Как важно быть профаном или Щелкунчик/Notenkraker в роттердамском Люксоре

Dec 26, 2012 00:53

Как  хорошо ничего не понимать в искусстве!

У меня , правда, не всегда получается. В классической музыке я, в некоторой степени, образована, даже, можно сказать, к экспертной группе принадлежу. Думаете, мне от этого хорошо? Как бы не так!
 Я уже давно перестала просто так ходить на концерты - боюсь.
 Потому что слишком много слышу.

ОДнажды, когда дочка была совсем маленькая, я приехала с ней на лето из Москвы в Ленинград - на дачу - и мама отпустила меня на концерт в Филармонию. А я - по причине маленького ребенка - уже пару лет нигде не была. А тут концерт - камерный оркестр - не помню чей, и флейтист какой-то заезжий, исполняли барочную музыку. Ах, как я летела на этот концерт! Зал был полон. Мое место случайно оказалось рядом с Г. Р. -  старенькой  преподавательницей сольфеджио из муз.училища, которое я в свое время закончила. И вот - в течение всего первого отделения я - то мысленно подтягивала заниженную флейту, то внутренне темпы подгоняла  - измучилась вконец.  А публика- овацию устроила.  Я жалобно посмотрела на Г.Р. и спрашиваю: "это у меня с ушами что-то - или они и правда фальшивят? " "С ушами, Наденька, у Вас всегда все в порядке было" - ответила она, после чего мы обе встали и тихонько ушли - не остались на второе отделение. Так обидно было!


 Зато в кино или, скажем, в балете - я полный профан, поэтому могу спокойно радоваться там, где эксперт только нос поморщит и в сторону сплюнет.
 Вот например, сходили мы тут с сыном на "Хоббита" и я получила огромное удовольствие - и от 3D, и от актеров особенно, от атмосферы - вышла из кинотеатра в радости и веселье. Меж тем, рецензии на фильм в инете разгромные. И я критикам охотно верю - но, к счастью, не настолько искушена, а, кроме того, так редко хожу в кино, что не заметила ничего криминального, тем более, что ВК я смотрела только по телевизору и не сильно впечатлилась.

Однако, как сказано в одной любимой книге, "это была преамбула, а сейчас начнется амбула."
"Амбула" же заключается в том, что я решила в рождественские дни сводить сына на "Щелкунчика," которого давали поблизости аж в двух местах - в Гааге и в Роттердаме. Я взяла билеты в роттердамский Люксор, Щелкунчика привез - как было заявлено в афишке - " Санкт-Петербургский балет".
 Нет, не подумайте, что я уж настолько наивна, я прекрасно понимаю, что , чтоб осчастливить к Рождеству всю Европу Щелкунчиком, этих самых Санкт-Петербургских балетов должно быть не просто много, а очень много.
 И я примерно представляю себе, как составляется такая труппа, или , правильнее сказать, антреприза? И что то, что мы увидим, будет, мягко говоря, бюджетным вариантом.Но. подумала я , традиция - она и в Африке традиция, пойдем на русский балет.

И что вы себе думаете? Мы-таки  получили массу положительных эмоций.
 Во-первых - превосходная музыка Петра Ильича в живом исполнении. И не беда, что оркестр был небольшой, и  не было у них стеклянной гармоники для вариации Феи Драже, да и саму вариацию танцевала Клара/Маша; ну - не было хора для танца Снежинок, поэтому использовали синтезатор, ну - сфальшивила виолончель разок, а кларнет чуть из темпа не выскочил, однако звучал оркестр очень приятно, аккомпанировали танцорам гибко и внимательно.
 Хореография была классическая, очень красивые костюмы, танцевали, на мой неискушенный взгляд - очень неплохо, а если прима где-нибудь одно-два фуэте недовертела, носок недотянула или точку недопоставила - так я в этом все равно ничего не понимаю. Нам с Арамом все очень понравилось, особенно солисты.

А  Принц был - ну такой красавчик. Вот только бросилось в глаза, что у него  в па-де-де уж слишком сосредоточенное на работе выражение лица было, в то время, как Клара все время улыбку держала. С улыбками, надо сказать честно, в балете как-то не заладилось. Особенно во втором акте дамы кордебалета, сидящие на стульях во время испанского и прочих танцев, смотрели на солистов ну с такими тоскливыми лицами!
 Нет, я понимаю, конечно, что скучно сидеть пол-акта на стуле, дожидаясь большого Вальса, но ноблесс, согласитесь, все-таки оближ, и радостные лица в этих сценах для всех обязательны.

А еще у меня было одно очень странное переживание.
 В первом акте среди танцев кукол есть и танец Арапа. По традиции - используется жутковато-комичная черная маска с красными толстыми вывороченными губами и подчеркнуто белые глаза. Чалма, серьга в ухе - все дела.
 Так вот. когда этот Арап выскочил из-за кулис, я невольно внутренне сжалась, представив себе, что в зале сейчас зашикают и засвистят,потому что  сидящие в зале зрители африканского происхождения могут воспринять эту маску как оскорбление и дискриминацию.
 Я совершенно четко ощутила некую неполиткорректность этого танца и представила себе , что на следующий день появятся протестные статьи в газетах, что будет совсем неудивительно, учитывая шумиху последнего года вокруг Черных Питов - помощников Синтер-Клааса ( для тех, кто не в теме - гугл в помощь и у меня есть несколько постов про Синтер-Клааса по тегу"праздники").
Более того, я даже на прелестном Китайском танце - Чая - тоже как-то поежилась - уж больно он карикатурен.
 Вот, до чего дошли перемены в мировоззрении.... а вам, небось, смешно...

А теперь вы меня спросите - ну хорошо, а кто танцевал-то? И я, предвидя этот вопрос, основательно порылась в интернете, поэтому более или менее уверенно могу ответить, что Клару и Принца танцевали солисты Мариинского Багаутдинова и Кононенко, а Дроссельмейстера - Сергей Лалетин. Чтобы это узнать, мне пришлось порыться сначала на сайте Люксора, а потом - в сетях. Не знаю - умысел или ошибка типографии тому виной, но  в программке к спектаклю НЕ СТОЯЛО НИ ОДНОГО ИМЕНИ!
Когда я обратилась с этим вопросом в инфослужбу Люксора, дама за стойкой поглядела в программку, очень удивилась и сообщила мне, что она сама ничего не заметила, а программки в таком виде она получила "от русского господина" и Люксор здесь ни при чем. Не знаю про русского господина, но Люксор, надо думать, тоже неплохо подзаработал, поэтому мог бы и озаботиться приличной программкой.

Поэтому - ни чья постановка, ни - что за оркестр, ни - кто дирижер, я вам сказать не могу. хотя дирижер - по виду - голландец - выходил на поклон.

Тем не менее, мы получили большое удовольствие  и вышли из театра вполне счастливые.
 И даже то обстоятельство, что в гардеробе сначала потеряли французскую кепку Арама и были долгие поиски и обмены с неким господином, у которого оказалась такая же кепка, не омрачило нашего прекрасного настроения.
А потерянная мной кожаная перчатка дождалась меня , лежа в луже на велосипедной парковке в Делфте.

Мои самые теплые рождественские пожелания героям, дочитавшим до конца этот длинный текст, а к тем, кто был на Щелкунчике в Гааге - вопрос: чей спектакль и как оно все было? Ужасно интересно!

искусство, музыка, когда я слышу слово "культура"..., кино

Previous post Next post
Up