В минувшее воскресенье мы с
Юлией и
Докторватсоном сходили на музыкальный спектакль “Шерлок Холмс и доктор Ватсон” в ДК курортного Зеленоградска, но минутка написать отчет появилась только сейчас.
Невероятно, но путь в электричке к морю, отправляющейся в жаркий выходной день, нам троим удалось проделать сидя. Правда, попытки подойти к кромке воды, не наступив никому на конечность, стоили больших трудов. Это к делу не относится, просто дань уважения genius loci бывшего европейского Кранца.
Так как мы сидели в первом ряду не очень полного зала, пришлось подчиниться запрету о фотографировании. Роль иллюстрации исполнит афиша. Стоимость билетов колебалась в пределах от примерно двух с половиной до шести с небольшим фунтов стерлингов, так что была по карману практически любому местному шерлокианцу.
Это был спектакль двух актеров, точнее, актера и актрисы. Их фамилии не указаны в афише, а о программках в ДК, похоже, не слышали. Так что ничего не могу сказать по этому поводу.
В основе спектакля - “Союз рыжих”. Музыкальным сопровождением служили почему-то песни “Битлз”, периодически исполненяемые на “хорошем, но неправильном английском”. Очевидно, это нужно было, чтобы подчеркнуть “британскую” атмосферу.
Разумеется, действо было условным, ведь актерам пришлось исполнять буквально все роли, в том числе, эпизодические. И началось оно с… битвы за дирстокер, то есть, за право быть Шерлоком Холмсом. Разумеется, им хотят быть все! Победил лысый и усатый, больше напоминающий Пуаро.
Классическая история была показана и рассказана при помощи цитат из Канона, подручных средств, вроде клоунского рыжего парика, пары стульев, набора головных уборов, скатерти-газеты и прочих вещей, а также юмора и дозированного количества импровизаций. Не обошлось и без мемов.
Например.
Уилсон: - И вот, я уже заканчивал переписывать слова на букву “А” и собирался приступить…
Холмс: - К букве “Б”.
Уилсон: - Но как вы догадались?
Холмс (с достоинством): - Я читал алфавит!
Или арестованный Джон Клей, поющий “Манчестерский централ, ветер северный…”.
Да и сцена задержания Клея, в пересказе актеров больше напоминала сцену из современного боевика, чем Канон. Со всеми этими подробностями, кто куда получил и куда отлетел при ударе. И с Лестрейдом, провалившимся в лаз, сделанный преступниками. Как говорится, Конан Дойль в мои года не писал такого!
И еще стоит отметить еврейский акцент Мерриуэзера. Ну, оно понятно, директор банка же))
Кстати, о Каноне и его переводчиках. У меня в полном собрании Канона перевод Чуковских-младших. В нем вопрос Джабеза Уилсона о том, как Холмс догадался, что он нюхает табак, остается без ответа. Я обратила на это внимание в свое время потому что меня интересовала практическая сторона вопроса. В спектакле же детектив поясняет, что табак оставил темные следы на большом и указательном пальцах клиента. Гм. Так себе примета. Возможно, табак раньше был более красящим. Смотрю на свои пальцы и решительно ничего особенного не вижу!
Конечно, правоверных шерлокианцев такое вольное обращение с классикой наверное бы покоробило. Но спектакль был действительно очень легким и веселым и свою порцию удовольствия мы получили.
И хочу отметить в связи с этим две отрадные вещи.
1. Холмса помнят и любят по обе стороны сцены. Любопытно было увидеть тех, кому сейчас интересен Холмс.
Кстати, о публике. Там было некоторое незначительное количество мужчин и подростков. Но больше - дамы элегантного возраста, разной степени элегантности. Все при полном параде. Спектакль о Холмсе, должно быть, напомнил им о юности, когда они видели наш сериал. Были даже целые выводки дам разных поколений. С точки зрения дедукции и наблюдений, очень интересная публика. Да и для автора курортных детективов она представляла определенный интерес. Жаль, что все они были у меня за спиной!
2. Самое главное. Отрадно, что хоть кто-то кроме меня заметил, что Канон - это не повествование, а драматургическое произведение. Здесь звучат голоса Двоих. И они - в центре.
Этот спектакль не обязательно мог быть клоунадой, фарсом или эксцентрикой (спасибо Юле за умное слово!). Он мог быть решен и в серьезном ключе, решен в лирической интонации с легкой примесью юмора и ностальгии. Например, сидя у камина, стареющие друзья вспоминают былые приключения и молодость. Или даже быть трагическим и философским. Можно было использовать здесь хронику, выхватывать прожектором из тьмы части сцены, в которых разворачивались бы отрывки действий или обрывки старых газет. Технически возможно все, что угодно.
Важна сама идея - двух исполнителей, их вечный диалог на фоне периферии - приключений, событий, мнений.Это открывает широкие возможности для сценографии Канона.
Колодец так глубок, что черпать и не вычерпать!
Афиша
#ШерлокХолмс #Шерлокиана #ШерлокианскиеОтчеты