Мистическая Альгамбра. Число в пространстве и времени.

Jan 15, 2018 00:01



От assalam786
(Нина Ассалам)

( начало)

"Впитывай глазами радость, что содержится во мне,
Дивись формой моей и убранством.
Пусть Единый, в Ком нет ни формы, ни меры, придаст форму
Сокровеннейшему из желаний сердца моих создателей." (надпись на стене Альгамбры, предположительно сочиненная Ибн-аль-Хатибом)
Красота Альгамбры основана на соотношениях и геометрическом дизайне поразительно продуманной утонченности. В ней правят числа Четыре и Семь, а также прогрессия иррациональных чисел √2, √3, √5. Далее мы увидим, почему.

Как я уже говорила, на строителей Альгамбры оказали влияние идеи тайного сообщества Традиции, называющего себя Братьями Чистоты (Ихван ас-Сафа). Это Братство действовало в 10 и 11-м веках в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, с центром (предположительно) в Басре. Имена большинства Братьев остались в тайне. Трактаты Ихван-и-Сафа изучались как мистиками, так и учеными, и их влияние, к примеру, на работы великого андалузского суфия Ибн-Араби бесспорно. Совершенно очевидно, что создатели Альгамбры также были последователями Братьев Чистоты.

Основное произведение Ихван ас-Сафа - Расаил («Письма») было энциклопедией всех известных в то время наук и состояло из 26-ти трактатов или «писем», первый из которых касался чисел, второй - геометрии и третий - астрономии.

Почему все начиналось с числа? Согласно Братьям, «наука чисел является корнем всех других наук, это источник мудрости и отправная точка для любого знания, мать всех других концепций».

(Современная наука непрестанно находит подтверждения этой мысли: математические структуры обнаруживаются во все большем круге природных явлений. Пропорция Золотого Сечения неотделима от процессов формирования тел живых существ и различных биоритмов. Другое универсальное иррациональное число - е неразрывно связано с фунциями роста и экспансии, третье - π - с волновыми процессами. Иррациональные числа √2, √3, √5 составляют основу формирования кристаллических решеток и правят в так называемой «неживой» природе. Оказывается, даже хаотические процессы, казавшиеся лишенными какой-либо закономерности, подчиняются числовой модели! Если где-то числовой закономерности не видно, это скорее всего означает, что вопрос просто пока не изучен до конца...)

Как и пифагорейцы, Ихван ас-Сафа считали единицу матерью всех других чисел, а постижение сути любых чисел вело, в конечном счете, к пониманию Божественного Единства. Кроме числа один, Братство также считало очень важным число четыре, так как «Бог в своей мудрости создал эту проявленную конечную вселенную в квадратах (или четверках), состоящих из сочетающихся и противоположных пар, тайны которых известны только Творцу».



Каждая из геометрических фигур рассматривалась в «Расаил» как индивидуальность, воплощающая различные качества Творца. Сакральная геометрия позволяет «нецеребральному разуму», лежащему за пределами аналитической функции, проникать в сущность вещей сквозь их материальный покров, познавая различные качества Бога без посредников. По выражению Ибн Хальдуна, мавританского суфия, иногда союзника, иногда оппонента строителя Альгамбры Ибн Аль-Хатиба, «разум, постоянно занятый геометрией, никогда не свернет с Прямого Пути».

Число, пропорция и гармония структурируют космос, поэтому математика и астрономия считались y Ихван ас-Сафа неразрывно связанными. Как говорилось в «Расаил»: «Одна из наших целей… состоит в четкой демонстрации того, что весь мир создан в соответствии с математическими, геометрическими и музыкальными соотношениями. В настоящей работе мы в подробностях объяснили реальность всеобщности гармонии».

Братья Чистоты писали о том, что числа Четыре и Семь правят миром. Эта идея Братства, кстати, отражена в известной строчке из рубаи суфия Омара Хайяма, который был не только поэтом, но и математиком: «Управляется мир Четырьмя и Семью...» Число семь можно найти повсюду в Альгамбре: среди декоративных элементов (арок, окон, дверей), слоев орнамента и т.д. - на вездесущую семиричность вам непременно укажет здесь даже самый мирской из гидов.



Вид на южный фасад Миртового Дворика, разделенного колоннами
на семь частей на двух уровнях

Братья Чистоты считали, что Вселенная состоит из четырех сегментов, а устройство космоса и прохождение души человека к Богу подчинены Закону Семи. Такое представление о Вселенной воспроизведено на своде Зала Послов Альгамбры, разделенного на четыре части с семью восходящими уровнями, каждый из которых имеет свой характерный набор геометрических узоров.



Свод Зала Послов, разделенный на четыре части и семь уровней геометрического узора. Изначально свод был окрашен в яркие цвета, среди которых выделялись синий и золотой. Омар Али-Шах назвал узор свода Зала Послов «моделью Вселенной с определенной точки зрения»

Если геометрия - это число, воплощенное в пространстве, то числом, выраженным во времени, является музыка.

