Эмоциональное развитие детей. Ясли-сад (3)

Aug 13, 2013 11:51

Оригинал взят у krotyha в Эмоциональное развитие детей. Ясли-сад (3)
Originally posted by aksik at Эмоциональное развитие детей. Ясли-сад (3)
сегодняшний разговор касается посещения ребенком садика лишь косвенно. Думаю, уважаемые читатели, вы поймете, почему.

Эмоциональное развитие ребенка

Эмоциональность - основная психофизиологическая особенность детского возраста. Важность развития эмоциональной сферы в раннем детстве невозможно переоценить - именно в период дошкольного детства закладывается гуманистическая направленность в развитии личности и формируется структура семейных отношений будущего взрослого. Маленький ребенок не умеет воспринимать мир разумом, рационально и логически, его восприятие проходит только через эмоциональную сферу.

Уже в первый год жизни человека развиваются три направления отношений: к взрослым, к миру, и к себе. Ведущей деятельностью первого полугодия является общение, и на основе общения со взрослым у ребенка складывается образ окружающих, и себя, как субъекта коммуникации. Этот образ себя появляется как отражение отношения к малышу окружающих взрослых. В таком раннем возрасте формируется будущее доверительное и позитивное отношение к миру и людям, а также адекватная самооценка.

Основная форма коммуникации младенца - привязанность к родителям и близким, особенно - к матери. Самое первое проявление привязанности - беспокойство при отсутствии матери, ярко выражено уже к 7 месяцам. Постепенно привязанность развивается в высшую эмоцию - любовь. Все, что затрудняет эмоциональный контакт с матерью и остальными взрослыми, влияет и на формирование высших эмоций. Для развития полноценной личности важно, был ли ребенок желанный, нет ли у родителей завышенных ожиданий, удовлетворяют ли они его коммуникативные потребности. Главное - могут ли окружающие взрослые (особенно мама и папа) проявлять по отношению к ребенку «безусловную любовь». Принимают ли родители своего малыша таким, каким он является, не вызывает ли он разочарования, не ставят ли они условия для своих чувств? Конечно, на такое бескорыстие способны только самые близкие люди. Если ребенок с раннего возраста попадает в ясли, его воспринимают положительно только при ряде условий, например, хорошем поведении, послушании, и т.п. В таком случае о безусловной любви говорить не приходится.

У детей, в раннем возрасте отданных в ясли, снижается эмоциональная чувствительность, слабее выражена эмпатия (способность к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния другого человека). Эмпатия может формироваться только при доверительных отношениях, сочувствии, поддержке, понимании чувств близкого человека. Люди, выросшие в условиях нехватки любви и эмоционального контакта, отличаются неразвитостью эмоциональной сферы. Они не дифференцируют оттенки своих состояний, их эмоциональные реакции однозначны и примитивны.
Возраст от двух до шести лет в психологии назван «период аффективности» (Аффе́кт (лат. Affectus - страсть, душевное волнение) - относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание. Википедия). В этом возрасте эмоции очень бурные, нестойкие, ребенок легко переходит от одного состояния к другому.
Для этого возраста характерна так называемая «эмоциональная заражаемость» - ребенок подвержен влиянию эмоций окружающих его людей, легко их перенимает и усваивает. Для родителей очень важно следить, в каком эмоциональном состоянии пребывают они сами и, следовательно, их ребенок. В этот период начинает формироваться умение владеть своим эмоциональным состоянием, разбираться в собственных эмоциях, понимать свои и чужие переживания. Если эмоциональная сфера ребенка в такой важный период не получает достаточного развития, в будущем это может обернуться поиском эмоциональных стимуляторов (наркотики), сильной эмоциональной зависимостью от других людей (различные группировки или секты), а также склонностью к депрессиям и апатии.

