С
Artbookmania я знакома не так давно, наверное, полгода, с тех пор, как впервые увидела одноименный электронный журнал на issuu.
Автор проекта
Дельнара Эль организовывает арт-туры по всему миру, проводит мастер-классы и онлайн-курсы по скетчам, устраивает рисовальные марафоны и издает журнал о творчестве, объединяя таким образом людей, одержимых искусством артбукинга.
В середине лета я получила прилашение к интервью от ведущей рубрики «Весь мир в скетч-буке»
Алёны Гринь В очередном (седьмом) выпуске журнала «ArtBookMania», золотоосеннем и мистическом (всё как я люблю :)) оно было опубликовано.
Некоторые вопросы заставили задуматься, некоторые окунули в ностальгию)) откровенно получилось, надеюсь, вам понравится!
Полный текст интервью представлен ниже. Хотела сопроводить его фотографиями, но пост не влезает в жж. Потому, если возникнут вопросы, спрашивайте в комментариях здесь или в соцсетях, я обязательно отвечу или сделаю отдельный пост.
13 фактов о себе (известные и неизвестные)
- известные (имя и фамилия, возраст, место проживания, где и на кого учились, кем работаете, где можно увидеть Ваши работы)
Надежда Кызъюрова (творческий псевдоним Nadi Kiza), 31 год, г. Санкт-Петербург. В 2009 году c отличием окончила Сыктывкарский государственный университет (факультет искусств, специальность графический дизайн). Убежденный фрилансер, но к воодушевляющему проекту прикипаю надолго (до недавнего времени - ведущий дизайнер журнала «Поезжай-Ка!», который трепетно любила целых 4 года). Проектирую логотипы и элементы айдентики, разрабатываю дизайн для полиграфии, верстаю многостраничные печатные издания. Рисую в техниках декоративной графики - Doodle Art и ZIA (читать
http://nadi-kiza.livejournal.com/8048.html)
Творческий дневник:
http://nadi-kiza.livejournal.com/ Портфолио:
http://revision.ru/a/nadi-kiza/http://illustrators.ru/users/nadi_kiza/portfoliohttp://russiancreators.ru/gallery/people_and_teams/nadi_kiza/ Соцсети:
http://vk.com/nadi_kizahttp://facebook.com/nadikizahttps://www.pinterest.com/nadi_kiza/ - неизвестные (все, о чем бы Вы хотели рассказать читателям журнала)
Перфекционист. Вегетарианец. Мечтатель. Люблю оперу, классическую музыку, научную фантастику. Коллекционирую книги с красивыми иллюстрациями.
Как давно Вы занимаетесь рисованием, где-то этому учились?
С выбором будущей профессиональной деятельности определилась достаточно рано - классе в пятом-шестом - хотела стать модельером (но вышло немного иначе J). Ночами напролет рисовала девчонок в разных нарядах. Тогда же, понимая, что одного желания будет недостаточно, поступила в художественную школу. Однако рисование с натуры пейзажей и натюрмортов быстро наскучило и я забрала документы (о чем, конечно, сильно пожалела через несколько лет). В свободное время занималась оформлением сцены к различным мероприятиям в гимназии. Но настоящая учеба началась в 11 классе - два года подготовительных курсов к поступлению в вуз, после - пять лет живописи, рисунка и пластической анатомии, помимо теоретических, дизайнерских и графических дисциплин. Надо сказать, что преподаватели в этой области были особенно сильны, и академическая школа живописи и рисунка давалась мне с большим трудом. После защиты дипломного проекта, наступил достаточно долгий период в профессии, в котором не нашлось места живым материалам. Однако, пресытившись компьютером, вновь вернулась к рисованию - восстанавливаю забытое, стремлюсь улучшить свои навыки, т.е. по-прежнему учусь J.
Как организовано Ваше рабочее место? Соблюдаете ли Вы какие-то ритуалы - чашка горячего чая рядом, музыка или фильм в фоне, кот на руках (или на столе)..?
Поскольку мы с мужем достаточно часто переезжаем, а различное оборудование для работы периодически обновляется, мое рабочее место всегда приходится подгонять под новые условия. Однако неизменным остается расположение стола у окна или с правой стороны от него, чтобы правильно падал дневной свет, и можно было отвести глаза вдаль. Это раньше я рисовала по ночам, сейчас же работаю исключительно днем и стараюсь по возможности не использовать искусственное освещение.
