Я уже давненько не писала о книгах, всё ждала момента завершения прочтения знаменитой трилогии про загадочную девушку Лисбет Саландер и неуёмного Микаэля Блумквиста. Все три книжки объединю в один пост и постараюсь не спойлерить;)
"Девушка с татуировкой дракона"
Первая книга трилогии разгоняется довольно долго и изобилует мельчайшими подробностями семейства Вангер. Попутно нам рассказывается история самой Лисбет, но очень кратенько так (иначе б нечего было в двух других книгах писать). Тем не менее, добрую половину книжки Микаэль и Салли никак не встретятся и никак не начнут своё плодотворное сотрудничество. А уж потом, как понеслось...
Я тщетно пыталась запомнить всех действующих лиц, но в ключевых персонажей всё же въехала. Ларссон грешит тем, что очень и очень подробно описывает всех, даже муху, пролетевшую в одной комнате с Лисбет (а вдруг она имеет какое-то значение дальше?). В первой книге это не так сильно заметно в силу самого сюжета - он интересен и интригует (я, как всегда, сначала кино увидела, поэтому для меня сюрпризов не было), повествование затягивает и ты уже сама сидишь и ждёшь развязки. Без малого первую книгу я проглотила за 2-3 дня, электронку из рук практически не выпускала.
Пока читала, возник вопрос: зачем Финчер взялся переснимать и без того отличное шведское кино? не, не ругаю его ни в коем рази, он молодец (хотя бы за начальные титры и cover Led Zeppelin готова его расцеловать!), но зачем? что нового привнесли? ну ладно, это другая тема совсем.
Ларссон не стал раскрывать всех секретов и припас полноценную историю жизни Саландер на две следующие книги. Теперь о них.
"Девушка, которая играла с огнём" и "Девушка, которая взрывала воздушные замки"
...в доме, который построил Джек:)))
По сути, это ж и не трилогия вовсе, а растянутая в свете последних тенденций дилогия. И последние две книги - единое целое, потому как повествование второй книги заканчивается просто на середине действа (как бы оно там ни было). Всё, как в сериале - ...продолжение следует.
История вышла исключительно подробная, я такого ещё не читала. На какой-то момент мне вдруг показалось, что я читаю некий отчёт, где описывается, на какой марки кровати спал Микаэль, что он ел в МакДональдсе, какой марки кофемашина у него была. всё в стиле "здесь могла быть ваша реклама". Это очень утомляет, скажу я вам, особенно, когда начинали описывать технические характеристики ноутбуков, мобильников и т.д. Зачем? Это момент первый.
Момент второй заключается в том, что для меня остался непонятным экскурс в жизнь Саландер после событий первой книги (ураган, спасение этих людей, математика...я надеялась, что это потом где-то ещё упомянется, но нет, Стиг, словно, и сам забыл, что написал про это).
Вторая книга получилась довольно динамичной, не уступая в этом первой (ну разве что чуть-чуть). Читалось легко, дня за 3-4 я с ней расправилась и тут же, дабы не растерять сюжета, приступила к третьей.
А третья оказалась сплошной тигамотиной. Во-первых, описание бесчисленного количества людей северной (и не только) Европы, которые имеют хоть какое-то отдалённое касательство к жизни Саландер - зашкаливает и выглядит уже просто неприлично. На кой ляд мне сдался некий уборщик, например? а его историю расписали на добрых 7 страниц: он в детстве ударился коленом об асфальт, пока его везли в травмпункт, в его семье произошли такие-то события, далее из-за травмы он не смог стать выдающимся спортсменом и потому сейчас, на старости лет, он вынужден работать уборщиком именно в этой больнице, куда ему помог устроиться его троюродный дядюшка, на которого были гонения и бла-бла-бла. И такого в тексте много. Если в первой части я могла хоть как-то оправдать такой стиль (ну, семья большая у этих Вангеров), то тут-то это зачем? Автор показался мне до противного дотошным дядькой, который пытался сделать объём для издательства, а получился пшик.
В общем, третья книга начала разгоняться только на 2/3 всего повествования, а до этого вы узнаете про многих всяких людей: гадких и не очень. Зато сам финал скучать не даст (я с восхищением читала весь судебный процесс!)
Отдельная тема всех книг, мне очень бросалось в глаза: всегда, когда они не заняты, они пьют кофе (варят, покупают в автоматах) и едят бутерброды (иногда три, иногда и четыре даже - по праздниках, очевидно!). У меня сложилось впечатление, что граждане Швеции в принципе не готовят, там все так едят все три книжки:)))
ну ладно, это уж в порядке стёба:))
Резюмируя скажу так: это интересная история, отличный детектив, изумительные персонажи. И, пожалуй, я бы рекомендовала почитать, но не с горящими глазами, типа "аааа! прочти прям вот по-любому!", скорее больше так "прочти, я думаю, тебе понравится".
История про то, как человека с самого детства гоняли везде и всюду, ущемляли, а всё потому, что папка у неё личность значимая для правительства. Не повезло барышне, справлялась с этим всю жизнь как могла.
Лисбет я поняла от и до, все её мотивы, поступки, решения. За что спасибо Ларсу, так за эту парочку Саландер-Блумквист, эти товарищи к концу третьей книги уже стали как друзья, которых просто давно не видела.
И немного цитатных вещей:
- Дружба - в моем понимании - строится на двух вещах, - сказал он. - На уважении и доверии. Оба фактора должны обязательно присутствовать. И еще необходима взаимность. Можно уважать кого-то, но при отсутствии доверия дружба распадается.
Не бывает совсем невиновных. Есть только различные степени ответственности.
Ни одна система безопасности не устоит против тупости собственных сотрудников.
Как считала Лисбет Саландер, в реальном мире не много найдётся страшилищ, с которыми нельзя управиться при помощи увеститого молотка.
- Влюбленности не избежать никому, - сказал он. - Возможно, в это не хочется верить, но дружба, пожалуй, является самой обычной формой любви.