Также необходимо упомянуть еще одну особенность дошкольного детства - наличие познавательных эмоций. К ним относятся: удивление, любопытство, любознательность, стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Познавательные эмоции могут возникнуть при соприкосновении с новым, неизведанным явлением окружающей действительности, и стимулируют познавательный процесс, помогают ребенку выработать собственное отношение к реальному миру, развивают творческие способности.

Это нужно знать всем родителям, желающим обеспечить своему ребенку достаточное интеллектуальное развитие. Для полноценного развития интеллекта необходимо правильное развитие эмоциональной сферы, особенно познавательных эмоций. Что же происходит, если ребенка в раннем возрасте начинают обучать? Он получает готовые сведения, которые должен обрабатывать логическим, а не эмпирическим путем. Но мышление ребенка образное, он еще не способен к аналитико-синтетической деятельности. То есть, взрослый передает ребенку свое, готовое отношение к окружающему миру, переработанную информацию. Этот способ не затрагивает ни одну из познавательных эмоций, а значит, интеллектуальная работа сведена к нулю. Интеллектуальная деятельность ребенка протекает только при условии высоких эмоциональных переживаний.

Для дошкольного возраста идеальным путем развития интеллектуальных способностей является игра, особенно сюжетно-ролевая, а также любая творческая деятельность, направленная на создание нового. Обучение таковой деятельностью не является, и родители, стремящиеся как можно раньше обучить ребенка, только тормозят развитие интеллекта. Разумеется, на первых порах такой ребенок будет производить впечатление «умника» - столько знает, в таком раннем возрасте уже пишет-считает-читает и прочее! Но результат проявится спустя несколько лет, когда при обучении, например, в старших классах. Вдруг окажется, что ребенок не способен к вариативности мышления, лишен креативного подхода, не умеет самостоятельно искать решения проблемы. Но главное - у него воспитывается отвращение к учебной деятельности и процессу познания, потому что познавательные эмоции оставались без дела в тот самый период, когда на них зиждется будущее интеллекта.

Разумные родители никогда не будут принуждать ребенка-дошкольника, заставляя его учить что бы то ни было: цвета, буквы, цифры, геометрические фигуры. Но в яслях или садике у ребенка выбор практически отсутствует: пришло время занятий, и все рисуют, или считают, или играют в кубики. Но воспитатель не может обеспечить в данный момент наличие познавательных эмоций у всей группы! Значит, какой-то ребенок (может быть - ваш?) будет заниматься безо всякого удовольствия, себе во вред. Еще один фактор, наблюдаемый в группе - соревнование детей. Никто не хочет быть отстающим, неуспешным. А если у ребенка раз от разу получается выполнение задания хуже и медленнее, чем у приятеля, закрепляется отрицательное отношение к занятиям подобного рода, и развивается плохая обучаемость. Система поощрений-наказаний только усугубит ситуацию - если вы начнете шантажировать ребенка, он непременно ответит тем же, только будет гораздо изобретательнее. К тому же, если ребенок понимает, что он должен учиться для родителей, то у него вряд ли сформируется радость познания, или стремление к собственному поиску.

Все, конечно, знают, о существовании так называемых кризисов какого-либо возраста: «кризис одного года», «кризис трех лет», и так далее. ОБ этом много пишут и спорят. Но знаете ли вы, что происходит между критическими точками? От одного кризиса до другого протекает «литический период». Он характеризуется тем, что определенные психические новообразования могут быть сформированы только в данный момент. В некоторых случаях формирование их в другое, менее благоприятное время сопряжено с большими трудностями, а в каких-то невозможно вообще - например, если до 5 лет ребенка не учили говорить, он не заговорит никогда. Период от рождения до пятилетного возраста - литический для формирования речи, и позже наверстать упущенное невозможно.
Период младенчества и дошкольного детства - литический для развития эмоциональной сферы. Именно тогда формируется будущий взрослый - каким вырастет малыш, зависит от родителей.

перепост, детсад

Previous post Next post
Up