Мозаики и фрески Хоры. Парэкклесий (часовня). Воскресение - Богоматерь-Заступница.

Feb 26, 2018 00:01

От vladimirdar
(Владимир д'Ар)


В предыдущей пятой части мы закончили осматривать мозаики монастыря Хора. Теперь очередь за фресками, которые как я уже упоминал достойны не меньшего внимания и интереса нежели мозаики церкви Христа Спасителя в Полях. Сейчас мы пройдем в парэкклесий (часовню) храма. Парэкклесий был изначально задуман как усыпальница, поэтому в его декорации доминирует тема воскресения и грядущего суда. Хотя изображения исполнены здесь в технике фрески, а не мозаики, не исключено, что ансамбль парэкклесия создавался той же артелью художников, что и остальной храм Христа Спасителя в Полях.

Нам уже знакома планировка внутренних пространств церкви Христа Спасителя в Полях.
Сразу от входа в экзонартекс поворачиваем направо...

02.


03.


04.


05.


06.


Чувственная атмосфера этой части храма разительно отличается от других, но не в какую либо из сторон "хуже/лучше", "сильнее/слабее" - она просто другая, более строгая, возвышенная и торжественная - мы ведь находимся в месте упокоения представителей императорских фамилий и многих знатных византийцев. Это место их захоронения и молитв за них. По смыслу и предназначению парэкклесий напоминает те же заупокойные храмы древних египтян.
07.


Парэкклесий церкви Христа Спасителя в Полях на рисунке ниже выделен золотистым цветом.
08.


В самом дальнем от входа конце парэкклесия, на востоке, в конхе апсиды развернуто "Сошествие во Ад"
09.


10.


Христос прямо-таки "выдергивает" за руки Адама и Еву из их саркофагов...,
11.


...а под его ногами уже лежит связанный Сатана.
12.


За гробницами прародителей двумя группами стоят ветхозаветные праведники, среди которых узнаются Иоанн Креститель, Давид и Соломон (слева), а также Авель и некоторые пророки (справа).
13.


Движения Иисуса Христа полны выразительной динамики, энергиии и неумолимой решительности.
14.


15.


Спасение Адама
16.


Спасение Евы
17.


Иоанн Креститель, Давид, Соломон...
18.


Пророки
19.


20.


Медальон с архангелом
21.


Сцена Сошествия в Ад иллюстрирует апокрифическое Евангелие Никодима. По сторонам от нее на софите арки, в центре которой помещен медальон с архангелом, - два воскрешения, совершенные Христом, согласно каноническим Евангелиям.
Мужской и женский варианты: Воскрешение сына вдовицы (слева - на фото ниже в центре)...

Однажды Иисус Христос шел из Капернаума в город Наин. За Ним следовали ученики и множество народа. Когда Он подходил к городским воротам, в это время из них выносили умершего юношу, единственного сына одной наинской вдовы. Несчастная женщина шла и горько плакала, и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над тяжелым горем бедной матери, и сказал ей: "не плачь". Потом подошел и прикоснулся к одру, на котором лежал умерший (у иудеев умерших завертывали в полотно и несли на одре или носилках для погребения в пещерах). Несшие остановились. Тогда Господь сказал умершему: "юноша! тебе говорю, встань!" Мертвый поднялся, сел и стал говорить. И отдал Иисус Христос воскресшего юношу матери его. Видя это чудо, все объяты были страхом. Все славили Бога и говорили: "Великий Пророк восстал между нами! Бог посетил народ Свой!"
22.


Воскрешение дочери Иаира (справа - на фото ниже в правой части кадра).
23.


У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица. Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его, говоря: "дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива". Видя веру Иаира, Иисус Христос пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: "дочь твоя умерла; не утруждай учителя". Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: "не бойся, только веруй, и будет спасена". Когда они подошли к дому, то увидели там большое смятение: все плакали и рыдали. Господь сказал им: "не плачьте; девица не умерла, но спит". Они же не поняли Его слов и стали смеяться над Ним, зная, что она умерла. Но Иисус Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих - Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая девица. Он взял ее за руку и сказал: "талифа куми", что значит; "девица, тебе говорю, встань!" И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении. Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.
Образ архангела определенно вызывает почтение и какой-то непроизвольно-мистический трепет...
24.