На рабочем столе - монитор, графический планшет, стикеры-напоминалки, всякая мелочь по коробочкам. Считаю, что для рисования материалами следует использовать отдельный стол, но когда такой возможности нет, стараюсь по максимуму освободить пространство или сажусь за подоконник. Так сложилось, что подоконники в моей жизни были исключительно белыми и широкими - по-моему, это лучшее место для рисования J.
Особых ритуалов перед началом работы нет. Главное - тишина.
Расскажите про свои рисованные дневники? По какому принципу Вы их наполняете?
Мои рисовальные дневники, скорее, не традиционные. Сюжетные скетчи по большей части выполняю не в артбуке, а на отдельных листах формата А4 и упаковываю их по тематическим папкам - привычка из университетских времен. Поскольку работаю в декоративной манере, стараюсь упражняться в рисовании орнаментов и поисках новых решений на танглах - квадратных карточках формата 9х9 см. Эту традицию метода Zentangle я трансформировала под собственные нужды - каточки разделяю по цвету и фактуре и храню в специальных конвертах собственного изготовления. Иногда использую их для медитативного рисования, но чаще - целенаправленно, для пробы новых графических материалов или поиска цветовой палитры.
В каких блокнотах рисуете - формат, производитель? Почему именно они? Какую предпочитаете бумагу?
Бумагу предпочитаю качественную, плотную, которая не скатывается и по структуре которой не растекается тушь или гелевая паста. Хороша в этом отношении мелованная бумага фирмы «Берег». Если говорить о цветной бумаге, то среди дизайнерского картона этого же производителя или широкого ассортимента бумаги для пастели, которая с обратной стороны обычно более гладкая, можно найти очень достойные варианты, например от «Derwent» или «Лилия Холдинг-Полиграфия». Интересные комбинированные скетчбуки предлагает проект «Beamused». Недавно в России появились замечательные двухсторонние плитки для рисования, которые производит команда «Doodle Press».
Какими материалами пользуетесь чаще всего и почему, какие техники больше всего нравятся? Есть ли у Вас любимое сочетание материалов?
В рисовании скетчей или работ для творческого выдоха, чаще использую гелевые ручки, или линеры, т.к. эти инструменты максимально просты и мобильны. Главное подобрать качественный черный оттенок - глубокий, не бликующий, именно черный, а не темно-притемно-серый.
Но лучше изографа и туши еще ничего не придумали J.
Список необходимых материалов для быстрой (но качественной) зарисовки - каким он должен быть?
Для быстрой, но качественной зарисовки, на мой взгляд, не так важны материалы, сколько настрой - драйв, кураж и желание выпустить из себя притаившийся в голове образ. Но если серьезно говорить о материалах, то отдаю предпочтение карандашам и ластикам «Koh-i-Noor» и гелевым ручкам «Sponsor». Для серьезных работ использую изографы и тушь «Rotring».
Каков Ваш подход к выбору палитры - считаете ли Вы, что палитра должна быть ограниченной?
В выборе палитры опираюсь на Цветовой круг И. Иттена, используя монохроматические или родственные комбинации, контрастные и дополнительные пары, но иногда позволяю себе похулиганить, руководствуясь интуицией. Безусловно, фундаментальные знания помогают ориентироваться в колоссальном многообразии цветов и оттенков, но готовые формулы, не панацея. Важно помнить о теплохолодности. Рисуя гелевыми ручками или тушью, волей-неволей приходится ограничиваться набором цветов, представленным производителем, и если тушь еще можно намешать, то с гелевыми пастами такой фокус не пройдет. Для того чтобы разнообразить палитру покупаю разные оттенки одного цвета.
Расскажите, пожалуйста, о своем процессе: как начинаете работу, делаете ли наброски/эскизы - как все происходит? Есть ли какой-то алгоритм/последовательность в создании зарисовок?
Когда под зарисовкой подразумевается подготовительный этап перед чистовой работой, процесс начинается с изучения аналогов с целью выявления наиболее удачных образцов и поиска иного, но не менее выгодного решения. Далее набрасываю клаузуры и ищу композицию в небольших «окошках» с приблизительным соотношением сторон предполагаемого итогового формата. Если формат работы не определен - к соотношению сторон не привязываюсь. Самый удачный вариант переношу на черновик в натуральном размере, где подробно прорабатываю рисунок. Спонтанные зарисовки, конечно, происходят без просмотра аналогов, однако в случае возникновения каких-либо спорных моментов (в анатомии или специфических деталях) обращаюсь к примерам, т.е. порядок работы над эскизом варьируется в зависимости от обстоятельств.
