Художник Маттиа Прети

Aug 29, 2019 00:01

От tito0107
(Тихон Токарев)

Иногда я задаюсь вопросом: как бы развивалось творчество великих мастеров, чья жизнь оборвалась в расцвете сил, проживи они подольше? Например Караваджо. Думаю, его манера развивалась бы в сторону большей живописности. Возможно, он двигался бы в том же направлении, что и Тициан, или Веласкес, но колорит у него был бы не столь изысканный, а живопись бы отличалась большей суровостью (что-то вроде Креспи?). И, скорее всего, современники и ближайшие потомки не оценили бы его достоинству, как не оценили позднего Рембрандта и того же Веласкеса.

Так, или иначе, караваджизм вылился к середине 17 века в вариант барокко, точнее, в варианты, хотя разные художники шли к этим вариантам разными путями. Самого же Микеланджело Меризи я бы ни в коем случае не относил к барочным художникам.

Примером постепенного "обарочивания" караваджизма может служить творчество Маттиа Прети (1613-1699). Прети вышел из неаполитанской школы (целиком и полностью обязанной своим существованием Кааваджо и давшей немало выдающихся художников, многие из которых заслуживают большей известности), учился у караваджиста Караччоло, долго работал в Риме, но в 1653 г. вернулся в Неаполь. В 1660 г. он стал мальтийским рыцарем. Маттия Прети - обладатель яркой индивидуальной манеры, которую сложно спутать с кем-то иным, в этом плане его можно сопоставить с выдающимися (пост)караваджистами: старшими современниками Риберой и Валантеном, и близким по возрасту Бернардо Каваллино. С последним его многое сближает, но Каваллино изящнее, а Прети более резок и экспрессивен. Пожалуй, он не был вундеркиндом, его ранние работы (созданные, впрочем, уже после двадцати лет) несколько жестковаты, но после тридцати его талант разворачивается в полную мощь. (В старости он сдал, но это естественно).



Автопортрет. Ок. 1695



Концерт. Ок.1635



Концерт. 1630-е



Концерт. 1630-е



Шут с гитарой. 1630-е



Коронование терновым венцом



Св. Павел Отшельник. Ок. 1675 (?)



Св. Павел Отшельник. Ок. 1660



Гомер



Встреча Марии и Елизаветы (а также Иосифа и Захарии)



Чудо со статиром



Смерть Софонисбы. После 1650



Смерть Софонисбы



Мать, приводящая своих детей ко Христу



Велизарий, просящий милостыню. Ок. 1660-1665



Чудо Св. Панталеона. Ок. 1635-1640



Распятие Св. Петра.



Распятие Св. Петра. 1650-е



Еcce Homo. Ок. 1656-1666



Юдифь с головй Олоферна перед народом



Юдифь и Олоферн



Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу



Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу. Ок. 1660



Эрминия



Платон и Диоген. 1649



Саломея с головой Иоанна Крастителя



Пир Ирода. ок. 1656-1661



Пир Ирода. Ок. 1655



Усекновение главы Иоанна Предтечи. Ок. 1640



Проповедь Иоанна Крестителя. Ок. 1665



Иоанн Креститель, обличающий Ирода. Ок. 1662-1666



Поклонение пастухов. 1660-е



Поклонение пастухов. Ок. 1645



Распятие Св. Андрея. 1651



Св. Андрей. Эскиз



Казнь Св. Павла. Ок. 1654-1661



Воскрешение Лазаря. 1650-е



Бегство Энея из Трои



Смерть Дидоны. Ок. 1675



Христос среди книжников. Ок. 1640-1645



Возвращение блудного сына. 1658



Возвращение блудного сына.



Томирис с головой Кира. 1680



Христос во славе со святыми. 1661



Мадонна со святыми. 1656



Казнь Св. Екатерины Александрийской



Казнь Св. Екатерины Александрийской



Вакханалия. Ок. 1640



Св. Николай. 1653



Сусанна и старцы.



Пир Авессалома. Ок. 1656-1661



Пилат, умывающий руки. 1663



Св. Вероника. Ок. 1655-1660



Св. Георгий и дракон. Ок. 1668



Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.



Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.



Чума 1656 г. Эскиз фрески

Фрески с соборе Св. Иоанна. Валетта



Иоанн Креститель во славе. 1661-1666



Триумф ордена Св. Иоанна. 1661



Крещение Христа. 1661



Неверие Фомы Ок. 1656-1660



Спаситель Мира. Ок. 1650



Иоанн Креститель. Ок. 1650



Матиа Прети, предстоящий перед Иоанном Крестителем (автопортрет). 1672



Портрет Великого Магистра Мальтийского ордена Мартина де Редина. 1660

Рисунки






Маттиа Прети был очень плодовит, я привел далеко не все его картины. Пожалуй, его нельзя назвать гением, но талантом он был выдающимся и достоин большей известности, нежели имеет.

Оригинальный пост

Содержание

Вектор, Тихон Токарев, Искусство, История

Previous post Next post
Up