От
victorolsufiev(
Виктор Олсуфьев)
«Боюсь, ты не достигнешь Мекки, о Странник, потому что твоя дорога ведет в Туркестан!» (Саади по книге Идриса Шаха «Путь cуфия»)
I. ШКОЛЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
При некотором ознакомлении с боевыми искусствами (я имею в виду, в основном, Кунг Фу) (*1) я пришел к выводу, что школы можно условно разделить на три группы.
Первую группу школ можно назвать «традиционными» в смысле сохранения традиции. Например, до недавнего времени в Китае школы Кунг Фу были, в основном, закрытыми. Они были или семейными (часто обучал отец или дядя) или монастырскими. Одним из условием сохранение традиции являлось качество обучения, что необходимо включало наличие определенного уровня у обучающего и достижение такого же уровня, в конечном счете, у обучающегося. Например, если для получения сиреневого пояса необходимо было уметь драться с завязанными глазами, то без такового умения сиреневый пояс (а тем более, черный) не давали. Уйдет ли у ученика на овладения этим качеством год, три года, десять лет или вся жизнь - неважно. Куда спешить? Результатом такого подхода было то, что боевые традиции сохранялись (и развивались) на протяжении столетий. Конечно, способности у учащихся были разные, но существовал некий «минимум» мастерства при наличии которого только и можно было получить черный пояс, то есть стать Мастером и иметь право обучать других.
В Америке, где я живу, существует великое множество школ боевого искусства. Попадаются (хотя и не так уж часто) ложные школы. Учителя этих школ практически не учились или учились мало и плохо, что почти одно и тоже. Во всяком случае, черного пояса им никто не давал, они присвоили его себе сами. У них есть школы (естественно, платные). Время от времени они щеголяют в поясах с новыми полосками, нашитыми на них. Другие учителя нередко знают о них правду, но не вмешиваются.
Между этими двумя полярностями заключено основное множество школ, существующих в США. Эти школы можно назвать Школами Облегченно-Подражательного типа, или ШОП’ами. На таких школах я хочу остановиться несколько подробнее, рассматривая только ярко выраженные черты таких школ.
Естественно, в Америке практически все школы платные. Иначе кто будет платить за помещение (это всегда недешево), страховку, и т.д. и т.п. Если же школа платная, то люди хотят знать, что они получат за свои деньги, когда они это получат и как именно их будут обучать. Даже мастер высокого класса, приехавший в США (часто как иммигрант), если он хочет открыть школу, должен идти на компромиссы. Итак, «когда и как я стану мастером?» является здесь вполне законным вопросом. Есть школы более ускоренно-халтурные, где черный пояс можно получить достаточно быстро (3-5 лет). Иногда это может занять 10 лет, а то и или более, но это обязательно будет. Никто не помыслит о том, чтобы заниматься, тратить время, силы, деньги и не получить черный пояс. Кроме, конечно, способностей, на «продвижение по службе» могут влиять разные факторы: личные отношения с учителем и старшими учениками, выполнение частных поручений, полезность школе (как, например, вербовка новых членов), посещаемость, деньги, и др. Естественно, такие школы не могут обойтись без компромиссов. Можно и не уметь драться вслепую, ничего страшного. Есть и другие ограничения. Например, при всеобщей мании судиться, здесь можно схлопотать неприятности в случае травматизма учеников, тем более что многие школы обучают детей. В школах стараются практически исключить риск телесных повреждений. Многие вообще предпочитают сосредоточиться на формах в ущерб спаррингам. Неудивительно, что и сами «секреты» школ здесь часто утрачены или используются чисто в целях бизнеса.
Поскольку школы платные и конкуренций велика, то привлечению новых учеников уделяется довольно большое внимание. Об отборе речь, как правило, не идет. Любое заинтересованное лицо принимается с распростертыми объятьями, что тоже влияет на качество будущих «мастеров».
