Я РОДОМ ИЗ ПРОШЛОГО ВЕКА - продолжение, ч.3

Feb 07, 2019 02:13

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ
Что -то особо чудесных школьных лет я не помню... Самые обычные годы.

"В первый погожий сентябрьский денёк робко вхожу я под светлые своды.
Первый учебник и первый урок -Так начинаются школьные годы".


1 сентября 1957 г. я пришла в 1 класс ШКОЛЫ №5 г. Великий Устюг. Школа находилась совсем близко. Да и всё в нашем городе близко было, потому что городок районного масштаба, старенький и маленький. Я к тому, что везде и всюду мы ходили одни, без сопровождения взрослых или старших.

1 сентября практически не помню. Только запомнилась суматоха в классе, когда детей рассаживали за парты. Видимо, благодаря тому, что я была в очках, мне досталось место за первой партой напротив учительского стола. Учительница - седая полноватая женщина пенсионного или предпенсионного возраста. Рядом со мной сидел мальчик смуглый, черноволосый Робик Рогушкин. Почему-то я считала, что он еврей. А, как недавно выяснилось, оказался цыганом. Позднее его отправили учиться в суворовское училище, на фотографиях его нет. Вот это единственная фотография моего класса в школе №5.


Белого фартука у меня не было до 8 класса. Но воротнички и манжетки на рукава были. Я их пришивала сама. Ребят с фотографии помню всех. Я всегда старалась узнавать о судьбах одноклассников. Недавно собрала фотографии класса, гуляющие по интернету, уже без меня.

Так вот учительница ... Звали её Анна Флегонтовна Цивилёва. Мудрёное отчество. Практически никто в первом классе его не выговаривал. Так и звали её - Анна Хлебонтовна. Она не обижалась. Хотя строгая была. Чем-то она меня зацепила так, что я решила стать учителем начальных классов ). Проблем с успеваемостью в начальной школе не было. Я училась легко. Только вот по чистописанию в 1 классе за первые две четверти стояла четвёрка.

Ох уж это чистописание! У нас в то время были замечательные тетради, расчерченные в косые клеточки так, что для каждого элемента буквы было своё место. Сначала все писали простым карандашом. И только тогда, когда получалось верно, учительница разрешала переходить на письмо чернилами.
Вот образец написания букв и цифр того (нашего)времени. Линии надо было писать с нажимом и без нажима. Ошибаться нельзя.


Сейчас, с высоты прожитых и отработанных в школе лет, думаю, что такая разлиновка - лучшая для первоклассников!
Конец деревянной ручки практически у всех был изгрызен. Как и у карандашей.
Вот точно такая красная ручка и перо "звёздочка" были у меня любимыми



А вообще перья были разными и стоили копейки.



Чернильницы-непроливайки стояли на каждой парте. У каждого своя.
Для ручки в парте тоже было своё место - ложбинка в верху парты.
Туда клали перочистку,
а на на эту круглую подушечку - ручку.

Перочистку шили самодельную. Из кусочков мягкой, но не ворсистой ткани. Слои соединяли пуговкой . Зачем была нужна перочистка? Перо в ручке имело прорезь, там скапливались сгустки чернил и, как думаю, от бумаги какая-то пыль. Тогда ручка начинала пачкать. На помощь приходила перочистка. В левую руку берёшь перочистку, в правую руку - ручку и очищаешь между слоями ткани перо. Конечно она быстро пачкалась, приходилось шить другую, но это было не сложно.

В тетради обязательно должна была быть ПРОМОКАШКА. Это такой листочек мягкой бумаги, впитывающий в себя чернила. Чуть поменьше тетрадного листка. Без неё совсем никак. Ведь чернила не высыхали мгновенно. Приходилось промокнуть страничку прежде, чем перейти на другую. Промокашку часто использовали как черновик или для рисования всяких рожиц. Тогда учительница заставляла поменять на другую.

Для меня же две четверти первого класса были преодолением препятствия в виде клякс!
Пишешь, пишешь... Красиво, ровненько...



И вдруг, откуда ни возьмись, клякса !
До слёз обидно. Но научилась в конце-концов.
И за год уже стояла заслуженная пятёрка.


Фото табеля за 1 класс. И тут чистописание пострадало, попало на место сгиба.
Столько лет хранился листочек в документах !

