Конфликтология

Jan 26, 2012 22:49

Очень понравилась идея игры, надо бы с детьми поиграть :) Вообще по тэгу "переговоры" у этого автора еще интересно про конфликты, их возникновение, разрешение.

Оригинал взят у makkawity в Конфликтология - финал.
Приложение, или те обучающие игры, в которые мы играли на спецкурсе.
Первую «интересную игру» гарвардская школа переговорщиков разработала для иллюстрации того, что такое переговорный процесс.
Для этой игры на 4 участников требуются два листка бумаги, на которых мы рисуем крестик и скажем, нолик. Затем, по команде «опаньки» мы одновременно показываем друг другу один символ и считаем получившиеся очки по следующей формуле.
• 4 креста - все теряют по одному очку
• три креста и ноль - каждый из крестов выигрывает очко, нолик теряет три
• два на два - кресты получают два очка, нули теряют по два
• три ноля и крест - нули теряют по одному, крест получает три
• четыре ноля - все получают по одному очку.
При большем числе участников сумма очков соответственно распределяется по понятной из правил кривой.
Цели просты - набрать как можно больше, желательно выйдя за результат в +25. Игра идет 10 раундов, причем пятый, восьмой и десятый являются специальными - обретенный на них результат увеличивается соответственно в три, пять и десять раз. Зато перед ними можно пробовать договориться между собой о том, кто что будет выкладывать.
Поясню:
С одной стороны, при наличии хотя бы одного ноля выкладывание креста обеспечивает победу. С другой, так как преимущество этой стратегии быстро становится понятно всем, увеличивается вероятность «четырех крестов», при которых проигрывают все участник игры. Выходом кажется согласованное выдвижение четырех нолей, при котором выигрывают все, и упомянутый выше результат в +25 является итогом такой стратегии с первого по десятый раунд. Но велико и искушение уговорить всех на четыре нуля, а самому в решающий момент вытащить крест - игра не является командной...
Таким образом тренируется как логика и рациональность, так и умение убеждения, а попутно очень хорошо проясняются все те проблемы, которые встают пред представителями данной школы в поисках грамотного решения. Пробуйте! Рекомендую!

Вторая обучающая игра может быть условно названа «игрой в разоружение на деньги». Имеется две команды, по 4-8 игроков в каждой + посредник\банкир. Цель - победить и заработать больше денег (в оригинале играли на мелочь, но можно и на спички).
Игра проходит в 3-4 захода, каждый из которых состоит из семи раундов. Перед четвертым и седьмым - обязательные переговоры, длящиеся не более пяти минут. В остальное время команды общаются через посредника или могут потребовать дополнительных переговоров после первого раунда.
У каждой команды на начало игры есть десять готовых к бою и десять разряженных ракет. Фонд команды - 2 доллара с носа, 40% которых идет в фонд посреднику.
Каждый раунд можно перевести из боевого в небоевое положение до двух ракет, увеличивая или уменьшая количество заряженного оружия. На решение об этом дается три минуты, на объявление решения - 30 секунд. Об изменениях знает посредник, но не вторая команда.
Одновременно с изменением статуса ракет можно «начать войну», закончив заход досрочно. В этом случае:
• Побеждает та сторона, у которой больше заряженных ракет. Проигравшая сторона платит 10 центов с носа за каждую «большую» ракету победителей. Общее соотношение ракет (16 против 18 или 4 против 7) роли не играет.
• Если число ракет равное, то обе стороны платят посреднику по 5 центов с носа за каждую свою заряженную ракету, если они атаковали и по 2 с носа, если они не атаковали сами. Естественно, вариант с одновременной атакой случается нередко. Тогда обе стороны платят как атаковавшие.
Если же в течение всех семи раундов никто никого не атаковал, то подводится временный итог - каждая команда получает от посредника по 5 центов на нос за каждую незаряженную ракету и платит 5 с носа за каждую заряженную (то есть, при соотношении 10 на 10 баланс равен нулю), и начинается новый заход.

Третья игра - скорее тест, отчасти напоминающий «Последнего Героя» наоборот. Есть остров, где находится 9 потерпевших авиакатастрофу. Помощи немного - можно забирать только трех человек с интервалами в 3-4 недели (первая ходка прямо сейчас), и хотя выжить на острове можно, изоляция и скудость ресурсов могут сделать свое дело. Выбирать надо из следующего списка:
• Японская ученая-атомщица, 50 лет, очень нужна дома как специалист из-за проблем на атомной станции в густонаселенном районе
• Ее дочь, 10 лет.
• Генеральный директор крупнейшей компании по производству полупроводников и один из богатейших людей в мире, китаец, 72 года
• 87-летний отставной продавец обуви. Во время падения был ранен, и возможно у него сломан позвоночник.
• Американка, 40 лет, беременна. Известно, что роды даются ей очень тяжело.
• Ее сын, 7 лет.
• Всемирно известный хирург, направлявшийся в США для срочной операции на Президенте США - требуется пересадка сердца. 45 лет.
• 17-летняя девушка, которая после смерти родителей несколько лет назад находится на грани острого психоза.
• Вице-президент Филлиппин, 65, летел в столицу заменить Президента, который тяжело заболел и скорее всего уже не жилец.
На первый раз каждому из нас раздали инструкцию с набором приоритетов («женщины и дети - вперед»; «старики и больные - вперед»; «те, чьи навыки критично нужны во внешнем мире - вперед», которые выглядели вполне логичными и в соответствии с которыми надлежало создать свой график эвакуации. При этом каждый должен был оценить критерии предыдущего и понять его ход мыслей.
Понятно, что при анализе графиков выяснилсь, что большая часть народа естественно сформировала первую тройку в соответствии с инструкцией и вторую в соответствии с личными идеями.
Затем надо было решать проблему вместе, умея обращать внимание на недосказанные детали: например, неизвестно, есть ли еще выдающиеся хирурги, способные совершить указанную операцию, насколько остра ситуация на Филлиппинах или на каком месяце находится беременная. Попутно стало понятно, что выданные нам приоритеты окончательно заводят в ловушку, и руководствоваться надо иным критерием. Не тем, кого надо в первую очередь спасать, а тем, кто дольше всего может продержаться на острове.

психоложеское

Previous post Next post
Up