От
tito0107(
Тихон Токарев)
Иногда я задаюсь вопросом: как бы развивалось творчество великих мастеров, чья жизнь оборвалась в расцвете сил, проживи они подольше? Например Караваджо. Думаю, его манера развивалась бы в сторону большей живописности. Возможно, он двигался бы в том же направлении, что и Тициан, или Веласкес, но колорит у него был бы не столь изысканный, а живопись бы отличалась большей суровостью (что-то вроде Креспи?). И, скорее всего, современники и ближайшие потомки не оценили бы его достоинству, как не оценили позднего Рембрандта и того же Веласкеса.
Так, или иначе, караваджизм вылился к середине 17 века в вариант барокко, точнее, в варианты, хотя разные художники шли к этим вариантам разными путями. Самого же Микеланджело Меризи я бы ни в коем случае не относил к барочным художникам.
Примером постепенного "обарочивания" караваджизма может служить творчество Маттиа Прети (1613-1699). Прети вышел из неаполитанской школы (целиком и полностью обязанной своим существованием Кааваджо и давшей немало выдающихся художников, многие из которых заслуживают большей известности), учился у караваджиста Караччоло, долго работал в Риме, но в 1653 г. вернулся в Неаполь. В 1660 г. он стал мальтийским рыцарем. Маттия Прети - обладатель яркой индивидуальной манеры, которую сложно спутать с кем-то иным, в этом плане его можно сопоставить с выдающимися (пост)караваджистами: старшими современниками Риберой и Валантеном, и близким по возрасту Бернардо Каваллино. С последним его многое сближает, но Каваллино изящнее, а Прети более резок и экспрессивен. Пожалуй, он не был вундеркиндом, его ранние работы (созданные, впрочем, уже после двадцати лет) несколько жестковаты, но после тридцати его талант разворачивается в полную мощь. (В старости он сдал, но это естественно).
Автопортрет. Ок. 1695
Концерт. Ок.1635
Концерт. 1630-е
Концерт. 1630-е
Шут с гитарой. 1630-е
Коронование терновым венцом
Св. Павел Отшельник. Ок. 1675 (?)
Св. Павел Отшельник. Ок. 1660
Гомер
Встреча Марии и Елизаветы (а также Иосифа и Захарии)
Чудо со статиром
Смерть Софонисбы. После 1650
Смерть Софонисбы
Мать, приводящая своих детей ко Христу
Велизарий, просящий милостыню. Ок. 1660-1665
Чудо Св. Панталеона. Ок. 1635-1640
Распятие Св. Петра.
Распятие Св. Петра. 1650-е
Еcce Homo. Ок. 1656-1666
Юдифь с головй Олоферна перед народом
Юдифь и Олоферн
Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу
Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу. Ок. 1660
Эрминия
Платон и Диоген. 1649
Саломея с головой Иоанна Крастителя
Пир Ирода. ок. 1656-1661
Пир Ирода. Ок. 1655
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Ок. 1640
Проповедь Иоанна Крестителя. Ок. 1665
Иоанн Креститель, обличающий Ирода. Ок. 1662-1666
Поклонение пастухов. 1660-е
Поклонение пастухов. Ок. 1645
Распятие Св. Андрея. 1651
Св. Андрей. Эскиз
Казнь Св. Павла. Ок. 1654-1661
Воскрешение Лазаря. 1650-е
Бегство Энея из Трои
Смерть Дидоны. Ок. 1675
Христос среди книжников. Ок. 1640-1645
Возвращение блудного сына. 1658
Возвращение блудного сына.
Томирис с головой Кира. 1680
Христос во славе со святыми. 1661
Мадонна со святыми. 1656
Казнь Св. Екатерины Александрийской
Казнь Св. Екатерины Александрийской
Вакханалия. Ок. 1640
Св. Николай. 1653
Сусанна и старцы.
Пир Авессалома. Ок. 1656-1661
Пилат, умывающий руки. 1663
Св. Вероника. Ок. 1655-1660
Св. Георгий и дракон. Ок. 1668
Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.
Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.
Чума 1656 г. Эскиз фрески
Фрески с соборе Св. Иоанна. Валетта
Иоанн Креститель во славе. 1661-1666
Триумф ордена Св. Иоанна. 1661
Крещение Христа. 1661
Неверие Фомы Ок. 1656-1660
Спаситель Мира. Ок. 1650
Иоанн Креститель. Ок. 1650
Матиа Прети, предстоящий перед Иоанном Крестителем (автопортрет). 1672
Портрет Великого Магистра Мальтийского ордена Мартина де Редина. 1660
Рисунки
Маттиа Прети был очень плодовит, я привел далеко не все его картины. Пожалуй, его нельзя назвать гением, но талантом он был выдающимся и достоин большей известности, нежели имеет.
Оригинальный пост Содержание