В тот же год я пошла учиться в 1 класс музыкальной школы. Она была ещё ближе, чем общеобразовательная. Буквально в двух шагах.



В здании слева - Дом пионеров. За Домом пионеров видна колокольня Успенского собора. Она находится за дорогой. Музыкальная школа располагалась в красивом белом здании справа.

Занималась я по классу фортепиано. Нравилось. И слух у меня музыкальный. Но ... никак не гнулся мизинец. Он всё время оттопыривался. Да и до сих пор ) Сейчас печатаю двумя руками, все пальцы вроде бы задействованы. Смотрю, а мизинец правой руки торчит в сторону

Весь первый класс я терпела то, что учитель (мужчина) бил меня длиннющей линейкой по мизинцу !
А на второй год стала прогуливать уроки. Ходила на муз.грамоту, на муз.литературу, на хор..., а на специальность не ходила. И ведь до сих пор помню, какие песни на хоре пели. Дядя Ваня... каноном - красиво! Или смешную песенку:
- Кадэ Руссель богато жил,
Кадэ Руссель богато жил,
Домик без крыши он купил,
Домик без крыши он купил.
Галки охотно в нем ютятся,
Летом и ласточки гнездятся.
Да, да, да, это так:
Кадэ Руссель - большой чудак.

А вот эта песня была любимая:

Весенний день - сирень, сирень, весёлые каникулы!
Светло кругом, и полон дом радостными бликами.
Рвать сирень мы не станем, чтоб гадать о судьбе.
Нет, мы выберем сами в жизни счастье себе!

От позора меня спасло то, что при проверке зрения мне запретили заниматься в музыкальной школе. Стало падать зрение. Лечили, закапывали капли и водили в школу за руку. Я там, конечно , ничего не писала, только слушала. И тень учительницы передо мной смещалась то в одну, то в другую сторону. Не могу сказать точно, сколько продолжалось лечение, но однажды, я взяла в руки "Волшебные сказки" Шарля Перро. Книжка большая с яркими крупными иллюстрациями. И вдруг поняла, что снова вижу!
Это ли не радость?!
А дальше потянулись обычные школьные годы.
Как ни пыталась, но ничего не вспомнилось из того, что происходило на уроках.

Зато помню отлично трель школьного колокольчика. Такой сейчас на открытках рисуют.


Такой колокольчик был в каждой школе. Ведь эл.звонок ещё не придумали. На стене первого этажа висели большие часы. Дежурная техничка следила за расписанием звонков. В нужное время она брала колокольчик в руки и шла, названивая, по этажам. Иногда она позволяла проделать это кому-нибудь из учеников. Вот радость была! Отсюда и пошла традиция первого и последнего школьного звонка.

В наше время родители не собирали нам портфель, не узнавали, что задано, не водили по кружкам. Никто за меня не выбирал, чем мне заниматься и что для меня лучше. Мы были очень самостоятельными. У родителей были свои дела. Главным для них было проконтролировать, чтобы мы в 21 час были дома и подписать табель в конце четверти.

А внеурочная жизнь у нас была очень интересная, разнообразная. Во-первых к нам на переменах приходили пионервожатые. Играли с нами в подвижные игры. Помню даже некоторые до сих пор:
- Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили...
Танцуй, сколько хочешь, выбирай кого захочешь!

Или "Ручеёк","Третий лишний", "Красное знамя, ударное звено"...

Нас везде сопровождали песни: детские, пионерские, русские народные, песни гражданской войны, отечественной... Мы много песен знали и пели. Очень часто мы с подружкой Галей сидели у неё дома на широченном подоконнике. Забирались вдвоём, помещались с ногами. Такие большие были окна в её доме. У каждой был свой сборник песен- песенник - толстая книжечка.
Играли так: одна называет страницу, обе открываем свой песенник и поём песню с этой страницы. Проигрывает та, которая не сможет спеть нужную песню.

У Гали была младшая сестра - Валюшка. Она часто болела. Гале приходилось ходить с кастрюльками (судками), которые вставлялись одна в другую, на кухню детского сада за причитающимся Вале питанием. Естественно, что я сопровождала Галю на ул. Виноградова. Вот там-то во дворе однажды мы и нашли беспризорного котёнка. Малюсенький, полосатенький! Конечно, я принесла его домой. Он и стал моим Барсиком, который жил со мной 16 лет.

