Sep 27, 2015 02:21
Нередко задумывалась, почему среди моих коллег часто встречаются поэты. Берёшь иной раз в руки чей-нибудь стихотворный сборник и то и дело отмечаешь, что автор - твой коллега, профессиональный музыкант, преподаватель музыкальной школы, а то и консерватории. И что интересно, некоторые их стихи очень даже неплохие и вполне качественные.
Одно время предполагала, что дело здесь просто в чувстве ритма, которого музыкантам у других не занимать. Затем стала подозревать, что им проще выдерживать стихотворные размеры, о которых они хотя и не имеют особого понятия, но зато хорошо на слух отличают. Опять же кроме музыкального размера, который так или иначе сродни стихотворному, музыканты руководствуются такими понятиями как такт, тактовая черта, чередование сильных и слабых долей, цезура, дыхание, агогика, кульминационная точка. Ведь когда я, к примеру, экспериментировала в этой области, меня что интересовало хореем или ямбом я пишу?- Нет. Я руководствовалась лишь восьмушками и шестнадцатыми, четвертями и даже целыми! А чем ямб отличается от хорея, а анапест от амфибрахия я забыла ещё когда училась в каком-то там классе общеобразовательной школы, помню лишь их названия и что там имеет место различие в чередовании ударений. Стану я, как же, эти ударения между слогами с дотошным занудством высчитывать, когда даже сорок раз "Господи, помилуй!" на слух запросто секу и знаю, где уже пора остановиться!
Любое музыкальное произведение строится по заранее заданной схеме, часто "квадратно-гнездовым" способом: четыре такта - предложение, четыре предложения - период, у нас предложение, у них строка, у нас период, у них строфа. Все строки и строфы друг другу равны, все такты равны и подавно. А если они почему-то не равны, значит кто-то где-то вместо шестнадцатых восьмушки зафинтилил.
И всё бы так, если бы не одно но! Порой музыканты пишут стихи лучше, чем поэты-профессионалы. Ну и как это объяснить, если моя приятельница пианистка слогом владеет не хуже тех, кто никогда на пианино не играл и никогда уже не заиграет? Слог-то откуда берётся? Откуда это владение СЛОВОМ?
Этот вопрос занимал меня уже много лет. Как встречу нового поэта-музыканта, так и начинаю размышлять: а почему? Ведь дело-то не только в рифме, поэт и рифмоплёт- понятия разные. Дело и в чувстве меры, в ответственности перед словом, в умении вовремя поставить точку, в краткости- сестре таланта и во многом и многом другом. - Откуда это? Что именно им даёт обрести в поэтическом творчестве ту высоту, которая и должна быть у настоящего поэта?
В музыкальных учебных заведениях есть такой предмет, как история музыки. Или музыкальная литература. Не знаю, как другие, а я экзаменов по этому предмету всегда боялась больше экзаменов по специальности.На нём последовательно изучалось творчество всех известных композиторов и их биографии. Могу навскидку например сейчас назвать годы жизни Иоганна-Себастьяна Баха - 1685-1750! Кому охота, можете в поисковике удостовериться, а мы со страху и не такое в два счёта на всю жизнь запоминали. Но весь секрет нашей поэтической одаренности в том, что творчество любого композитора подразделялось на сонатно-симфоническое, инструментальное,оперно-хоровое, ВОКАЛЬНОЕ и т.д. Почему я выделила крупным шрифтом именно вокальное? Потому что гениальные композиторы писали гениальную музыку только на гениальные стихи. Пушкина, например. Всё лучшее, что имеется в русском поэтическом творчестве, русские композиторы 19 века переложили на музыку. Нет ни одного поэтического шедевра, который бы они обошли своим вниманием. А некоторые шедевры были удостоены вниманием не одного композитора, а сразу нескольких. Например, "Я вас любил".
Ну а нам всё это приходилось учить и сдавать! И ладно бы ещё романсы.- ОПЕРЫ! Включат тебе где попало, а ты отвечай, чья ария, из какой оперы, какого действия и даже какого акта. Или играй сам, что ещё страшнее.
Короче, на момент получения диплома многие из нас сходу определяли любого по радио исполняемого композитора, а творчество того же Пушкина знали лучше выпускников филологического факультета. Пушкин и стал для нас тем мерилом поэтического творчества, на которое следует равняться. Ну а что тут удивительного? Вас бы заставили Письмо Татьяны к Онегину сто раз прослушать, прежде чем на экзамене рассказать, из скольких частей оно состоит, и чем одна часть в музыкальном отношении от другой отличается, вы бы тоже научились шедевр от порнухи отличать и Лермонтова от Пушкина. А то вон Макаревич в одном из последних своих творений "быдло" и "стыдно" рифмует и даже перед быдлом не стесняется. Сразу видно, что музыкальное образование получал не иначе как в подворотне.
Музыка,
Поэзия