Сколько времени занимает одна зарисовка? Продумываете ли Вы заранее расположение деталей и объектов, или рисуете «как пойдет»?
Одна зарисовка обычно занимает несколько часов. Если набросок имеет практическое значение, т.е. он выполняется для какой-либо дальнейшей работы, безусловно, продумываю композицию, прорабатываю сюжет, движение персонажей. Наполнение деталями, как правило, происходит интуитивно на чистовом варианте. Если говорить о медитативном рисовании или придумывании узоров в блокноте или на танглах - отпускаю воображение на волю.
Вы выбираете композиционные решения для зарисовок/разворотов? Есть ли у Вас всегда работающие правила?
В вопросах построения композиции руководствуюсь такими базовыми понятиями, как целостность, уравновешенность, соподчиненность. Достичь эстетической упорядоченности помогают симметрия, асимметрия, статика, динамика, ритм и т.д. - в зависимости от конкретного замысла. Условно опираюсь на готовые композиционные схемы, однако, считаю, что интуитивное чутье первостепенно. Не владею безотказным «рецептом», но некоторых конкретных моментов стараюсь избегать: например, строгого следования симметрии (если не стоит такая задача), совпадения или параллельности направляющих, т.к. это снижает выразительность.
С каким материалом обычно работаете - референсы, натура, из головы?
Идеи и образы возникают, как правило, спонтанно в момент переживания яркой эмоции. Уточнение композиции, пластики и деталей происходит во время работы над набросками, которая предполагает обращение к аналогам и подсматривание референсов. Справедливости ради отмечу, что в моем портфолио есть работы, нарисованные исключительно по вдохновившим фоторефам, но выполнялись они, скорее, не с целью создания самостоятельного произведения, а для тренировки.
Боязнь белого листа» - есть ли она у Вас? Как с ней боретесь?
С «боязнью белого листа», насколько мне известно, чаще сталкиваются люди, страдающие «синдромом отличника». Я, к сожалению, из таких, потому с данной фобией знакома не понаслышке. Чтобы преодолеть барьер, следует бороться с его основными причинами - перфекционизмом или банальным отсутствием практики. Для этого периодически участвую в конкурсах и арт-флешмобах, ограниченных темой и временными рамками. Главная цель массового творчества видится мне не в лайках и признании, а в своевременном выполнении поставленной задачи. При этом не обязательно выкладываю свои «творения» на всеобщее обозрение, но это здорово дисциплинирует, а иногда обогащает портфолио. Если с наращиванием опыта все более-менее ясно, то с крайней самокритичностью сложнее, однако ведение артбука и медитативное рисование дают прекрасный терапевтический эффект, но мой любимый метод - творческая интерпретация фотоиллюстрации.
Что самое сложное в зарисовках?
В рисовании для меня всегда самое сложное - начать.
Но еще сложнее бывает закончить J.
Что рисовать не любите и никогда не будете?
Сложно сказать, что я рисовать не люблю. Любую форму или сюжет можно стилизовывать, обыгрывать, интерпретировать всегда по-разному - это бесконечный творческий поиск и бесконечное счастье. Никогда не говори «ниогда» J, но не стала бы браться за откровенно пошлый, как по форме, так и по содержанию, заказ.
Что для Вас приносит больше удовольствия - процесс или результат? И почему? Всегда ли Вы довольны результатом зарисовки в конце?
Истинное удовольствие от работы для меня складывается из двух компонентов - радости процесса и удовлетворения результатом. Эти два удовольствия, примерно как кусок торта и вишенка на нем - вроде, и по отдельности вкусно, но уже не то.
Результатом проделанной работы довольна далеко не всегда, но по итогам стараюсь анализировать ошибки.
Как быть с неудавшимися зарисовками/разворотами? Перерисовываете ли Вы их?
Неудавшиеся зарисовки выбрасываю без сожаления, неудавшиеся частично - сохраняю до лучших времен.
Какие 3 вещи всегда должны быть под рукой во время зарисовки?
Во время работы гелевыми ручками или тушью не помешает подложить под рабочую руку лист бумаги, чтобы не размазать рисунок, рядом следует держать мягкую салфетку, чтобы промакивать пишущий узел.