Первое стихотворение (стишок ) у меня сочинилось в конце 50-х годов (может в 58 г. ),
посвятила я его старшей сестре.
Та очень хотела поехать в пионерский лагерь...
Да, в 57 г. мы с ней вместе были летом в пионерлагере в Лодейке. Я сижу во втором ряду снизу, вторая слева.


А на следующий год путёвки не дали.


Собиралась Таня в лагерь,
А путёвки нет как нет.
Плачет Таня:
- Где путёвка?
-Нет путёвки - был ответ.
Плачет Таня, слёзы льются, крупные , с горошину...
Ты не плачь, Танюша наша,
Будем, сидя на крылечке, песни петь, стихи читать,
А потом у тёплой печки наше лето вспоминать!
***
Не ожидала, что все посмеются над этим проявлением чувств (жалела сестру).
Естественно, больше попыток рифмовать свои мысли у меня долго не возникало. Почти 60 лет.


День 12 Апреля 1961 года вошёл в историю полётом Юрия Гагарина. Мы, четвероклассники, сидели на уроке русского языка. Неожиданно для всех включилось школьное радио. Надо сказать, что в каждом классе над дверью висел динамик. Школьная радиосеть использовалась для объявлений по школе и для проведения утренней зарядки. И когда мы вдруг услыхали диктора центрального радио, сначала наступила тишина. Но уже через секунду все повскакали с мест, а кое-кто и на парту вскочил с криками УРААААА !!!! Успокоить нас в тот день так и не смогли. Какие тут уроки?

И к слову о зарядке. Утренняя зарядка проводилась каждый день. Опаздывать на неё было нельзя.
Дежурные вставали у доски и служили примером для всего класса. Иногда на зарядку выходили в коридор. Коридоры в школе были широкие, светлые.

Быстро пролетели годы в начальной школе.
Наконец нас приняли в пионеры.

- "Вот на груди алый галстук расцвёл"...

Очень торжественно проходил приём в пионеры. И пусть меня одну (после болезни) принимали в свои ряды мои же одноклассники, но торжественность момента от этого не становилась меньше. Я стояла перед классом одна. Все уже были пионерами, а я проболела. И теперь, стоя перед отрядом своего класса в одиночестве, волновалась и боялась спутаться, произнося торжественное обещание пионера. На моей согнутой в локте руке висел отглаженный пионерский галстук. Но всё прошло прекрасно. Вожатая повязала мне галстук и я стала как все - пионеркой.

В пионерскую дружину города входили все школьные пионерские дружины. Школьная ПД состояла из пионерских отрядов по классам, а пионерский отряд - из звеньев.
На звенья делились по желанию или по месту жительства, чтобы удобнее было собираться. Для удобства срочного сбора у нас существовала цепочка. Помните, как у А.Гайдара в книжке Тимур и его команда? В каждом звене был звеньевой. На левом рукаве его пионерской формы была одна красная нашивка (горизонтальная полосочка) . У председателя отряда - две такие же полоски.
Пионерский галстук нельзя было повязать как попало. Один конец должен быть длиннее другого. И узел надо завязать по всем правилам.
Люся напомнила мне праздничный сбор городской ПД. В День рождения пионерской организации (19 мая) колонны пионерских отрядов под бой барабанов стекались на городской стадион. Впереди каждой школы знаменосец нёс знамя школьной дружины, следом вышагивали горнисты и барабанщики. Все в парадной форме- белая блузка(рубашка) и тёмная юбка (брюки)ну и, разумеется галстук. Помню, в какие- то годы пилотки. У каждой дружины своего цвета.Красивое, яркое зрелище ! Когда все дружины построились на линейке, знаменосцы выносят городское знамя пионерской дружины. Вот сейчас пишу, вспоминаю и мурашки по коже, как вспомню сигнал горнистов. На горне умели исполнять сигналы далеко не все. Это сложно. И сигналы по разным поводам разные.
Вот сейчас подумала о том, что наши внуки не представляют, что такое "пионерский салют" .
Не все помнят уже книжку А.Гайдара "Мальчиш-Кибальчиш" Как там написано:
- Плывут пароходы - привет Мальчишу!
Пролетают летчики - привет Мальчишу!
Пробегут паровозы - привет Мальчишу!
А пройдут пионеры - салют Мальчишу!

