Из моментов духовного опыта. Момент первый.

May 27, 2015 00:01

От rimma7749
(Римма Запесоцкая)


Это случилось в ноябре 1979 года. До этого несколько месяцев я находилась в тяжёлом душевном состоянии: предательство близкого человека, непонимание тех, кого я считала своими друзьями, - всё это ввергло меня в состояние, близкое к отчаянию Ситуация была настолько тяжёлой, что я не была уверена, что моя психика выдержит эту массированную атаку абсурда. Может быть, прорыв в иное измерение и был духовным ответом на мой безмолвный крик ужаса, на бессознательную мольбу каким-то образом помочь мне выйти из этой ситуации, сохранив разум.

До этого момента я, конечно, неоднократно читала духовные тексты: не только Библию, но и книги западных и восточных мистиков. Эти книги были изданы на русском языке, и поэтому я была уверена, что понимаю в них каждое слово. Мое отношение к этим текстам было неоднозначным: я могла полагаться только на авторитет необыкновенных личностей, переживших нечто запредельное и попытавшихся передать свой опыт на общедоступном языке. В общем, не имея подобного опыта, я не могла однозначно сказать, что это такое и правда ли это.

В тот день я лежала в постели с обострением хронического бронхита. Была вторая половина дня, между 16-ю и 18-ю часами, на улице было уже почти темно. Я заснула, полусидя в кровати. Это произошло в самый момент пробуждения: я проснулась, как от толчка, но продолжала неподвижно лежать с закрытыми глазами.

Внезапно я очутилась в космосе: вокруг меня были звёзды и туманности; но это был не физический космос, а космос духовный. Моё «я» устремилось в самый центр этого космоса и было как бы затянуто в воронку. И при этом «я» исчезло, растворилось в этом духовном центре, и одновременно исчезло сознание - та его часть, которая связана с мыслью, со словами. До этого я была убеждена, что мысль, сознание и есть сущность человека, без этого нет индивидуальности, т.е. сознательное «я» и есть главное в человеке. И вот этого моего сознательного «я», отдельного от всех других, больше не было, но при этом не было и ужаса от гибели моей индивидуальности, а наоборот - я испытывала высшее блаженство, непередаваемую чистую духовную радость от соединения с Духом, от растворения в Нём. И при этом полном растворении какая-то сохранившаяся часть моей индивидуальности испытывала высокое экстатическое состояние. Это было подобно моей личной неслиянности и нераздельности с духовной субстанцией. Я оказалась на самой вершине, в самой высшей точке духовного космоса. Сколько моё «я» (хотя и растворённое в центре духовного космоса) пребывало в этом внепространственном месте - сказать невозможно: не было не только пространства, но и времени. Но после испытанного величайшего блаженства моё «я» начало медленно-медленно спускаться.

На следующей, более низкой ступени вернулось сознание, и с ним - способность мыслить словами. Но то, что я пережила на этой ступени, было выражено не просто в виде мыслей или чувств, а в форме ярчайших мысленных образов с сильной эмоциональной окраской. Омытая и очищенная на той, высшей духовной ступени, моя душа вдруг остро почувствовала своё недостоинство и ощутила настоящий ужас от сознания того, что эта так недостойно живущая, а фактически просто кое-как прозябающая личность и есть я. Это ощущение и осознание невозможности продолжать такое существование по своей остроте было труднопереносимым. И моя душа, устремясь вверх, поклялась никогда больше не жить так, как прежде, а стать достойной своего высокого человеческого предназначения. Я чётко осознала в этот момент, что отныне стала другим, новым человеком, и как бы стряхнула с себя прах прежнего, ветхого, человека, которым была до сих пор.

И ещё чуть-чуть спустилось моё «я». На этой ступени появилось вдруг ярчайшее ощущение ценности Слова - эмоциональное осознание духовности каждого произнесённого нами слова, его огромной значимости и драгоценности. Я остро почувствовала кощунственность не только суетной болтливости, но и вообще избыточного произнесения слов, и осознала это как словоблудие, как тяжкий грех. Мне как раз была присуща эта избыточная разговорчивость. И в этот момент я вдруг осознала, что каждое слово, произнесённое без крайней необходимости, - грех, и это можно сравнить с осквернением Божественного Имени, потому что каждое слово - это частица духовной субстанции. И я поклялась - не словами, а сердцем, что отныне каждое слово, произнесённое мной, будет только то, которое не сказать невозможно. И в этот момент я не сомневалась, что моя клятва выполнима.

И после этого, спустившись ещё ниже (я каким-то образом ощущала этот спуск как движение по вертикали сверху вниз), моё «я», немного задержавшись на самой границе, вошло в тело. Я ощутила это мгновение входа как толчок. До этого, в процессе своего переживания, я никак не ощущала тела. И тут вдруг я почувствовала, что полулежу на кровати, с вытянутыми ногами и запрокинутой на подушке головой.

Долго ещё не могла я открыть глаза и лежала, осмысливая только что открывшуюся мне духовную реальность. Сколько времени длилось это переживание, я не знаю - это могли быть секунды, или минуты, или десятки минут , - времени в привычном смысле там не существовало. После этого я несколько часов просто не в состоянии была сказать ни единого слова - когда домашние обращались ко мне, я лишь мотала головой и закрывала глаза.

С этого момента, читая и перечитывая тексты, говорящие о существовании духовной реальности, я смотрела на них другими глазами. В первое время я даже поражалась: у меня было ощущение, что я научилась, без обучения, понимать иероглифы. Только сейчас, глубоко пережив свой первый духовный опыт, я осознала, что раньше не понимала в этих текстах, хотя они и были написаны по-русски, ни единого слова, а сейчас понимаю даже то, чего не пережила сама. С этого момента я читала духовные тексты и знала, что всё описанное в них - правда. Особенно близок был мне потрясающий духовный опыт, зафиксированный в творениях святых отцов. Пережив свой малый (хотя и колоссальный для меня) духовный опыт, я начала понимать Великий Опыт - как будто в капле Духа был сосредоточен весь духовный океан. Внезапно я открыла и смогла читать прежде недоступную для меня книгу Духовной Реальности.

(Снимок Михаила Попова numach)

Содержание

Вектор, Римма Запесоцкая, Михаил Попов, Эссе

Previous post Next post
Up