Ещё раз о смысле жизни

Jul 06, 2014 00:01

От uchenik_lrc
(Ученик Л.Р.)


"Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры,
а в ясном понимании смысла своей жизни" (Л.Толстой)
Неведение смысла собственной жизни - величайшая трагедия человека. Она оставляет его один на один с вопросом, звучащим в каждом дне, в каждой минуте его жизни: для чего на самом деле я живу? Этот вопрос настойчиво заглушается, воспринимается как «лишний», «несвоевременный». Это вопрос, о котором как будто не принято говорить. В некоторых людях он прорывается лишь иногда, в других - чаще, но именно способность ответить - зачем я живу? - делает человека человеком.

Вопрос о смысле жизни можно игнорировать или ответить на него «для себя», по крайней мере, создать видимость ответа.

Жизнь ради жизни - такой ответ очень привычен в современном мире, изобилующем любыми благами. Кажется, человеку, выбирающему такое понимание жизни, нечего возразить. Но внутри большинства людей что-то протестует против этого ответа, не принимает понимание сущности жизни как погони за удовольствиями и развлечениями. Люди хотят найти смысл, который мог бы устоять перед лицом времени и смерти.

Многие люди видят «свой» смысл в гуманизме, в бескорыстной помощи другим. Они занимаются благородным делом, но даже такая деятельность не может помочь им прорваться за границы смерти, поскольку остается на уровне жизни в абсолютно не поддающемся улучшению миропорядке, где никто из нас по-настоящему не властен над болью, горем и злом. Земной человек не может своими силами освободить от их господства даже себя, не говоря уже о других людях.

В истории предпринимались попытки создать «массовый» смысл жизни, который был бы разделен целыми народами. Он мог заключаться, например, в построении идеального общества, мира без войн и нужды. Однако эти попытки всегда оказывались лишь утопией. Вечное и совершенное царство справедливости и мира никогда не удавалось построить на временной и несовершенной земле.

Свой ответ о смысле жизни предлагает и церковь. Цель и итог жизни часто оказывается в ней «по ту сторону» жизни, например, в раю. Смысл основывается на вере, переносящей его за пределы жизни, и люди веками лелеют эту надежду на загробное блаженство для себя. По-своему отвечали на этот вопрос и философы, предлагая целые умозрительные системы, объясняющие мир и место человека в нем…

Но общего, признанного всеми ответами у человечества все еще нет. Получается, что ответ каждого человека всегда продиктован внешними обстоятельствами, например, есть ли у нас семья или любимая работа, какую религию исповедует страна, где мы родились, или каковы условия современной нам эпохи. В ходе нашего рассуждения мы приходим к выводу, что ищем смысл жизни всегда вовне и всегда на основе собственного «Я» и ради него.

Если мы обратимся к самым частым и привычным ответам, то очень скоро поймем, что человек замыкает свой смысл жизни… на себе самом или на том, что имеет непосредственное отношение к нему, к его «Я». Вы сами можете с легкостью проверить это. Любой «смысл», о котором мы можем услышать, будет относиться к нашему «Я». Именно эго-личность стремится быть любимой и любящей, богатой, здоровой и таким образом, в ее понимании, счастливой. И хотя в таких устремлениях нет ничего предосудительного, однако, достижение вышеперечисленных благ не избавляет нас от беспокойства поиска и чувства неудовлетворенности…

Человек страдает без осознания своей жизненной задачи, без смысла, без цели, поэтому он беспрестанно старается их создать, чтобы принять их, поверить в них и жить ими, по крайней мере, до какого-то времени. Как только он разочаровывается в чем-то одном, он ищет другое, третье. Мы сами надуваем «мыльные пузыри», очаровывающие нас красотой и игрой отраженного солнца, которые лопаются, принося с собой новые и раз от раза все более болезненные разочарования.

Земной человек ищет смысл жизни в земных благах и в пределах земной жизни. Круг замыкается... Зацикленный на самом себе человек пытается найти прочный, истинный смысл в мире непостоянных ценностей, вне мира Бога. В современном секуляризованном мире это кажется естественным и вполне нормальным.

В известном фрагменте «Братьев Карамазовых», в диалоге Ивана с дьяволом, последний произносит:

«...надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге, вот с чего надо приняться за дело! ...
Раз человечество отречется поголовно от Бога (а я верю, что этот период - параллель геологическим периодам - совершится), то само собою, без антропофагии, падет все прежнее мировоззрение ... Ежечасно побеждая уже без границ природу, волею своею и наукой, человек тем самым ежечасно будет ощущать наслаждение столь высокое, что оно заменит ему все прежние упования наслаждений небесных».