(из википедии) Отдавая салют, пионер поднимает согнутую в локте правую руку перед собой, так, что рука оказывается чуть выше головы. Все пять пальцев при этом выпрямлены и прижаты друг к другу, ладонь обращена к голове ребром. Расстояние от ладони до лба - примерно ладонь. Поднятая выше лба ладонь означала, что общественные интересы у пионера выше личных. Салют отдается только, если на пионере повязан пионерский галстук. Салют отдается знамёнам и флагам (пионерским, государственным и военным), при отдаче рапорта, при получении наград, во время минуты молчания. Пионеры также отдают салют, произнося ответ «Всегда готов» на призыв «К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!».
Ежегодно в городе проходил СМОТР СТРОЯ и ПЕСНИ. Готовились к нему очень ответственно. Сначала по звеньям, потом соревновались отрядами. Начинался смотр с речёвки, не обязательно с этой. Она одна из многих. Но как легко было шагать в ногу под ритмичную речёвку!
Раз два.
Три четыре!
Три четыре
Раз два!
Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд.
Кто устал?
Не уставать!
Кто отстал?
Не отставать,
Настроение на 5,
Все законы выполнять
Песню-ю запе-е-ВАЙ!

И дружно запевали отрядную песню.
Под такие речёвки ходили и в летнем пионерском лагере в столовую или на какие-то мероприятия.

У нас в городе была очень ответственная старшая пионервожатая - Тамара Симоновна. Она была во всех школах, на всех торжественных мероприятиях. Её знали , любили и уважали все в городе.

Дом пионеров находился тоже на нашей улице. Сейчас в нём располагается городская резиденция Деда Мороза. А тогда мы могли бродить по всем коридорам и закоулкам этого дома. Мне очень нравилась крутая винтовая лестница на второй этаж. Каких только кружков не было в нашем Доме пионеров ! Везде можно было заходить свободно и смотреть, чем занимаются ребята. И мы, как в стихотворении Агнии Барто, занимались во многих кружках.
- Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота... , а дальше что-то про нагрузки...
так и нагрузки у нас тоже были. Тимуровцами были все школьники. Совет дружины распределял адреса людей, нуждающихся в помощи, по всем отрядам. И мы с девочками из класса ходили помогать старенькой бабушке. Конечно выполняли только посильные, небольшие поручения. Но нам это доставляло удовольствие, гордились тем, что могли оказать помощь тем, кто в ней нуждался.
Ещё мы ухаживали за морскими свинками, которые жили на первом этаже рядом с туалетом. Такие смешные, милые зверушки. Кормили, чистили клетку, гладили...

Рядом со школой стоял сарай и был небольшой школьный огород.
Летом надо было отработать назначенное время на грядках. Урожай, который снимали с грядок, поступал в школьный буфет. Для учеников осенью бесплатно готовили салат из школьных овощей. Столовой не было, а вот буфет запомнился хорошо. Нам родители каждый день давали 10 копеек. Этих денег хватало на булочку-витушку и сладкий чай.

В сарае жили кролики, за которыми ухаживали все по очереди. На лето кроликов раздавали желающим ученикам. Но я не помню, чтобы мы с сестрой приносили домой кроликов. У нас и своих было много.

На грядках кроме привычных овощей росла кукуруза. А как же, во времена правления Никиты Сергеевича да и без кукурузы! Кукуруза была высоченная, початки огромные и кисточки свисали вниз, ну, очень художественно!



Это фото сделано в прошлом году с местной газеты начала 50-х годов. Газета сохранилась у Любаши в архиве. Наша школа в 1957 г. выглядела так же. Я вот вспоминала и не могла вспомнить, где же находились печки? Ведь центрального отопления в В-Устюге не было очень долго. Видно трубы на крыше школы. Значит печки были. Но когда же их топили? Скорее всего с вечера, потому что мы приходили в уже тёплые чистые классы.
Галя Амосова напомнила мне, что мы, девочки, делали уборку в классе после уроков, а ребята носили дрова. Пара девочек,пара мальчиков. И я вспомнила, когда дрова укладывали в сарай, передавали их по цепочке. Цепочка растягивалась от кучи дров до сарая. Дрова привозили уже распиленные и расколотые.
Раньше сторож, дворник и печник были в одном лице.

