Побывали мы вчера на очень необычном, ни на что не похожем спектакле "Жир" экспериментального харьковского театра "Прекрасные цветы". И я даже не знаю, что вам сказать, друзья мои, про этот спектакль...
Мне скорее НЕ понравилось, чем понравилось, и я была благодарна создателям, что спектакль длится всего час и это... экспериментальное нечто быстро закончилось. Но 100 грн. за билет (200 с семьи) было жалковато, да...
Хотя, в целом, все это конечно здорово, что современный театр развивается, что, в дополнение к классическим государственным театрам возникают такие вот самородки, однако... Наверное, такой эксцентричный театр абсурда - просто не мое.
Боже, я даже не знаю, с чего начать, чтобы объяснить вам, что это вообще было... Начну по-порядку. Театр "Прекрасные цветы" основали в 2011 году три выпускника Университета искусств. Они сами придумали для себя театральный жанр, в котором взялись работать, и назвали его фанк-футуризмом. По их словам, это некая смесь фанка 70-х и футуризма конца ХХ века. Я не настолько сильна в искусствоведении, чтобы понять, что имеется в виду, уж простите. Также ребята говорят, что на их постановки (коих, на сегодняшний день, существует уже три) их вдохновляют, среди прочего, французские комики-мимы.
Наверное, лучше всего про свое детище скажут сами основоположники театра "Прекрасные цветы" - Артём Вусик, Денис Чмелев и Игорь Ключник:
"Спектакль поставлен в уникальном для Харькова бессловесном жанре - мимо-драма - объединяющем в себе элементы пантомимы, эксцентрики, танца и теневого театра. Постановка касается актуальных социальных тем, а именно: зависимость от телевидения и социальных сетей, неспособность оградить себя от пагубных удовольствий, поднимает тему непостоянства любви, быстротечности жизни, поднимает вопросы табакокурения и других вредных привычек.
Спектакль «ЖИР» поставлен по собственной уникальной драматургии и содержит в себе уже ставшие визитной карточкой театра комедийные пластические этюды с аудио эффектами".
Видимо, моя ошибка заключалась в том, что я с самого начала действительно пыталась уловить в происходящем "актуальные социальные темы", а видела, преимущественно, необъяснимый абсурд. Классно выполненный, не спорю (все эти тык-ты-гы-дым-дым, чух-чух в микрофон, пантомимные выкрутасы и шикарная пластика), но все же, в основном, абсурд.
Весь спектакль состоит из набора маленьких эпизодических историй, уловить смысл которых, порой, просто невозможно. Вот, к примеру, молодая пара приходит в кафе, делает заказ, а официант, их обслуживающий, вдруг начинает корчиться, изображать умирающего, а потом пакует себя в огромный мусорный пакет, а повар на кухне разделывает его труп гигантскими поварскими ножами. Эмммм....???? WTF?
Или единственная история с закадровым голосом. Чувак вышел из дома и вдруг почувствовал, что ноги его прилипли к земле и он не может сделать ни шагу, и вдруг встречный просит его подкурить. Чувак пытается достать зажигалку из кармана, но не может этого сделать. От тщетных усилий он начинает дымиться, и... сгорает заживо. Это че, типа про вред табакокурения история? Охренеть!...
И там еще много таких. А заканчивается все недвусмысленным посылом: "ЖРИ!".
Актеры говорят, что перед их спектаклями надо "снять и отложить голову". Я этого, к сожалению, не сделала. И прав был Андрей, который, в ответ на мои вопрошающие недоуменные взгляды, говорил: "Расслабься, тут нет смысла". В общем, если действительно "снять и отложить голову", то можно даже получить некое удовольствие от необычности происходящего на сцене.
И хоть в зале была одна молодежь, оваций и восторга "Жир" не вызвал. Вялые хлопки и сконфуженная тишина при выходе из зала. Мне показалось, что мало кто мог бы объяснить, ЧТО это вообще было.
Да, чуть не забыла сказать про Сергея Бабкина (ну, того, что из "Пятницы", помните?). Народ валом валил именно на Бабкина, который до недавнего времени был звездой "Театра 19", но решил (на пару со своей женой Снежанной) поработать с "Прекрасными цветами". Бабкина в "Жире" мало-мало, так, пару эпизодов. Думаю, его поклонники остались разочарованы.
Короче, на другие спектакли "Прекрасных цветов" я точно не пойду. Могу ли я рекомендовать этот театр другим? Если вы любите авангард, театр абсурда и пантомиму, то, пожалуй, да. Но если вам ближе все же классический театр, то однозначно нет.
5 из 10