Таким образом, когда ученик такой школы достигает звания Мастера, его уровень не только ниже уровня его учителя (что вполне естественно), но у него нет шансов достичь такого уровня и в будущем. Качество обучения уже утеряно. В дальнейшем он, в свою очередь, обучает младшее поколение учеников (в школе своего учителя, а впоследствии и в своей собственной). С каждым поколением учащихся качество, как правило, ухудшается, зато в результате растет количество школ. Октавы отклоняются, школы дегенерируют и превращаются в большие или малые бизнесы, имеющие мало общего с традиционным искусством.
Говоря грубо, школы можно разделить на настоящие, шопы и ложные школы. Между первыми и вторыми имеются, конечно, оттенки полутонов.
Такое ухудшение качества школ стало характерно не только для Запада. На родине этих искусств качество тоже деградирует, хотя и не так быстро. Как и почти всего остального ценного наследия, впрочем.
Школы боевых искусств были приведены мною только для аналогии со школами эзотеризма. «На этом они покидают нашу историю» …
II. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
В различных течениях эзотеризма также существуют школы, связанные с настоящей традицией, ложные школы (*2) и «шоп’ы» (*3)
Ситуация ухудшения качества школ характерна для школ, связанных и с эзотеризмом не в меньшей степени, чем для боевых школ. Факт, что многие такие школы не являются коммерческими (или, во всяком случае, открыто коммерческими), не спасает положения. Причем, эта деградация характерна не только для Запада, но и для Востока.
По причине общего вырождения человечества эзотерические школы, ордены, ветви и др. медленно (а в последние десятилетия быстрее) деградируют также. Эзо-шопы существовали уже издавна, хотя и не в таком количестве, как сейчас. В ряде случаев их основателями были недоучки - люди или оставившие школу, или изгнанные из школ, но в любом случае недостаточно компетентные для того, чтобы продолжать подлинную традицию. Пример образования такой шоп-традиции описан у Идриса Шаха в истории об ученике шейха Шаттара и кристалле просветления. (*4)
В большинстве случаев, однако, в основе школы нередко лежала подлинная традиция, но по той или иной причине (точнее, причина все та же - ухудшение человеческой психики) в звеньях цепи появлялись отклонения (как в наследственности человека) и начиная с какого-то звена Традиция и школа расходились. Болезнь могла начаться и в «детстве» школы, и в «зрелые годы», и в старости. Впрочем, рано или поздно школа все равно должна была умереть, как и все рожденное (*5) Засыхает листок, веточка, ветки, ветви и само дерево.
Что же отличает подлинную школу, ветвь от шопа? Конечно, КАЧЕСТВО. Настоящие школы никогда не жертвуют качеством обучения ради количества обучающихся. Именно этот факт является залогом того, что Знание сохраняется и передается в течение столетий и даже тысячелетий неискаженным. Деградация людей просто приводит к тому, что подлинных источников становится меньше, их труднее найти, но они по-прежнему чисты. Зато шопы плодятся как грибы. Деградируют старые школы и целые «ветви», открывается много новых. Нередко такая «массовость» ошибочно принимается за «возрастание духовности». Как тут не вспомнить анекдот про племя, где вождь говорит, что бизоны ушли, но зато оставили много навоза…
Естественно, что качество школы гораздо лучше видно на учителях, то есть тех, кому доверена ответственная задача учить других. Отсутствие подлинного знания, непонимание принципов Традиции, неправильные методы обучения, подражательная механичность и т.д. характеризуют продукт шопа. И даже если сразу нелегко разобраться кто есть кто, с течением времени беспристрастный наблюдатель не сможет не ощутить отсутствие чего-то очень важного и необходимого, другими словами, отсутствие чувства чудесного, подлинной «жизни» в таком учителе, его обучении и его школе (*6). Это то, что касается результата работы «шоповцев» по Первой линии.
Что касается Второй линии Работы, то характерным признаком шопа является стремление к увеличению числа учеников. В современной ситуации дефицита подходящего «материала» такое стремление неизбежно сопровождается ухудшением качества конечного продукта «обучения». В то время как настоящая школа сама находит и отбирает нужных кандидатов, шопы принимают желающих в них попасть (если даже и не всех, то многих) (*7) А что же им делать, если их учителя просто не обладают качествами распознавания правильных кандидатов путем «видения» людей и их возможностей?