На углу квартала возле школы стоял памятник Сталину. Я это отлично помню. Вокруг памятника цветник: георгины, астры, анютины глазки, ноготки... Каких-то экзотических цветов не было, мы и не знали об их существовании. Перед памятником кусты сирени. Дорога, как и весь Советский проспект в центре города была вымощена булыжником.
Сейчас на месте того памятника стоит кафе "Золотая рыбка" ...

Думаю, вот как на всё хватало времени?! Ни один концерт художественной самодеятельности не проходил без нас. Помимо песен я любила читать со сцены стихи. Любимым поэтом у меня в то время был В.Маяковский.
- "В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это."

И ведь даже сейчас могу рассказать всё, что тогда учила. Мы выступали агитбригадой на агитучастках. Выборы тогда для нас были праздником. Целыми семьями ходили с утра голосовать, участвовали в концерте. А потом в буфет! А там лимонад, пирожные... Пирожное "картошка", наверное, не только я любила.

В пятом классе в нашей школе существовал КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ. Я в 61-63 году переписывалась с двумя девочками из Болгарии и с мальчиком из Чехословакии. Посылали друг другу фотографии, поздравления, присылали в конвертах открытки, смешные картинки и всякие мелочи. Причём каждый писал на своём родном языке. Но мы хорошо понимали друг друга. Вот даже помню, как девочек зовут: Дора Петрова Костова и Иванка. Иванка мне написала на открытке:
- Животен бурен и студен. Спомяни ти мен за мен...
Как-то так. Но всё понятно: На улице холодно, но тепло от дружбы.
Адреса надо было получать через газету "Пионерская правда". Долгое время у меня хранился конверт из редакции газеты. Красивый, яркий с орденами, которыми была награждена пионерская организация, на конверте. Хранила и письма, и фотографии. Но разве мыслимо столько лет хранить письма?

Трудовые дела сменялись развлечениями.
Подрастая всё больше хотелось самостоятельно изучить территорию, которая нас окружала. Ведь раньше за границы нашего квартала нам не разрешалось ходить. Вот мы и придумали выезжать на велосипедах. Когда велосипед оказывался в моём распоряжении, я находила себе компанию, и мы ехали куда - нибудь, смотреть другие улицы, запоминали названия. Помнится на Горе (микрорайон) ещё не было 5-этажных домов. Только ёлочки и сосенки напротив щетино-щёточной фабрики.

Сестра старше меня на три года. Тогда ей не хотелось брать меня в свою компанию. Она с подружками ухитрялась от меня убежать, а мы с подружкой следили за ней. Куда пошла, с кем пошла ))) И ведь надо было, чтобы нас не заметили. Целое приключение!

На реку тоже бегали целой ватагой. Плавать не умела, но тогда и воды не боялась. Может потому что река у нас была своя. Мы знали, где можно купаться. Пляж был сразу под берегом. А если захочется на песочек, то надо было переехать на противоположный берег. Работала переправа. И за какие-то копейки перевозили всех желающих на пароме. А там горы мягкого чистейшего песка! Здорово было кататься с этих гор кувырком. Песок выкачивала машина со дна реки. Тогда следили за рекой- чистили дно и углубляли русло. Ведь река была судоходной.
Но там же существовала опасность попасть в "яму". В местах откачки песка образовывался водоворот и затягивал неосторожных в глубину. Однажды я вытянула из такой воронки девочку, а меня саму затянуло туда же. Плавать я не умела, но сообразила, что нужно выскочить из центра воронки. И собрав все силы, я сама выскочила из опасного места. Долго потом отлёживалась на берегу и успокаивалась.

Каждый выходной, а в каникулы и чаще, мы ходили в кино. В городе был только один кинотеатр -"ТЕМП" Он размещался в красивом старинном здании .


Перед сеансом обязательно показывали киножурнал. Это были "Новости дня". Все новости узнавали из такого журнала. Показывали и детский киножурнал - "Хочу всё знать", сатирический киножурнал -"Фитиль". Однажды я попала на фильм "Вий". Мне было совсем мало лет, а увязалась я в кинотеатр за сестрой. От страха я съехала с кресла и сидела прямо на полу. Такой ужастик я ещё не видела. До сих пор не могу себя заставить его пересмотреть. Зато "Фантомаса" готова была смотреть сколько угодно раз. В те годы этот фильм пользовался небывалой популярностью.