Музыка была предметом пятого трактата «Расаил». Выражение «музыка сфер» вовсе не было для Братьев Чистоты пустой метафорой - они полагали существование небесной музыки буквальной истиной: «В движении сфер и звезд - ноты и мелодии... Их ноты соотносятся друг с другом по законам гармонии, и их мелодии тщательно выверены». Музыка сфер несравненно более прекрасна, чем любая музыка, которая когда-либо может быть воспроизведена на земле. Земная музыка имитирует небесную, но эти попытки, как говорится в трактате, не более совершенны, чем нечленораздельные звуки, произносимые ребенком в подражание взрослым. Мир являет собой тюрьму, из которой человек должен освободиться при помощи веры и познания, для того, чтобы, в конце концов, услышать небесную музыку. Земная музыка, однако, может служить инструментом, напоминающим искателю о гармонии небесных сфер.

Согласно представлениям мавританских суфиев, посредством музыки человек был способен «достичь состояния неотождествления с чувственными восприятиями». Акустика целого ряда помещений в Альгамбре (например, Зала Послов) была специально приспособлена для лучшего восприятия музыки. Мы не знаем достоверно, на чем исполнялась музыка Альгамбры, но, вероятнее всего, использовался струнный инструмент уд. Известный как «инструмент философов», он считался воплощением благородных пропорций высочайших сфер.

Шестой трактат энциклопедии Братьев Чистоты был посвящен важности пропорции. Братья считали, что красота - результат правильных пропорций и соотношений. Хотя сложный геометрический дизайн использовался в большинстве частей Альгамбры, наиболее систематически он применен в Львином Дворике, возможно потому, что это была единственная часть Альгамбры, построенная от начала до конца одним архитектором.



Львиный Дворик - визитная карточка Альгамбры и всей Испании, предположительно изначально он был построен как медресе или завийя - место, где обучались суфии (по мнению Р.Ирвина). Источник иллюстрации

Исследователи сомневаются, что пропорция Золотого Сечения использовалась в Альгамбре (хотя на этот счет мнения разнятся). Зато несомненно, что в планах Альгамбры применялись матрицы, основанные на прямоугольниках, полученных пропорциями √2, √3, √5 и т.д. Не только архитектурные элементы, но также узоры мозаичных панелей были основаны на этих соотношениях.

Почему пропорции иррациональных чисел √2, √3, √5, которые Строители даже не умели точно вычислять, считались, начиная с египетских Строителей пирамид, сакральными? Ответ не настолько сложен - они обеспечивали строениям прочность и долгую жизнь, не говоря уже о красоте. Ведь именно эти пропорции Великий Геометр, - как называли Строители Творца, - выбрал, создавая материю.

В книгах по священной геометрии обычно пишут, что Золотая Пропорция неотделимa от жизни во всех ее проявлениях, тогда как √2 (диагональ квадрата со стороной =1) и √3 (диагональ куба со стороной=1) - тесно связаны с материальным, физическим миром. (Я подробно писала об этом здесь). Структуры, в которых присутствуют пропорции √2 и √3 - а это, собственно, все возможные производные от квадрата и треугольника: куб, тетраэдр и так далее - являются основой построения атомов и кристаллических решеток.

...И действительно, если посмотреть на исламский орнамент, из знакомого нам он болeе всего напоминает электронные снимки молекулярных структур. Мусульманская религия запрещает изображение любых тварных существ, тем более Бога, как предотвращение идолопоклонства. Однако, глядя на геометрические узоры Альгамбры, я подумала, что это, наверное, наибольшее возможное приближение к портрету Творца...



Строители Альгамбры для своего детища посчитали наиболее подходящими те же самые лекала и пропорции, которые Природа нашла наиболее подходящими для создания материи во Вселенной. Так что же здесь необычного? Любые объекты, в том числе архитектурные строения, встроенные в эту невидимую "сетку", будут прочными, долговечными и гармоничными.



Во Дворике Львов пропорция √2 и √3 применялась в дизайне длины и ширины
дворика, а также высоты колонн и павильонов

Хотя соотношения √2 и √3 характерны в основном для того, что мы называем «неживой материей», а образования, эволюционирующие к более одушевленным формам, начинают склоняться к пропорции Золотого Сечения (например, квазикристаллы), на самом деле разделение на живое и неживое условно. Согласно представлениям Традиции, нет неживой материи - есть только разная степень ее одушевленности. Впрочем, даже одушевленная природа использует пропорции √2 и √3 достаточно часто - например, в делящейся клетке, структуре ДНК и т.д. Есть даже идеи о том, что наше тонкое тело имеет сложную геометрию кристалла, то есть содержит пропорции √2 и √3.

( Продолжение)

* Оригинальный пост

(Снимки Нины Ассалам assalam786)

Содержание

Вектор, Искусство, Ислам, Нина Ассалам

Previous post Next post
Up