Подобно тому, как в земной жизни женщина должна была совершать молитвы отдельно от мужчины, схожим образом для ее воскрешения потребовались особые прообразы. Справа, с женской стороны, на стене под Воскрешением - Богоматерь в рост, с Младенцем на руках, в иконографии Элеусы (Умиления): она склоняется к Младенцу, а тот ласково прижимается щекой к ее щеке. Симметричный образ Христа не сохранился.
25.


Богоматерь Элеуса
26.


Наконец, в своде восточного компартимента мы видим подробнейшую картину Второго пришествия, или Страшного Суда.
27.


Страшный Суд

<Почти в самом центре свода представлен Христос во славе в образе Судии, восседающий на радуге.
28.


По сторонам от Христа представлены стоящие в молении Богоматерь и Иоанн Креститель, вокруг - двенадцать апостолов с раскрытыми книгами, восседающих на престолах. Ниже - Престол, Уготованный с орудиями Страстей, к которому припадают Адам и Ева; тут же ангелы с весами, определяющие, кому идти направо, а кому налево. От левой ноги Судии прямо по парусу свода струится лава, растекающаяся громадным огненным озером, в которое печально и задумчиво бредут связанные грешники.<
29.


Душам спасенных, находящимся одесную (с правой стороны), он адресует следующие слова: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф. 25: 34).
30.


Грешникам же, что стоят ошую (с левой стороны), Господь заявляет: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф. 25: 41). Текст подтверждается жестами: правая рука указует праведным путь наверх, а левая отправляет грешников вниз, в геенну огненную.
31.


Окружают сцену парящие на четырех облаках праведники: апостолы, святители, преподобные, мученики и святые жены на западном склоне свода; отдельно - пророки в его северо-восточном углу. Наконец, вверху, в самом центре свода, помещено совершенно завораживающее изображение: ангел, который по случаю окончания времен сворачивает небо в свиток - и в архив. "Проект закрыт".
32.


В северно-западном парусе парит ангел, несущий в райские обители человеческую душу в виде голенького младенца.
33.


Хотя сюжет этот вполне традиционный, можно с большой вероятностью предположить, что Метохит имел здесь в виду самого себя. Тем более что как раз внизу чуть дальше к западу в парэкклесии было заготовлено место для его захоронения, и теперь он лежит именно здесь. Мы еще увидим его захоронение в седьмой заключительной части.
34.


В юго-западном парусе Море и Земля, отдают мертвецов, которые выкарабкиваются из воды и из своих гробниц.

Море и Земля, отдают мертвецов
35.


В северо-восточном парусе представлена фреска "Нищий Лазарь на лоне Авраамовом".
36.


В юго-восточном парусе представлена фреска "Богач в Аду". Он находится в том самом потоке огненной лавы что проистекает от престола Христа.
37.


В люнете южной стены, в восточной половине, изображены Мучения грешников.
38.


Слева вверху (четырехчастное изображение, слева от окна - фото ниже) - Скрежет зубовный, справа вверху - Тьма внешняя, слева внизу - Неусыпающий червь, справа внизу - Неугасимый огонь.
39.


Справа от тройного окна фреска "Люди, несущие саркофаг". Изображены согбенные люди, несущие крышку саркофага или возможно Ковчег Завета. Кстати изображение Ковчега Завета здесь не соответствует современным канонам.
40.


Напротив, в люнете северной стены, апостол Петр с ключами от райских врат ведет праведников в Рай, а благоразумный разбойник (распятый вместе с Христом) с крестом приветствует их и указывает на Богоматерь, восседающую на троне.
41.


42.


Богоматерь-Заступница

Парэкклесий как место погребения и поминания неизбежно посвящен теме будущего Спасения, потому тут особенно значимым оказывается образ Богоматери как главной заступницы за человеческий род на Страшном Cуде.
43.


Центральный образ, вокруг которого группируются все остальные персонажи и сцены богородичного цикла, располагается в куполе над западным компартиментом парэклессия - это Богоматерь с благословляющим Младенцем в медальоне.
44.


45.


Вокруг образа Богоматери, в сегментах купола, помещены двенадцать ангелов.
46.


Рассмотрим ангелов по-подробнее.
47.


48.


49.


50.


51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.


59.


60.


61.