Любили мы с классом ездить на автобусе на гору Гребешок. Это было самое высокое место в 2 км от города. Знаменит Гребешок тем, что тут проводились первые революционные маёвки и митинги. Сейчас там стоит небольшой памятный знак.
Но тогда нас влекла к себе природа и мечта о приключениях. Весной ездили туда и на велосипедах за подснежниками. Цветов было очень много. Возвращались домой с маленьким букетиком.
А какое удовольствие доставляло съезжать со склона горы на пятой точке! Наши горы сложены из цветных глин. Такая гора и летом позволяет ребятам кататься со своего склона. Наверное за 60 с лишним лет так укатали, что гора сейчас кажется маленькой и пологой. А какой простор открывался нашему взору с той горы! Смотреть - не насмотреться ! Река Сухона была широкая, полноводная. Недалеко от Гребешка стояли боны. Там формировали плоты для сплава леса. Ребята ныряли с них в воду, но это было очень опасно. Забегая вперёд скажу, что все выпускники школ многие годы приходили сюда после выпускного встречать рассвет.

"Счастье, ты где, счастье, ты где? В дальних путях, в дружном труде? Ищут его тысячи глаз - Счастье, ты где? Счастье, счастье, счастье, ты где? В сердце у нас!"

Давно это было... В мои времена начальная школа заканчивалась в 4-м классе - это когда, фактически, был один учитель на все предметы. Даже физкультура и пение (музыка). А с 5-го начиналось деление на предметы и появлялось много новых учителей. Так вот в 5-м классе, если память не изменяет, появлялись такие предметы, как алгебра, русский язык. А вот физика только на следующий год - в 6-м классе.

Учебник, конечно, не сохранился. Это фото внук помог найти в инете.
1962-63 уч. год. В тот год мои родители разошлись. Отец уехал искать работу в другой город. Он менял место жительства несколько раз. Переезжал с севера на юг и обратно. Но везде находилась пьющая компания. Так ничего хорошего у него и не получилось.
А мы с мамой тоже поменяли место жительства. Из центра города переехали во вторую часть. Так назывался тот район города. Тогда среди частного сектора появилась улица Нахимова. Новая улица была из деревянных двухэтажных 8-12 квартирных домов. Такие в 60-х годах, наверное, начали строить везде.
Мама работала в речном училище и ей дали двухкомнатную квартиру в ведомственном доме. Квартира очень отличалась от нашей. Комнаты и кухня небольшие, но зато тёплый туалет. Отопление печное. Одна печь отапливала обе комнаты, а другая кухню и туалет. Мы были просто счастливы. Началась спокойная жизнь. С соседями мы были в хороших отношениях. А я передружилась со всеми ребятами. С Люсей мы и до сих пор дружим. После долгого перерыва сохранились тёплые отношения. Правда учились мы в разных школах. Весь 6 класс я продолжала учиться в 5 школе. 13 лет - возраст сложный. А ещё с моим характером... Стыдно рассказывать, но придётся.
Возвращаюсь к физике. Как звали учителя- не помню. Только сохранилось в памяти прозвище - Лапоть. Вот что он мне сделал? Но я отказывалась учить эту пресловутую физику всю 4 четверть.
- Я не готова!- был ответ на вызов к доске. И так каждый урок. В конце-концов я получила заслуженную двойку за 4 четверть. И тогда учителя пошли на крайние меры.
Меня закрыли в лаборантской и заставили выучить всё, что я не рассказала.

В то лето , после 6 класса, меня на три смены ( а это значит на всё лето) отправили в пионерский лагерь. Замечательно провела время ! Режим дня, режим питания, свежий воздух ... Домой вернулась - все ахнули. Я выросла, наверное, на 10 см сразу. С тех пор всегда была выше своих подружек.
Но меня это ни капли не смущало.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
А начало ТУТ:
https://nadezhda-0-0.livejournal.com/482483.html#comments - Я родом из прошлого века, часть 1
https://nadezhda-0-0.livejournal.com/482971.html - Я родом из прошлого века, часть 2

я родом из прошлого века, былое, школьные годы

Previous post Next post
Up