Этот странный Платонов

Feb 12, 2017 10:53

Не секрет, что в русской литературе есть авторы, "выпадающие из общего ряда", абсолютные чудаки. Именно они будоражат нашу томную и спокойную классику, вызывают потрясение и должны, по идее, долго жить в читательских сердцах. Но для чего они, все-таки, кладут голову на плаху критиков? Разве это обосновано? Особенно сейчас, когда не то что "экспериментаторов" забыли-классиков не помнят.

В голову пришел Платонов. Ведь в школе ("догматическом" словаре всей не читающей молодежи и взрослых) если и говорят об этом чудесном авторе, то в форме монолога учителя с кратким пояснением и без того уже упрощенной его биографии. О творчестве, пожалуй, и вовсе не успевают. Ну что ж, будем наверстывать упущенное!
Сложное мировоззрение Андрея Платонова сочетает в себе элементы коммунизма, христианства и экзистенциализма, и не поддаётся однозначному определению. Поэтому так сложно понять, что из себя представляет этот Автор, зачем он вообще в русской литературе, что он тут "забыл", в царстве пресловутых сюжетов и вечного покоя действия.
Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества (и почему он, собственно, "трудночитаем") является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным».






По мысли исследователя, с помощью этих оборотов Климентов формирует «пантелеологическое» пространство текста, где «всё связано со всем», а все события разворачиваются среди единой «природы». Отмечается также активное употребление типично советских бюрократизмов, часто в ироническом ключе («конфисковать её ласки»), но далеко не всегда. В творчестве Андрея Платонова форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, а сам язык платоновских произведений является их содержанием.
Платонова отличает трагически напряжённое восприятие «прекрасного и яростного мира», стремление проникнуть в «сокровенную» суть человека и глубинных социальных процессов. Его проза, поражающая музыкальностью, непривычная в своём гибком «косноязычии», оказала большое влияние на мировую литературу
Но была она такой далеко не всегда. Платонов старательно, шаг за шагом шел к тому, что под конец в открытую «стрелял по социализму» своим яростным гротеском. Творческий путь его широк и гибок.
Изначально писатель пробовал себя в публицистике и лирическом жанре. Так, на свет появилась небольшая повесть «Электрификация» (первая у Платонова) и сборник стихотворений («Голубая глубина»).
Но вот наконец вышел на свет его роман, один из самых знаменитых, «Епифанские шлюзы», мгновенно вызвавший шквал критики, причем почти всегда положительной.
Условно проанализировать этот рассказ можно так.
Персонажи, события и форма власти олицетворяют всё то же, происходящее в реальности в этом же месте. Молодой Платонов лично, физическим трудом принимает участие в борьбе с Тамбовской засухой, поэтому понимает отчаяние борцов с этой проблемой, однако Советской властью поставлен непререкаемый план - победить засуху в определённые короткие сроки. Амбиции Советской власти, рывшей каналы, соединявшей реки и поворачивавшей их вспять - полное повторение периода петровской России, изображенной в романе.


В 1927-1930 гг. Платонов пишет, пожалуй, самые значимые свои произведения: повесть «Котлован» и роман «Чевенгур».


Главный герой Александр Дванов нашел общество, состоящее из одиннадцати полноправных членов - единственных оставшихся в живых и годных для коммунизма жителей и «прочих» - пришедших в коммуну бродяг. «Прочие», даже «распоследние пролетарии», по мнению чевенгурского диктатора Прошки Дванова, брата Саши, «хуже пролетариата», так как они «безотцовщина», «не русские, не армяне, не татары, а никто». По Платонову, эти люди «подобны черным ветхим костям из рассыпавшегося скелета чьей-то огромной и погибшей жизни». В этом образе - трагедия гражданской войны, после которой появилось очень много «прочих».
«Буржуев» и «полубуржуев», практически все прежнее население города, чевенгурцы истребили в результате двух расстрелов. В храме заседает ревком, Солнце объявлено всемирным пролетарием, доставляющим все необходимое для жизни (аллюзия к «Городу солнца»), труд упразднен как пережиток эксплуатации. На субботниках жители не создают никаких материальных ценностей, а только перемещают, сгребая в кучу, оставшиеся от буржуазии. Коммунизм для чевенгурцев самоочевиден, поскольку «когда пролетариат живет себе один, то коммунизм у него сам выходит».
В «Чевенгуре» Платонов хотел понять, каким может быть социализм и коммунизм, построенный руками пролетариев в разрушенной стране. И получил модель «военного коммунизма» в доведенной до абсурда форме. Вождь-фанатик Чепурный и Прошка Дванов выбрасывают лозунг «равенства в нищете»: «Лучше будет разрушить весь благоустроенный мир, но приобрести в голом виде друг друга, а посему, пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В итоге все чевенгурцы, кроме братьев Двановых, гибнут от сабель и пуль белогвардейцев. Тем самым писатель утверждает, что социализм и коммунизм нельзя построить на нищете и отрицании культуры.


