Моей Маргаритки нет уже 22 года.Люблю ее так же. Ее воспитание стало основой моего мировосприятия.
Начну с ее слов. Бабушка болела сахарным диабетом, и каждое утро делала себе укол. Даже проснувшись, я вслушивалась, что она делает, я боялась смотреть как она делает укол. Ба всегда разговаривала сама с собой. Однажды я спросила, а с кем ты все время утром разговариваешь?
- С очень умным человеком, с собой!
Вот в этом она вся!
Маргаритка была 3 ребенком молодой модистки и портнихи, об ее отце не знаем ничего, в документах прочерк. Она единственная из 6 детей носила фамилию матери. Мать ее вышла замуж и остальные сестры и братья имели другую фамилию.
Ребенком мать водила Риту на все, так сказать тусовки, не для развития ребенка. Думаю в 30х годах прошлого века родители себя этим не обременяли. Маленькая Рита запоминала модели женских шляп, а прабабка выискивала интересные платья и костюмы. Прабабка была очень востребованной портнихой и очень много работала.
Семья жила очень хорошо. Муж прабабки работал на Шпицбергене и зарабатывал не хуже ее. Жили они в центре Архангелька на Логинова, дома к сожалению, я не помню. Дома было все, но во время войны продали все, есть было нечего. Бабушка часто вспоминала, что пришлось продать даже столовое серебро.
Наверно не все знают, что Архангельск второй по смертности населения от голода во время войны, первый блокадный Ленинград.
Подростком Маргаритку осудили, за недостачу или порчу сена. И ущерб настолько смешной для заготзерна, что его легко списали на девочку с еврейской фамилией. Позже, она конечно была реабилитированна.
Когда началась война, ей было 17 лет. Вскоре ее забрали на оборонительные работы в Мурманск. То еще испытание, рыть окопы. Причем если во время копания начала появляться вода, все бросали и копали новый окоп. Жрать нечего, работали из последних сил, а вокруг охранники с автоматами, вдруг кто голодный и обессиленный удрать решит. Расстрел, не до тонкой психологи. Слабак, так умри.
Позже ба закончила курсы медсестер и была отправлена на фронт. Работала хирургической медсестрой, был ли у нее роман с докторм, ба умалчивала, но он приезжал к ней после войны и просил ее уехать с ним. Просил ее выучится на врача, общал ей помочь с институтом. Но она отказалась, сестры и братья были маленькие, а мать была больна раком. Ба понимала, что эти дети отцу не нужны и осталась ради них.
Может поэтому она и замуж вышла поздно.
Дед был невысокого роста и просто обалдел от женщины с большой грудью и попой. Ба никогда не была жирной, но в теле со всеми округлостями. С дедом они познакомились на работе, она его сразила не только формами, но и своим характером. Когда родилась моя тетя, дед схватил паспорта и расписался с ба, без ее ведома. В загсе сказал, что невеста ушла ребенка покормить. Ему поверили и расписали его без невесты.
Через два года родилась моя мама. Девочки были как куколки, кудрявые пупсики с карими глазами. Дед когда не мог их расчесать перед школой говорил, несите ножницы, если я что то выстригу, у вас это даже не заметно.
Дед был орденоносец, партийный и уважаемый человек. Партия хотела отправить его в деревню, председателем колхоза, колхоз поднять. Дед зная свою жену отказался, дали ему 3 дня на раздумье или партбилет на стол. Через 3 дня дед положил партбилет и был исключен, семья для него была важнее. И куда бы он повез Маргаритку, в деревню, за коровой ходить? Так и представила ба доит корову и поет арию Нормы, ну я особо не знаю, о чем ария Нормы, но ба пела ее так грустно.
Ба с дедом никогда не спорила, один раз она взяла его с собой в театр, на балет. Дед испытал шок, мат еле сдерживался. Ба сказала, Ваня возьми деньги и пройди в буфет. Дед был счастлив.
Дед и дети были центром ее всленной. Она не была сюси-пуси, у нее любовь была не на словах. Дед мог придти крепко выпивши с собрания, с порога мог брякнуть, Маргаритка епттвоюмать! Ба говорила, Ваня ты устал, тебе надо отдохнуть. Матюгающегося Ваню бережно раздевала и укладывала в кровать.
Утром Ваню как обычно ждал завтрак и ни слова упрека, никогда.
Дед был с Коношского района, и многисленные родственники приезжали в город к врачам. Ба никогда не пела с ними частушек и не танцевала русского. Бабушкино застолье пело,
Высоко поднимем все кубок веселья
И жадно прильнём мы устами,
Как дорог душе светлый миг наслажденья, За милую выпьем его.
И
Да! Я всегда была Пепита - дьяболо,
Пепита - дьяболо!
Я дьяволом всегда, была, а дьяволам,
А дьяволам, на все плевать.
И
Сердце красавиц
Склонно к измене
И к перемене,
Как ветер мая.
и еще очень много романсов и разных песен. Ой мороз, у нас не пели.
Дома у бабушки всегда было чисто, уютно и сытно. Долгое время я жила с соседями, и была привычка спрашивать, можно это сьесть? Ба чуть ли рыдала, бедная моя девочка, кушай все что хочешь, до чего ребенка довели, без спросу и куска не возьмет.
Ба можно было рассказать все, она никогда не говорила мне глупая, что ты понимаешь. Она говорила, а если так, а вот так, подумай с другой стороны.
Помню как мы улетали из отпуска, отдыхали мы в Гагре и ба прикупила там по случаю сосисок, кг 15 наверно. Сосиски были зашиты в полосатый наматраснник, сделаны ручки из тесьмы и все это ба вручила моей маме. Мама, шикарная молодая женщина на 8см каблуках, открыла рот: мама я не могу это нести. К слову, она еле держала равновесие с этим мешком и любое колебание, чуть ли не роняло ее на пол. Бабушка с легкой издевкой спросила, а что ты хотела Лена? Привезти Вале букет цветов? И все разговор был исчерпан. Ах, да! Молодежь, что вы знаете про дефицит?
Все мы внучки обязательно должны обучаться музыке, я в пролете, поэтому у меня была художка. Мое творчество ба ценила, какая девочка, какое чувство вкуса! Ахаха! Вообщем я была у нее звезда. Когда мой рисунок получил первое место в конкурсе советско-болгарской дружбы, ба сказала, я всегда знала, что Надя самая умная и талантливая девочка, это вы сомневались. Вот от куда моя зведная болезнь!
Большую часть своего детства я прожила с бабушкой. Она забирала только меня, все каникулы, все выходные, я жила у ба. Я читала ей книги вслух, мы все это обсуждали. Она водила меня в театр, иногда меня это раздражало, сейчас бы с ба на баллет! Всего не расскажешь одним днем, про мою Маргаритку можно книгу написать. Люблю тебя моя баба Рита!!!