Все это небесное воинство зиждется (и в прямом, и в переносном смысле) на четырех византийских поэтах, сочинявших гимны Богоматери.
В парусах под куполом за пюпитрами для письма, среди коробочек с письменными принадлежностями и чернильниц, сидят:
62.


В северо-восточном парусе - Иоанн Дамаскин.
63.


В юго-восточном парусе - Косьмa Маюмский.
64.


65.


В юго-западном парусе - Иосиф Песнописец.
66.


И в северо-западном парусе - Феофан Начертанный.
67.


Кстати, последний сам был монахом этого монастыря, знаменитым защитником икон IX в. и тут же похоронен в камере под полом основного храма. На свитках и в кодексах, которые держат в руках поэты-гимнографы, можно прочесть начальные строки песнопений в честь Богоматери.

В западной половине северного люнета мы видим Лествицу Иакова, которая следует за кривизной свода, и самого Иакова, борющегося с ангелом, - оба ветхозаветных сюжета обыграны в посвященных Богоматери гимнографических текстах.
68.


Сцену сопровождает цитата из книги Бытия: “И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней” (Быт. 28: 11-13). Лестница Иакова была для христиан одним из прообразов Богоматери: по ней, как по лестнице, Бог сошел на землю.

В восточной половине северного люнета изображена Неопалимая Купина (фото ниже), которая горела, не сгорая, и аллегорически также толковалась как прообраз Богоматери и непорочного зачатия. Цитата из Книги Исход, начертанная на стене, гласит: “Моисей пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. …Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исх. 3: 1, 5). Та же сцена продолжается на софите арки, где написано: “Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога” (Исх. 3: 6).
69.


На южной стене, как в первом, так и во втором компартиментах, разворачивается сцена Перенесения Ковчега Завета в Храм Соломона.

Перенесения Ковчега Завета в Храм Соломона

Первая часть сцены в западной половине люнета восточного компартимента надписана (перевод С. Иванова): “И случилось, что по завершении строительства храма Господня Соломон созвал старейшин Израиля в Сионе, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давида, то есть Сиона. И священники подняли ковчег, скинию Свидетельства” (3 Цар. 8: 1, 3).
70.


Продолжение сцены можно видеть на софите арки между двумя компартиментами, но здесь надпись утрачена, хотя и легко восстанавливается из библейского текста.
71.


Третья сцена, на восточной половине южного люнета, надписана: “А царь и весь Израиль перед ковчегом” (3 Цар. 8: 1, 5). Обратим внимание на то, что царь Соломон предстает в облачении византийского василевса. Заканчивается сцена в западной половине южного люнета, где помещена и сцена Установки ковчега в Святая Святых, и заключительная часть надписи: “И священники внесли ковчег завета Господня на его место, в особое помещение храма, во Святое Святых, под крылья херувимов” (3 Цар. 8: 1, 6).
72.


Перенесения Ковчега Завета в Храм Соломона
73.


Ветхозаветный Ковчег Завета также считался в христианские времена богородичным символом - ведь и он был вместилищем божественного, как позже Богоматерь.

В софите западной арки с южной стороны представлен Град Заключенный из пророчества Исайи, то есть Иерусалим, неприступный для ассирийского войска. Почти нечитаемая цитата около этого изображения гласит: “Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: “не войдет он в этот город” (Ис. 37: 33). Обратим внимание на то, что в воротах города стоит икона Богородицы, то есть Иерусалим оказывается прообразом Константинополя.
74.


Находящаяся чуть севернее фреска представляет трех библейских священнослужителей, стоящих перед алтарем, и мы уже не удивимся тому, что и алтарь считался прообразом Богородицы; жертвы же в руках жрецов, имеющие вид коробочек для фимиама, символизируют Христа: византийское религиозное сознание постоянно искало в Ветхом Завете намеки на Завет Новый.
75.


Одновременно эти священнослужители “рифмуются” с волхвами по другую сторону арки. Сцена в вершине западной арки почти не сохранилась: различима лишь рука Бога, держащая души праведников в виде спеленутых младенцев.
76.


77.


* Оригинальный пост

(Снимки Владимира д'Ара vladimirdar)

Содержание

Вектор, Владимир д'Ар, Искусство, История, Христианство

Previous post Next post
Up