Feb 17, 2011 21:04
В 80-е годы в Испании началась реформа психиатрии. Как и во многих других странах, ее целью была деиституализация психиатрической системы. Если говорить простым русским языком, сделать так, чтобы психически больные люди не лежали запертыми в стационарных больницах, а продолжали жить в обществе и, по возможности, включаться в эту жизнь.
Сейчас по этому поводу написана масса статей, где приводятся доводы за и против, рассматриваются новые проблемы, к которые это привело. Если быть честной, мне пока еще есть чего почитать, а потому я не буду делать здесь для вас резюме этих дебатов. Я просто расскажу о том, что вижу сама. Моя точка зрения весьма субъективна и обусловлена, в частности, опытом взаимодействия с российской психиатрией.
Большинство больных здесь живут дома, чаще всего с родственниками, иногда - одни. Это очень трудно для всех участников процесса. Порой даже слишком. На этой неделе, к примеру, один из моих пациентов сам попросился в стационар - отдохнуть от мамы. Он уже давно ждет места в "общежитии для больных". Однако даже там он будет жить и свободно выходить в мир. Если повезет и общежитие будет недалеко - продолжит ходить в наш центр.
Все они прикреплены в своим психиатрам и психотерапевтам. Все они продолжают принимать лекарства.
В наш центр их направляют обычно из "дневных больниц" (полустационаров, которые они посещают днем, живя при этом дома).
В центре их встречает психолог и социальный педагог в одном чудесном лице моей наставницы Анны. Они вместе обсуждают сложившуюся ситуацию и назначают личного социального педагога, вместе с которым выбирают подходяще занятия из весьма богатого списка. У нас есть занятия направленные на развитие коммуникативных навыков, мышления, внимания, памяти, тела и невербального самовыражения, самостоятельности и автономности, а также маленькие радости вроде мастер-классов по фотографии и изготовлению мыла, в которых я бы и сама не прочь принять участие.
Постепенно некоторые из них начинают ходить на специальные занятия, которые готовят их к выходу на работу. К сожалению, здесь возникает масса сложностей начиная с глубокой "душевной привязанности" к собственной болезни и вплоть до страха потерять пособие. Пациентам очень сложно уходить из центра, признавать, что им становится лучше, хотя они искренне этого хотят.
Возможность реабилитации не панацея - мы не можем вылечить их, сделать "нормальными". Зато они живут, радуются, злятся, грустят, заводят себе партнеров, ходят с друзьями в кафе, путешествуют... В конце концов, они могут хотя бы сами выбирать что им есть и смотреть по телевизору.
А как-то по осени у нас тут была общая конференция психиатров, больных и их родителей, на которой обсуждалось кто и какие решения должен принимать в жизни психически больных людей.