В то время как подлинная Традиция владеет «эликсиром» или «философским камнем» с помощью которого она превращает неблагородный человеческий металл в благородный, для шопа задача совершенства даже если теоретически ставится, то недостижима и попросту непонятна. Говоря аллегорически, подлинная школа родит, как самка львицы по Эзопу, одного щенка, но льва. Шопы вместо одного совершенного человека (*8) производят много, но «зато» несовершенных (*9). Впоследствии те сами тоже начинают «учить». Вот и получается «суп супа того супа» …
Одной из отличительных черт шопов является то, что шоп-учителя к тому же, как правило, не в состоянии организовать набранных учеников в правильные группы. Они могут не иметь представления даже о самом факте того, что ученики подбираются в группы математически (*10). В противном случае невозможно создание устойчивых и правильно функционирующих «организмов», которыми являются группы. Правильная организация необходима для правильного и эффективного процесса обучения (об этом упоминал Гюрджиев), но не только для этого. Правильные группы нужны учителю для выполнения работы по Третьей линии. Ведь учитель в свою очередь является частью большего плана и группы являются его инструментом. Эта обычно скрытая, «духовная» часть Третьей линии недоступна шопам. Для них Третья линия это только социальная ее часть: общение с «внешним миром» для определения или привлечения потенциальных учеников, писание книг, публикации, встречи и др. Настоящие школы тоже используют социальную деятельность как внешний формат работы, но ею далеко не исчерпывается работа по Третьей линии. В то время, как шопы существуют для самих себя, деятельность настоящих школ интегрирована в более общий, космический план.
III. О РАСПОЗНАВАНИИ ШОПОВ
Распознать шоп, понять его несостоятельность не является простой задачей. Причиной этого является имитаторская деятельность шопа, иногда довольно детально копирующая подлинную традицию. И конечно, чем меньше опыта такого общения у человека, тем легче ему принять подделку за оригинал. Если прибавить к этому, что другие, более старшие ученики и учителя шопа сами могут верить (более или менее искренне) в то, что принадлежат к подлинной школе, то для новичка задача усложняется чрезвычайно. Поэтому многие шопы спокойно и «успешно» работают на протяжении довольно (иногда весьма) долгого времени, являясь известными и уважаемыми учреждениями с прекрасной «духовной» репутацией.
Такое важное и верное орудие познания как совесть на раннем этапе мало применимо. Ничего «плохого» не происходит, тревожиться не из-за чего.
Конечно, существует интуиция. Она-то нередко и спасает положение, подсказывая верное направление. Но интуиция должна быть или врожденной (а что если нет?), или быть развита в течение жизни. Интуиция лучше помогает найти настоящую школу (если с таковой соприкоснуться), чем различить шоп.
Косвенным индикатором является несоответствие шоп-учителя занимаемому положению. Но можно рассуждать и так (и не без основания) что ученик не в состоянии распознать уровень выше своего. А что если понимания ученика недостаточно для верного суждения? Или учитель намеренно играет роль? Такое тоже возможно…
На шоп указать может не только его (шопа) «человеческая» продукция, но, например и творческая, такая как книги, речи, лекции и др. Деятельности шопа всегда (и это вполне объяснимо) присущ некий «плоскостной», «двумерный», что ли, подход. Совсем необязательно, чтобы то, что говорится или пишется было неверным. Может все быть верным, но… чего-то не хватает, какой-то искры, что ли (*11). Таким образом, и эстетическое чувство может помочь, но, во-первых, оно может не быть развитым, а во-вторых, критерии человека могут сильно зависеть от прежней обусловленности.
Необходимы более объективные критерии, внешние или внутренние.
Довольно верным внешним критерием является легкость попадания в шоп, стремление шопов к увеличению числа учеников, прозелитизм любого рода (*12). Но, хотя этот критерий и является гораздо более объективным, ищущий может его просто не знать или, если он и слышал о нем, не понимать его важности.
