Материалы 1-ой встречи
О термине и понятии «общественная дипломатия»
В последние годы публичная дипломатия заняла одно из ключевых мест во внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов. Как эксперты, так и представители исполнительной и законодательной власти признают эффективность публичной дипломатии и необходимость ее использования для создания благоприятной атмосферы за рубежом, способствующей успешному проведению политических, военных или экономических акций.
В рамках школы общественного дипломата, наша задача переориентировать возможности, инструменты, технологии общественной дипломатии на внутреннюю политику России с целью развития и гармонизации национальных отношений. Сегодня в России есть все основания использовать общественную дипломатию, созданную, как инструмент международных отношений, для внутренней политики. В первую очередь это связано с многонациональным, многоконфессиональным составом России. Национальная политика России должна начать использовать возможности и перспективы общественной дипломатии.
Изучая понятие «общественная дипломатия», мы будем опираться на опыт и исследования западных специалистов. Российский опыт общественной дипломатии, насчитываемый 85 лет, требует отдельного обсуждения. Прежде чем приступить к адаптации общественной дипломатии, как инструменты международной политики, к задачам внутренней национальной политики, требуется изучить опыт ОД в международных отношениях.
В международных отношениях термин «общественная дипломатия» (или «публичная дипломатия», public diplomacy) возник для обозначения аспектов международной дипломатии, не относящихся к взаимодействию между государственными структурами. Общепринятого определения «общественной дипломатии» пока не существует.
Одно из наиболее ранних (1965 г.) принадлежит декану Школы права и дипломатии Университета Тафта Эдмунду Галлиону, обозначившему этим термином «программы, финансируемые правительством, направленные на информирование и воздействие на общественное мнение в других странах».
Одним из наиболее точных определений общественной дипломатии является «продвижение национальных интересов через информирование, завлечение и влияние на людей»
Цели публичной дипломатии:
- обеспечение национальных интересов, защита целей национальной внешней политики, обеспечение национальной безопасности;
- усиление целенаправленного влияния на зарубежную аудиторию, установление более глубокого понимания между народами;
- формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на цели и ход реализации проводимой государством внешней и внутренней политики, добровольное принятие соответствующих установок;
- создание благоприятных условий и обеспечение поддержки общественного мнения зарубежных стран конкретным акциям данного государства на международной арене;
- строительство долгосрочных и доверительных отношений с зарубежной аудиторией;
- достижение лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом;
- расширение диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами;
- повышение привлекательности и улучшение имиджа страны.
Член-корреспондент РАН, ректор МГИМО (У) МИД России А. В. Торкунов обращает внимание на то, что, говоря об общественной дипломатии, обычно имеют ввиду ситуацию, когда гражданское общество активно включается в создание современного мироустройства и современных международных отношений, а, значит, приходится отказываться от классической формулы, в соответствии с которой дипломатия является наукой о взаимоотношениях государств и их руководителей. В отличие от официальной, общественная дипломатия общается с гражданами, принадлежащими к другим сообществам (странам, регионам, МПО).
Понятие «общественной дипломатии» тесно связано с разработанной известным американским политологом Дж. Найем-младшим концепцией «мягкой силы» (soft power, в других переводах - «мягкая мощь», «мягкое могущество») - способности добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек. Дж. Най-младший отмечает, что «мягкая сила» проявляется в побуждении лиц к принятию определенных установок, причем в отличие от «жесткой силы» «мягкая» способна достигать той же цели, будучи при этом намного дешевле в применении.
На ровне с термином «общественная дипломатия» в литературе используются синонимы: публичная дипломатия, пропаганда, стратегические коммуникации, психологические операции.
После терактов 11 сентября 2001 г. официальный Вашингтон сформулировал фундаментальные основы публичной дипломатии. Бывший посол США в Сирии и Алжире, ныне занимающий пост старшего советника Госдепартамента по вопросам общественной дипломатии, Кристофер Росс выделил семь «столпов» или принципов общественной дипломатии.
Первый принцип - политическая составляющая. Основной обязанностью объявляется обеспечение понимания иностранной аудиторией политики в том виде, какая она есть, а не как о ней говорят или думают другие.
Например, Американское правительство предпочитает предлагать свою версию событий и заполнять собственной информацией максимально возможное количество зарубежных печатных изданий, телевизионных и радиоэфиров.
Вторым принципом является необходимость разъяснять политику, показывая ее рациональность и обосновывая ее фундаментальными ценностями.
Третий принцип общественной дипломатии: делать обращения к международной общественности последовательными, правдивыми и убедительными.
Четвертый принцип - умение адаптировать обращения к конкретным целевым аудиториям, для чего составляющие ее целевые сегменты подвергаются постоянному изучению.
