Непонятый Мастер-Булгаков

Jan 20, 2017 19:14



После того, как в 1907 году, в свои 47 лет умирает отец Булгакова, Михаил Афанасьевич полностью отрекается от церкви, снимает нагрудный крестик. Это очень символично: набравшись храбрости и силы духа, используя все свои религиозные знания, переданные отцом-богословом, Булгаков пишет свой бессмертный роман, главный герой которого, Мастер- точный его прототип.

"Не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком то халате спускался вниз нетвердыми шагами..."- именно таким предстает перед читателями Мастер. Его история жизни - это история подлинного гения. Мастер живет в каморке, и, до отказа насыщая легкие книжной пылью, посвящает себя творчеству и служению литературе. Чаще других (по правде единственная) к нему наведывается Маргарита- его духовный спутник. Именно она первоначально назвала его Мастером, и Булгаков с Маргаритой согласен: имя не появляется ни до, ни после. «Ангел отвернулся от него…»- говорится в одной из глав о Мастере. Это отречение стало отправной точкой его стремлений и желаний открыть людям истину- написать небесную книгу, гениальную рукопись. С беспокойными, снующими, дикими глазами, нервный и какой-то потерянный, Мастер рассказывает Бездомному о том самом романе, детище всей его жизни, оскверненном цензурой и, в особенности, критиком Латунским (прототип на критика Литовского, некогда досаждавшего Булгакову)

Москва Булгакова - это целая страна порочных атеистов, меркантильных, малодушных выродцев системы. Не трудно догадаться, что, как любое искусство, литература давно растворилась в сутолоке дня, опустилась на землю, потакая чужим желаниям и идеям, ничуть не прекрасным, изуродованным пропагандой идеологии. Выживают в писательском мире только те, кто готов писать то, что «нужно», умея органично складывать слова для понимания идеи. Литературные деятели искусства сконцентрированы в романе в обществе МАССОЛИТа. Это критики, писатели, стихотворцы, двенадцать «апостолов» (страшная пародия на библейский мир, одна из многочисленных в романе), «проедающих» страстную седмицу и глумящихся над религией. Это Москва, в которой ни Мастеру, ни самому Булгакову места нет, равно как и нет свободы в самовыражении.

Но роман Мастера, несмотря на нападки цензуры- лучшее творение его пытливого ума. Эта антирелигиозная вещь- абсолютное творение человека. Но его не печатают. И здесь снова наблюдается параллель с миром Булгакова, ведь роман «Мастер и Маргарита» опровергает существующие догмы о жизни Иисуса Христа, но не проходит цензуру по причине, якобы, религиозной пропаганды. Непонятый Булгаков, как и непонятый Мастер, теряют потребность в существовании.

Мастер, разбитый, потерявший любовь, свободу и пищу для творчества, ищет только одного- покоя. И в этом ему помогает Воланд. Сатана оказывается единственным, кто нуждается в романе Мастера, ведь для черной мессы- жуткого образа литургии от дьявола в канун религиозной Пасхи- ему необходима «антибиблия», Евангелие от Сатаны. Поразительно, но Воланду нравится роман, так же как и Булгаков надеялся, что Сталину понравится книга, написанная, в сущности, о нем самом (один из самых точных доводов- в сопоставлении силы дьявола над миром и Сталина над СССР)
Воланд выполняет обещание, и сразу после бала предоставляет Мастеру заслуженный покой, оставляя Москву сгнивать в атеизме. Лишь только Иван Бездомный, посвященный в тайну происходящего, станет, по всей видимости, продолжателем Мастера.

Подводим итог. Роман «Мастер и Маргарита» крайне автобиографичен. Образ Мастера соткан из жизни его создателя. Тема творчества стала здесь сквозной: она пронизывает весь сюжет, начиная от зарисовки литературной московской элиты и заканчивая тем, что гений Мастера обретает заслуженный покой, а его рукопись передается Воланду.

читаемоцениваем, читатьвсем, этоискусство, Булгаковсноваиопять

Previous post Next post
Up