Впрочем, существует еще некий (хотя и слабый) шанс разгадать шоп. Парадоксально, что возможность эта может предоставиться не новичку, а тому, кто «дослужился» в шопе до звания мастера. Итак, настал желанный миг… Вчерашнему ученику вручаются знаки отличия и полномочия учить. Теперь он уже учитель…
Пока деятельность новоиспеченного учителя связана с более поверхностными контактами с его учениками, все спокойно. Но что если вдруг придет некто и скажет: «Я хочу быть Вашим учеником. Я готов вручить Вам свою судьбу. Я готов повиноваться Вам во всем и быть подобным трупу в руках обмывальщика». Более того, если этот кандидат на поверку окажется искренним и обладающим, в общем, подходящими качествами?
Вот здесь-то и может наступить критический момент для нового мастера. Если его совесть не заснула окончательно, если он понимает громадную ответственность за судьбу человека, он может спросить себя: «А являюсь ли я в действительности тем, кто может отвечать за судьбу другого? Понимаю ли я ясно каковой должна быть его судьба и путь его развития? Достаточно ли у меня самого внутренних ресурсов чтобы понести дополнительный груз? Не совершу ли я тягчайшего греха исковеркав его судьбу, его путь, его жизнь?». И тогда, быть может впервые, он может «посмотреть внутрь себя долгим холодным взглядом», и его совесть может подсказать ему, что он не таков, что он не вправе брать на себя эту ответственность, потому что сам он ещё далеко не готов, несмотря на внешние атрибуты... Это ясное понимание, эта трезвая самооценка может привести к тому, что учитель может не только отказаться от кандидата в ученики и от учительства в целом, но и впервые ясно понять, что школа, доверившая такому, каким он сейчас является, решать судьбы людей - не настоящая школа, а просто шоп.
Более того, если такой «мастер» способен серьезно поставить перед собой такой вопрос, зачем ждать реального прихода ученика? Ведь ситуацию можно и смоделировать, и вопрос поставить гораздо раньше, и раньше найти ответ. Была бы смелость…
Излишне говорить, насколько малы шансы честного осознания ситуации. Если человек не мог и не хотел прислушаться ко всем намекам своей совести и к своему сознанию все прежние годы, то мало шансов что он сделает это впоследствии. А как быть с чувством собственной важности? Со своей репутацией «учителя» в глазах своей семьи, своих друзей и знакомых, своих учеников, наконец? Жертва слишком велика… Его школа - это его маленькое царство. Как же его бросить? Увы, он не Будда и не Ибрахим ибн Адхам… И потом, как искатель он столько лет к этому шел! Казалось, нашёл, наконец то, что искал: Ветвь, Школа, Духовная Генеалогия, упражнения, и т.д. Вроде, всё как должно быть! К тому же это выделяет его среди других: многие хотели бы найти школу и прибиться к ней, а он не только нашел, но и сделался учителем! Может, он всю жизнь мечтал нести людям мудрость… Легче согласиться с собственным несовершенством, чем признать, что твоя школа - имитация, подделка, что ничего еще не найдено и нужно начинать все заново без всякой гарантии найти… (*13). Это чувство - все тот же страх, враг на пути к знанию. (*14)
Побороть этот страх иллюзорной «потери» значило бы претерпеть катарсис, перейти в той или иной степени на другой уровень бытия и стать более открытым шансу нахождения Пути. Но это мало кому по силам. Легче заглушить сомнения и убедить себя, что «все в порядке».
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку подражательные школы имитируя, искажают Традицию, и их ученики во многом теряют шанс встретиться с настоящей школой, такие школы, естественно, приносят вред. В настоящее время все больше возникают, действуют и плодятся шопы, их главы, учителя и ученики, многие из которых «свято» верят, что делают большое и важное дело для пользы всего человечества.
