Есть книги, которые с удовольствием перечитываешь во второй и даже в третий раз. В одних интересен сюжет: через несколько лет всё забываешь, потом вдруг вспоминаешь, и тебе снова интересно. В других - внутреннее устройство текста, все эти потайные швы, застежки-молнии и спрятанные узелки. А есть и такие, в которых автор непостижимым образом играет с реальностью - открываешь роман, и как будто погружаешься в глубокую реку, которая катит свои воды, не обращая внимания на такие пустяки, как последовательность событий или их достоверность. «Другие барабаны» Лены Элтанг любишь за все вместе взятое.
Как ни странно, сюжет в книге действительно есть, причем сюжет ярко выраженный, умеренно закрученный и даже детективный. При этом он не очень-то важен - не важен настолько, что не стану его здесь пересказывать. Думается, любителям детективных историй не стоит тратить внимание и время на 640 страниц неспешного повествования.
Ключом к запутанному сюжету «Других барабанов» может служить упомянутая в романе притча про одного правителя, к которому пришел волшебник. Этот волшебник посмотрел правителю в глаза, и тот перенесся в другой мир, где прожил в нищете 70 лет. В конце концов от нищеты и лишний он впал в отчаяние, собирался уже наделать разных глупостей и вдруг проснулся: оказывается, никаких семидесяти лет не было, он все еще у себя во дворце, перед ним волшебник - усмехается и смотрит ему в глаза.
Варианты этой легенды существуют во многих традициях, но суть ее сводится к одному: тысяча галактик умещаются в капле воды, целую жизнь можно прожить за одно единственное мгновение.
Обрывки снов, странные воспоминания, про которые не скажешь наверняка, было на самом деле или не было, владеют человеком целый миг, но потом бесследно рассеиваются - ни у кого нет ни сил, ни желания в них погрузиться, исследовать их таинственное устройство, измерить глубину - заняться ими, как говорится, всерьез.
У Лены Элтанг это желание есть - ее герой Костас не боится нырнуть в самую глубину мгновения. Но происходит непредвиденное: реальность, как вздувшаяся река, выходит из-под контроля. Постепенно ее течение крепнет, набирает мощь, река плавно струится, унося с собой и героя, и читателя через множество событий к последним словам романа, к «железным бубенцам».
Чем-то «Барабаны» напоминают фильм Джима Джармуша «Мертвец», в котором главное - определить, в какой момент Джонни Депп умер. Оставив в стороне флешбэк, надо найти эпизод, когда Косточка выкуривает свой первый джойнт - именно здесь начинается отсчет нового времени.
Разумеется, это вольная интерпретация)) Каждый видит в романе что-то свое.
Но если не сюжет, что же в нём важно на самом деле - при том что сама Лена не раз замечает, что никакого «самого дела» на самом деле не существует?
В «Барабанах» важна особая тонкая энергетика произведения, чей автор решил для себя, что весь окружающий мир с его встречами, событиями и впечатлениями, с вечными и сиюминутными историями - всего лишь строительный материал, который можно собрать и отнести в книгу, заменяя по ходу привычные свойства материала на сверхъестественные. Цветочная пыльца с соседнего пустыря превращается в чудесный мед, от которого у читателя обостряются зрение, осязание и слух.
«Другие барабаны» - это книга, под которую интересно и приятно думать - вот, пожалуй, ее главное достоинство. Как говорится, «на самом деле» - которого на самом деле не существует.