Dec 02, 2014 13:13
"Акционизм - стремление стереть грань
между искусством и действительностью
приводит к поискам новых способов художественного
выражения, придающих динамику произведению,
вовлекая его в какое-либо действие (акцию).
В акционизме художник как правило становится
субъектом и/или объектом художественного произведения."
Группа Pussy Riot начала художественную деятельность с видеоклипа в сети. Многие проводили параллели между действиями Pussy Riot и сюжетом в шведском фильме "Звуки шума". Затем были акции в метро, на лобном месте на красной площади, а затем двух участниц посадили в тюрьму за известную уже на весь мир акцию в храме Христа Спасителя. Деятельность группы не остановилась, но после освобождения Толоконникой и Алехиной, в блоге группы на livejournal появился пост о том, что девушки покинули группу. К слову, у меня их блог не открывается, браузер выдает страницу со словами, что доступ к сайту ограничен в соответствии с Федеральными законами №114-ФЗ от 25.07.2002 (О противодействии экстремистской деятельности), №436-ФЗ от 29.12.2010 (О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию).
"К сожалению для нас, они настолько увлеклись проблемами в российских тюрьмах, что начисто забыли о стремлениях и идеалах нашей группы: феминизм, сепаратистское сопротивление, борьба против авторитаризма и культа личности, из-за которых они, собственно, и получили своё несправедливое наказание.
Сейчас уже ни для кого не секрет, что Маша и Надя вышли из группы, и больше не будут заниматься акционизмом. Теперь они заняты в новом проекте. Теперь они защищают права заключённых.
А как известно, правозащита несовместима с радикальными политическими высказываниями и провокативными арт-работами, поднимающими конфликтные темы в современном обществе.
Правозащитная деятельность не может позволить себе критику норм и правил, лежащих в основе устройства современного патриархального общества, потому что она является институциональной частью этого общества и не может выйти за рамки установленных в нём правил" (Цитата с сайта группы)
Здесь напрашивается вопрос где та грань между искусством, политической деятельностью и политическим искусством.
«Это нормальная ситуация для постмодернизма, когда тяжело определить, где искусство, а где нет. В такое время мы живем. Как только художник заявляет, что он искусством не занимается, его сразу же причисляют к искусству, - рассуждает Тюря - участница группы. - Акция в храме была чистой воды молитва, и если бы часть группы не села, то вопрос, называть ли ее искусством, не стоял бы. Все современные критики поддерживают ее как акцию, не похожую на искусство, этим самым ее к искусству и причисляя».
Сейчас Толоконникова и Алехина продолжают свою активную деятельность, выступая лично от своего имени, но это мало кому выгодно, поэтому СМИ и организаторы мероприятий по-прежнему используют символику балаклав и название "Pussy Riot", хотя у девушек теперь свой проект "Зона права".
Недавно я задалась вопросом: зачем люди делают "большие деньги"? Почему они не остаются в малом или среднем бизнесе? Ведь по сути человеку не так много надо, как кажется. По принципу "шведского стола" в ресторанах: он все равно возьмет только то количество, которое сможет осилить. Я начала искать ответ среди знакомых мне людей. И один бизнесмен ответил, что таковы "правила игры": ты либо идешь дальше и развиваешь свое дело, либо пропадаешь. Причем в первом случае очень часто дорога идет в политику. Толоконникова и Алехина пошли дальше и стали медиа-персонажами. Это не хорошо и не плохо. Это часть выбранного ими пути. Каземир Малевич не был в оппозиции, но выбрал ту же медиа-дорогу.
У каждой пьесы есть свой режиссёр. Кто руководит Pussy Riot? Есть мнения, что муж Толоконниковой Петр Верзилов. Они вместе выступали с акциями в арт-группе "Война". При этом в блоге девушки пишут, что они феминисткая группа. Я попыталась представить себе мужской вариант панк-группы и проведение акции молебна в храме. Интересно, как бы в этом случае общественность отнеслась к группе, к акции? Судя по статистике 70% россиян к акции группы отнеслись негативно. Около 7% россиян акцию не поддерживают, но считают, что ее участниц можно понять. Для кого этот акционизм? Для кого это искусство?
«Мы - персонажи из мультиков про супергероев, которые выбрались из телевизора и вышли захватывать улицы, оставив другим формат возмущений на кухнях и форумах» (Цитата из интервью с группой)
Однажды я ехала в электричке и оказалась в "оппозиции" к толпе взрослых и пожилых людей, при этом не делая чего либо запретного или неприятного. Меня чуть не "склевала" эта толпа. В этот момент я ясно поняла, что фашизм может быть в любое время и в любом месте. Сложилось ощущение, что люди только и ждут случая, когда можно будет творить произвол и их животное поведение будет оправдано.
Интеллектуалы в советское время были "неофициальными" людьми. Ольга из "Циников" Мариенгофа боролась с советской властью, но не напрямую, а с её последствиями. Она спала с чиновником, а деньги, получаемые от него раздавала нуждающимся.
У девушек трудный путь, но интуитивно верный. Кто-то должен "будить" общество и говорить: "Вы что с ума тут все посходили?"
Надежда Крылова
pussyriot,
Власть,
Арт,
Феминизм