____________________________________________________
Примечания
*1 Я нисколько не претендую на знание боевых искусств per se. Я беру для аналогии только один их аспект, применимый и к ряду школ другого рода. Боевые искусства были (и в той или иной мере являются) путями внутреннего развития. Традиционно Кунг Фу включало и «внутреннее Кунг Фу» (наряду с «внешним»), знание трав, лечение и ряд других необходимых отраслей знания.
*2 Примером ложной школы может служить приказавшая долго жить «школа» «Остров сознания»
*3 Примером шопа может служить «Лёнинизм»
*4 О Шаттаре и его скоростном методе также упоминается в «Учителях Гюрджиева» Лефорта. Гюрджиев изучал методы Шаттара и использовал их в своей системе (хотя наверняка без «кристалла»).
Гюрджиев сам является примером ученика, изгнанного из школы. История падения «Вельзевула», изложенная в его книге, автобиографична. Не будь Г.И. человеком незаурядного мужества и внутренней честности мы могли бы на его примере видеть образование очередного шопа. Но поскольку Георгию Ивановичу тщеславие и дешевая известность были чужды, он добросовестно старался использовать известные ему традиционные методы. Эта честность в сочетании в «сознательной работой и добровольными страданиями» позволили ему сохранить связь с Традицией и, хотя его дело, по большому счету, не удалось, сам он смог продолжать развиваться. Ранее я касался вкратце некоторых аспектов этого вопроса в сообщении о религиях и школах
*5 Ордены, школы и т.д. аналогичны физическому телу человека. Они рождаются, стареют и умирают, как и все в подлунном мире, что подчиняется 48 законам. Живая Традиция - это как сформированное тонкое тело, оно бессмертно (по сравнению с физическим, конечно) и будучи СОЗНАТЕЛЬНЫМ по происхождению и существованию со смертью «физического» тела просто переходит в другие формы.
*6 Попросту говоря, отсутствие высших Водородов и неразвитость высших частей центров и самих высших центров.
*7 Смотри, а также
*8 «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48)
*9 Вспоминается еще один анекдот (рассказывался на украинском языке). На колхозном собрании зачитывают приказ «сверху» поднять удои молока на 50 процентов. Что делать? Проголосовали: «Единогласно». Потом встает местный активист (всегда есть такая гнида) и выдвигает предложение: поднять удои вдвое! Почесали головы мужички… Одобрили. Потом встает еще один и предлагает поднять норму втрое. Тут уже какой-то старик не выдержал, развел руками и говорит: «Так цэ вжэ будэ сама вода!»
*10 Хотя это вовсе не значит, что учителя должны делать это путем вычисления.
*11 Аналогичным (в какой-то мере, конечно) примером может служить, наряду с ценной, обилие бездарной «духовной» литературы. Многие сталкивались, например, со всевозможными (например, христианскими) книжками, в которых, казалось бы, пишутся «хорошие» вещи. Тут тебе все время повторяются и «Бог», и «любовь», и «доброта», и не скажешь, что что-то неправильно, но… тоска!
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало - чистой,
Дистиллированной воде» (Л. Мартынов??)
*12 Вот как иллюстрирует это положение Идрис Шах:
Один искатель обратился к суфию со своей проблемой нахождения настоящего учителя при обилии ложных учителей.
- Если ты хочешь, - сказал суфий, - я могу научить тебя как различить ложного учителя.
- Большое спасибо! Это было бы замечательно.
- О, это очень легко. Когда ты увидишь такого человека [кандидата в учителя], попросись к нему в ученики. Если он тебя примет, значит он ложный [false] учитель.
*13 Ряд перечисленных факторов являются препятствие к правильному осознанию и на более ранних стадиях ученичества в шопе. К тому же, трудно отказаться, если нет ничего взамен. Ладно, пусть здесь что-то не так. Но вот если бы сразу перескочить в другую, более «правильную» школу! А просто оставить то, что уже есть, и сделать «шаг в пустоту»? Но обратимся к суфийской поэзии: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало» (Омар Хайям). Заодно и аналогия с «пищей впечатлений»…
*14 См. у Кастанеды.
*
Оригинальный пост (Снимок
Елены Юнес appassionata-lr)
Содержание