Как часто зарисовки из блокнотов находят место в будущих работах, иллюстрациях, коммерческих заказах?
Зарисовки, изначально подразумевающие развитие в отдельную графическую работу, конечно, находят в ней место, однако, случается, что и медитативные почеркушки помогают в принятии решений при работе над какой-либо иллюстрацией.
Как думаете, для чего нужны творческие тетради?
Как любой юной девушке нужен дневник, для записи самого сокровенного, чтобы не разорвало от бурных переживаний, так и всякому фантазеру нужен альбом для зарисовок, чтобы не сойти с ума от образов, роящихся в его голове J. С практической точки зрения, артбук - прекрасная возможность «запомнить» свои придумки, запечатлеть наблюдения, потренировать мозг и руки.
Где Вы черпаете вдохновение, что смотрите или читаете?
В заказной работе зажигают нестандартные задачи. Иногда случаются внезапные открытия, когда глаза выхватывают из окружающей среды формы с особой пластикой или цепляются за совершенно роскошные фактуры, казалось бы, привычных объектов.
Но главный источник вдохновения для меня - книги:
- профессиональная литература, посвященная дизайну и искусству в целом,
- книги о творческом саморазвитии от практикующих авторов (Яна Франк, Натали Ратковски, Lisa Congdon) или руководителей творческих мастерских (Darrell Reese, Scott Belsky),
- книги об исследовании механизмов мышления и фантазии (Bruno Munari, Edward de Bono),
- книги с красивыми иллюстрациями (например, «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» от издательства «Речь», «Самые прекрасные сказки тысячи и одной ночи» от издательства «Рипол Классик»),
- художественная литература (например, «Марсианские хроники» Ray Bradbury, «Ожерелье планет Ойкумены» Ursula Le Guin).
Интернет ресурсы также способны обеспечить колоссальным зарядом энергии при умении фильтровать стремительный поток информации. Естественно, я пользуюсь портфолио-сервисами, читаю блоги успешных иллюстраторов, подписана на творческие и околотворческие группы в соцсетях, где наблюдаю за достижениями коллег и с особым трепетом слежу за взлетами своих одновузников (их успехи вдохновляют особенно).
Кто из современных иллюстраторов или художников Вам нравится, чьи работы повесили бы дома на стену?
С трепетом отношусь к таким мэтрам графики, как И.Я. Билибин, Д.П. Дмитриев, Aubrey Beardsley, Kay Nielsen, John Austen, Ronald Balfour, Harry Clarke. Восхищают современные мастера Joe Fenton, Петр Фролов, Ксения Лаврова, Борис Индриков, Алексей Конахин, Юрий Лисовский, из книжных иллюстраторов - Андрей и Ольга Дугины, Светлана Дорошева. Очень люблю работы Дарумы, Михаила Семашина, Милы Лосенко, Яны Наумовой. Нравятся «заморские» авторы Pat Perry, Iain MacArthur, Ben Kwok, Valentina Harper (Ramos), Yoko Furusho, Yellena James. Если говорить о фэшн-иллюстрации, особую страсть питаю к работам Laura Laine, Nikki Farquharson, Carine Brancowitz. Безусловно, список можно продолжать и мои интересы не ограничиваются исключительно графикой J. Это имена основных современных авторов, за творчеством которых регулярно «подглядываю», чьи работы считаю ярким примером превосходного мастерства в декоративной или стилизованной манере изображения.
Какой совет Вы бы дали начинающему художнику?
Не уверена, что имею моральное право давать светы начинающим, но могу рекомендовать следовать тем принципам, которыми стараюсь руководствоваться сама: практикуйте, не опасаясь критики, т.к. главный Цензор внутри вас. Выращивайте Его, читая качественную литературу (и художественную, и профессиональную), исследуя как можно глубже область ваших творческих интересов. Пробуйте новое, но никогда не заставляйте себя рисовать сюжеты, которые вам неприятны, в технике, которая вас не заводит, материалами, которыми вам работать некомфортно.
♥ Спасбо, мои дорогие читатели, за проявленный интерес и уделённое внимание ♥
♥ Сердечно благодарю Алёну Гринь за приглашение и интересные вопросы ♥
Друзья, обратите внимание, проект Artbookmania открыт для новых идей и приглашает творческих людей к сотрудничеству!
http://delnara.livejournal.com/251697.html ♥