Чаяния эти сбываются: люди ищут «счастия и радости в одном только здешнем мире». На что похожи попытки основать смысл жизни на земном фундаменте? Мы можем вспомнить здесь евангельскую притчу о человеке благоразумном, построившем свой дом на камне, то есть на абсолютных ценностях, и о безрассудном, воздвигшем свой дом на песке - иллюзорных благах павшего мира. Эта притча говорит о том, что все истинно прочное, настоящее нельзя построить на временном, тленном и переменчивом.

Однако попытки избавиться от «идеи о Боге» никогда не осуществляются в полной мере. Русский философ Николай Бердяев верно замечает:

«Человек так устроен, что он может жить или верой в Бога или верой в идеалы и кумиры. В сущности человек не может быть последовательным и окончательным атеистом. Отпадая от веры в Бога, он впадает в идолатрию. Идолотворение и идолопоклонение мы видим во всех областях - в науке, в искусстве, в государственной, национальной, социальной жизни».

«Идолотворение» - наверное, лучшее определение той участи, на которую обрекает себя человек, решивший обрести свое оправдание в рамках земной реальности. Но идолы и иллюзии лишь на время заглушают тоску, подталкивающую его к поиску. Годы, десятилетия, может быть, многие реинкарнации потребуются для того, чтобы человек осознал это. И как только такое осознание проявится, он увидит выход из им же созданных иллюзий.

Приведем цитату Льва Толстого:

«Для того чтобы продолжать жить, зная неизбежность смерти, есть только два средства. Одно - не переставая так сильно желать и стремиться достижению радостей этого мира, чтоб всё время заглушать мысль о смерти, другое - найти в этой временной жизни, короткой или долгой, такой смысл, который не уничтожался бы смертью».

Этот смысл не может быть найден на горизонтальной плоскости нашего материального мира. Но найти его можно только в исполнении Божественного Замысла. Ведь истинный человек есть Искра Божественной Мысли.

Если мы перестанем отождествлять смысл жизни с любыми внешними благами, как будто этот смысл может обладать физическими, пространственными и временными характеристиками, мы приблизимся к понимаю того, каким образом можно его найти. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» - таков ответ Евангелия.

Возвращение Истинного человека в мир Бога - единственный смысл жизни, на котором может успокоиться наша душа. Это вовсе не означает необходимость принятия догматических оков религии, философии или какой-либо практики, ибо сказано: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Если это рождение от Духа начинает осуществляться, человек понимает, насколько ничтожно и бренно все то, что раньше он возводил в цель своей жизни. И если человеку удалось хотя бы единожды испытать это прикосновение Духа, тогда его жизнь уже принесла плод гораздо больший, чем жизнь человека, заполучившего любые земные блага, но Духа не знавшего.

Однако если человек не только чувствует, что этот иной мир Духа существует, но и делает свою жизнь служением ему, тогда уже здесь, во времени и материи, такой человек оказывается связанным с этим вечным духовным миром, открывающим себя для тех, кто к нему стремится. Духовная Школа оказывает на этом пути огромную помощь и помогает преодолеть все возникающие препятствия.

В определенный момент смысл жизни открывается изнутри. Это больше не философия, не мистика, не фантастика, не предмет слепой веры. Это истина, которая «выше всех религий», всех философий, неподвластная интеллектуальному осмыслению и непередаваемая словами. Смысл жизни - то, что наполняет все существо нового человека, который познал то, к чему стремился. Смысл жизни больше не ментальная конструкция или абстрактная цель - это ежеминутное исполнение, исповедание и осуществление.

В различных притчах наша жизнь часто сравнивается с виноградником или полем, где в определенный момент каждый человек должен будет собрать то, что он посеял и что взрастил. С теми, кто питал и растил земное, ничего не останется по иную сторону жизни, и сами они не смогут переступить через предел, отделяющий горнее от павшего и греховного.

Те же, кто совершал труд иной, устремляясь к Творцу и правде Его, пожнут другой урожай - нетленные плоды Духа, созревшие в них самих. Этим плодам не страшно время, не страшна смерть. Возможность обрести это сокровище есть у каждого из нас.

* Оригинальный пост

(Снимок 1000li)

Содержание

Братство Розенкрейца, Ученик Л.Р., 1000li

Previous post Next post
Up