ЦЕНА ВОПРОСА"ДЕНЬГИ прокручиваются в банке от одного до восьми дней",- забавно врал мне сотрудник крупной компании. Я сделал для них небольшую работу и теперь ждал денег. Они должны были прийти ещё неделю назад, но возникли проволочки. Проволочки, естественно, "связанные с банком". В итоге пришлось поднять бучу, разобраться с банком и выяснить, что всё это враньё а заодно и воочию познакомиться с одной из больших проблем, тормозящих развитие экономики.
Изначально мне компания рассказывала сказки о том, что у них деньги отправляются быстро, но возникают проблемы с банками. Якобы в этих финансовых структурах переводы осуществляются от 1 - 8 дней. Я конечно, знал, что в банках на перевод денег требуется несколько дней. Но знал другую историю: межбанковские переводы могут осуществляться 3 суток. Правда разбираться с этой ерундой не хотелось. Поэтому особо не парился. Но прошло 2,5 недели и на счету тишина. Прошло 4 недели и опять тишина. Звонок в крупную компанию подал повод начать разбираться и помог выяснить интересную штуку, из-за которой эта крупная компания никогда не станет большой компанией.
Организационная структура в этой крупной компании выстроена по следующему принципу. У них есть бухгалтерия, которая является частью планово-экономического отдела, в свою очередь, который входит в финансовый департамент. Для передачи денег, специалист должен подать заявку с данным в планово-экономический отдел. Планово-экономический отдел согласовывает эту заявку с финансовым департаментом. После этого спускает заявку в бухгалтерию в виде задания. Получив задание, бухгалтерия осуществляет перевод. Нормальная, такая, централизация. И всё бы ничего, но! Бумажки гуляют по кабинетам те самые 8 дней, про которые сотрудники компании вынуждены врать, клевеща на банки.
Я не спорю. Централизация нужна. Она помогает оптимизировать процессы. Но когда оптимизация начинает тормозить рабочие процессы, она становится вредительством. 8 дней на согласования, в которых было задействовано 4 исполнителя. Это максимальное время для согласований, определенное в данной компании. По факту получилось: не способный эффективно организовать собственный рабочий день менеджер проекта задержал сбор данных по банковским реквизитам на 5 дней. Сотрудник планово-экономического отдела оказался загруженным из-за безалаберности менеджеров, которые не умеют эффективно организовать собственный рабочий день. Они загрузили его работой. Замруководителя финансового департамента был загружен работой из-за безалаберности менеджеров планово-экономического отдела, поэтому произошла задержка с визированием заявки. В конечном итоге на все согласования уже ушло 14 дней . Мало того, согласования ещё не закончились. В бухгалтерию никто ничего на исполнение не спустил. Теперь мне предлагают подождать до среды и в конечном итоге время согласований вырастает до 19 суток.
4 человека уже в течение 14 дней исполняют работу, которая может быть выполнена индивидуальным предпринимателем в течение 1 секунды. Все согласования происходят в его голове: "Я должен, значит заплачу". Приняв за сутки 8 часов рабочего времени, предусмотренные трудовым кодексом, получим 28800 секунд в сутки. В 19 сутках 547200 секунд. Получается, индивидуальный предприниматель в данном случае эффективнее крупной организации в 547 тысяч 200 раз! Это же больше, чем в полмиллиона!
По идее было бы неплохо провести исследования и вычислить коэффициент дорожных оптимизационных пробок бизнес-процессов. У меня на это нет времени. Могу только предположить, что эффективной оптимизация рабочих процессов может быть только в том случае, если она превышает эффективность индивидуального предпринимателя. Если сравнивать индивидуального предпринимателя и компанию, получается такая картина:
Временные затраты индивидуального предпринимателя линейны. Он не может приступить к реализации задач блока 2, не решив задачи блока 1. Компания от такой зависимости условно свободна. Обладая достаточными человеческими ресурсами, она способна работать в режиме многозадачности, как Windows. Если комплекс выполняемых задач по эффективности превосходят работу индивидуального предпринимателя, значит компания эффективна. Если нет, то увы. Это просто фирма, размеры которой целиком зависят от удачи, а не труда.
Работа компании, с которой я столкнулся, оказалась такой же линейной, как работа индивидуального предпринимателя. Никакой многозадачностью там и не пахло. Получив заказ от компании Филипп Моррис, она наняла на исполнение этого заказа временщиков. Некоторое время проводились работы по исполнению заказа. По их завершению, компания приступила к формированию и выставлению счета. Получив выставленных счет, компания Филипп Моррис оплатила его. Получив деньги, исполнитель заказа начал рассчитываться с исполнителями заказа. Все блоки исполнялись последовательно и только по завершению работ предыдущего блока. Вместо того, чтобы оптимизировать процессы, компания объединила недостатки работы комплексной структуры и работы по линейной схеме. Вот и получается 4 человека в течение 19 дней выполняют работу, на которую у индивидуального предпринимателя тратится одна секунда.
ЧЕМ ЭТО ЧРЕВАТО
Чревата подобная организация банальным загниванием. Я не знаю чем занимается менджер компании в остальное время. По идее он должен искать заказы. Судя по тому, что я видел процессе работы с ним, могу предположить, что он не приступает ни к какой другой работе, найдя отговорку: "Мне нужно завершить этот проект." Так как проект не заканчивается не по его вине, он как минимум до среды вместо того, чтобы работать, будет спокойно ходить на работу. Причина линейной организации работы по факту сложноструктурированной компании чаще всего прячется именно в отговорках. Если мендежер может себе позволить отговорки - это значит хреновые принципы организации. На плаву она держится только благодаря нескольким, когда-то найденным, крупным заказам. Если ситуация не меняется, значит ключевые управленцы не владеют оперативной ситуацией. И это значит скоро их сожрут конкуренты.
В настоящий момент они держатся только благодаря недальновидности и пофигизму сотрудников компаний-заказчиков, в число которых входит, например, "Филипп Моррис", в проекте которого я работал как исполнитель. В дальнейшем вполне возможна накладка и не факт, что она не будет достаточно крупной. чтобы исполнение проекта стало провальным. Предпосылки к этому есть и они достаточно существенные.