Название повести символично. Рабочие роют котлован под строительство общепролетарского дома-мечты, так что котлован - это символ основы будущего общества. Но, с другой стороны, котлован - это образ захоронения, где погребены надежды людей и где, как хотелось бы Платонову, был бы погребен сталинизм.
Главный герой, рабочий Вощев, в день своего тридцатилетия уволен с механического завода «вследствие роста слабосильности и задумчивости». Вощев не болен, он ищет смысл жизни, он не может трудиться, не зная, к чему нужно стремиться.
Судьба приводит Вощева в барак, где спящие люди «были худы, как умершие». Они одержимы мечтой о доме будущего. Эта мечта воплощается в ребенке, девочке Насте, найденной умирающей на соломе в куче лохмотьев и тряпья. Для них Настя - «малое существо, которое будет жить на успокоенной земле, набитой их костьми, фактический житель социализма».
В романе немало впечатляющих, одновременно страшных и абсурдных сцен. Например, массовый убой скота: «Ликвидировав весь последний дышащий живой инвентарь, мужики стали есть говядину… есть никто не хотел, но надо было спрятать плоть родной убоины в свое тело и сберечь ее там от обобществления». Другой пример: Пожилой бедняк, который «был постоянно удивлен, что жив на свете», на вопрос, записываться ли ему в колхоз, получает ответ активиста: «конечно, а то в океан пошлю». «А бедняку нигде не страшно», - беспечно заявляет дед. И наконец: кулак прячет в сарае четыре мертвые овцы, засыпая их мякиной, а молотобоец, нашедший их, трогает ногой этих овец, и из туш поднимаются мухи.
Заканчивается роман трагически: «Мимо барака проходили люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о коллективизации».


Рассказ «Усомнившийся Макар» был написан в 1929 году. Рассказ был разгромлен критикой в тридцатых годах за клевету на советскую власть. После этого Платонов почти исчез из печатаемой литературы, уйдя в безвестность, нищету, разделив судьбу своих героев.


Идея рассказа состоит в том, что "заумь" и "государственность" враждебна народу. Макар - мечтатель, который притворяется чудаком, хотя по природе своей он умен и проницателен. Макар - это перый платоновский герой, который усомнился в ценности революции, потому что видит царящую вокруг демагогию и бюрократию. Раздумья Макара не могли быть поняты как предупреждение власти и народу, хотя подобные произведения все-таки были в русской литературе (вспомнить хотя бы «Прозаседавшихся» Маяковского). Но критика Платонова принята не была, волна конформизма заглушила здравый смысл, страх перед властью, о котором предупреждал писатель, уже дал свои плоды.
В 1946 г. после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и его перестали печатать. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 г., уже после смерти автора.
Подводим итог: Платонова отличает трагически напряжённое восприятие «прекрасного и яростного мира», стремление проникнуть в «сокровенную» суть человека и глубинных социальных процессов.

Использованы следующие материалы:
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-andreya-platonova
http://andrey-platonov.ru/?p=57
https://sites.google.com/site/anniepepel/home/8
https://ru.wikipedia.org/wiki/Платонов,_Андрей_Платонович#.D0.A1.D1.82.D0.B8.D0.BB.D1.8C_.D0.B8_.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0

читаемоцениваем, платонов, всеописателе

Previous post
Up