Пятое - работа не только с узкими целевыми сегментами, но и - через печатные и электронные СМИ - с широкими массами. Пятая основа публичной дипломатии состоит в признании печатных и электронных СМИ в качестве главного инструмента информационных программ. В век спутникового телевидения и Интернета, когда политические обращения стали молниеносной реакцией на любые события, молчание рассматривается как вакуум, который СМИ заполнят еще чьей-то точкой зрения
Шестой принцип - взаимодействие с различными партнерами для охвата новых представителей целевой аудиторий, создание альянсов, посредством которых можно охватывать новые широкие аудитории.
Государственный департамент старается привлекать к сотрудничеству жителей тех стран, на которые нацелены программы публичной дипломатии США. Есть мнение, что молодые арабы и мусульмане, муллы, журналисты и ведущие телепрограмм, поддерживающие США, вызывают несравнимо больше доверия, чем американский дипломат.
Седьмой принцип общественной дипломатии - это активное «международное общение и программы обмена».
Общественную дипломатию нужно рассматривать как гуманитарную технологию нового поколения.
Карен Хьюз, заместитель Госсекретаря США по публичной дипломатии и общественным отношениям говорит: «Публичная дипломатия - это вовлечение, информирование и помощь в понимании нашей политики, действий и ценностей - но я всегда держу в памяти, что для того, чтобы нас понимали, мы сначала должны сами поработать, чтобы понять всё самим», - это очень важное для нас замечание, так как одна из проблем развития национальных отношений в России - это отсутствие объективного понимания происходящих процессов, их причин и следствий.
Близкий к «общественной дипломатии» термин «стратегическая коммуникация», который предпочитают в аналитических материалах министерства обороны США, определяют как: «Фокусирующие усилия правительства на понимание и вовлечение ключевых аудиторий с целью создать, усилить и сохранить условия благоприятные для продвижения интересов Соединённых Штатов, политики и целей, посредством скоординированных программ, планов, тем, мессиджей, продуктов, синхронизированных с действиями всех инструментов национальной мощи»
Если адаптировать определение «стратегических коммуникаций» министерства обороны США к нашим задач, то можно сказать, что перед общественными дипломатами стоит задача: сфокусировать усилия гражданского общества и государственной власти на понимании и вовлечении ключевых аудиторий многонациональной России с целью создать, усилить и сохранить условия благоприятные для продвижения государственных, национальных интересов России, межнациональной политики и целей, посредством скоординированных программ, планов, тем, посланий, продуктов, синхронизированных с действиями всех инструментов государственных и общественных институтов.
Средства публичной дипломатии:
- формирование «месседжа» (посыл, идея, послание) для трансляции за рубеж, информирование массовых аудиторий и отдельных групп и людей, аргументированное изложение и разъяснение внутренней и внешней политики государства, честный и открытый диалог;
- анализ того, как этот «месседж» понимается различными общественными группами, изучение настроений иностранного общественного мнения;
- воздействие на тех, кто формирует общественное мнение;
- создание и развитие инструментов коммуникации и убеждения, прямые контакты между общественными институтами, средствами массовой информации, группами людей и частными лицами из разных стран;
- активный международный обмен, создание спонсируемых государственными структурами культурных, образовательных и информационных программ;
- вовлечение студентов в программы обмена, организация семинаров и встреч с представителями государства, предпринимательского, культурного и научного сообществ;
- пропаганда своих ценностей посредством кино, телевидения, радио, музыки, спорта, видеоигр, театра, туризма, общения в Интернете и других форм социальной и культурной активности.
О государственных интересах
Фундаментальные государственные интересы:
1) территориальная целостность,
2) независимость или политический суверенитет,
3) сохранение господствующего строя, т. е. политико-экономический режим,
4) экономическое развитие и процветание,
5) сохранение господствующей идеологии,
6) национально-культурная самобытность.
В западной политологии интересы «идеология» и «национально-культурная самобытность» обозначают термином «ценности». Например, в США под капиталистическими ценностями понимают рынок и демократию, а под самобытностью - американский образ жизни.
Для общественного дипломата хоть на внешней арене, хоть во внутренней политики государственные интересы являются основаниями и высшими ценностями, для защиты и продвижения которых он работает.
Для дальнейшей работы рекомендовано познакомиться с ключевыми документами национальной безопасности Российской Федерации (можно найти на сайте Совета Безопасности Российской Федерации
http://www.scrf.gov.ru/documents/1/):
Конституция Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
Концепция внешней политики Российской Федерации
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации
И другие
Выдержки из Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года:
«Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:
в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
[…] Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан…
[…] Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой…