадры показывают толпу людей, спешащих в метро, потом беззаботно хватающего вещи человека, быстрее, быстрее за границы привычной жизни убегает герой Джеймса Франко.
Употребление наркотиков,страх за свое будущее, агрессия большого города, желение обрести собственный дом и спрятаться там от всей и вся, бегство от себя, желательно куда-нибудь подальше. А в центре всего этого человек.
Если и дальше интерпритировать кино и его режиссера, получается, что за всем каскадом визаульных хитростей, которые так любит британец, скрывается сожаление умного человека. Сожаление и горькая усмешка.
Последний кадр в "127 часах" -- герой отрезает себе руку, останавливается, оборачивается и на свою мыльницу аккуратно щелкает место своего заточения. "Здесь был я". Что-то в этом роде. А потом документальные кадры показывают, что альпинист не только не упокоился,но написал книгу, стал эдаким Капитаном Крюком, штурмующим снежные вершины. Люди опомнитесь, куда вы бежите? Подъитоживает режиссер.
и о кино,
рассуждения