От
tito0107(
Тихон Токарев)
В живописи (в первую очередь, итальянской, для фламандской, к примеру, это не так) не было прямого перехода от маньеризма к барокко. Между художниками вроде Бароччи и настоящим барокко (такой вот каламбур) стояли Аннибале Карраччи и Караваджо. Были еще и "контр-маньеристы" вроде Санти ди Тито. А вот в скульптуре - прямая линия от Джамболоньи к Бернини.
Франческо Моки (1580-1654) родился в городке Монтеварки недалеко от Ареццо. Учился во Флоренции у Санти ди Тито, тогда же попал под влияние Джамболоньи и его последователей. С 1599 г. сотрудничал в риме со скульптором венецианского происхождения Камилло Мариани. В 1612-1629 гг. работал в Пьяченце, где создал конные статуи Рануччо II и Алессандро Фарнезе. Затем работал в Риме, сотрудничал с Бернини.
Скульптуры Моки очень экспрессивны, во многом их экспрессивность создается за счет длинных, прямых складок. В отличие от Бенини (и отца и сына) Франческо Моки не слишком увлекается натуралистическими эффектами, но обладал прекрасным чувством пространства, ритма, линии. Если он и не был равен Джанлоренцо Бернини по таланту, то приближался к нему. Но Бернини затмил его, как и многих других.
О высоком уровне мастерства Франческо Моки уже в молодости свидетельствует выполненная им скульптурная группа "Благовещение"
Благовещение, 1603-1605. Орвьето:
Святая Вероника, собор Св. Петра в Ватикане, 1629-1632
Тетенька на голову выше Давида, пять метров высотой. Как передано движение! А нога под складками платья! И тем не менее, воспринимается как рядовая, в общем-то скульптура первой половины 17 в. А Микеланджело за своего Давида получил славу величайшего скульптора (и справедливо). Такой вот прогресс за сто с лишним лет.
Крещение Христа, 1634
Св. Филипп, 1609-1610
Св. Матфей, 1631-1644
Конная статуя Рануччо II Фарнезе, 1612-1620. Пьяченца
Конная статуя Алессандро Фарнезе, 1620-1629. Пьяченца
Здесь тоже прогресс очевиден. Если Рануччо Франезе отсылает нас к Джамболонье, то Алессандро - к бернини, это уже барокко во всей красе. Как вышагивает конь Алессандро!
Рельефы с пьедесталов отличаются живописностью и прекрасной разработкой пространственных эффектов:
Голова юноши (Иоанн Креститель?), ок. 1630-1640
Бюст кардинала Антони Барберини, 1628-1629
Оригинальный пост Содержание