Имя демократа Григория Явлинского последние лет десять настолько редко упоминается в СМИ, что индекс цитирования этого политика откровенно стремится к нулю. Так же, как и Борис Немцов, в сознании большинства россиян экс-лидер «Яблока» ассоциируется лишь с реформами 90-х. Простые обыватели вообще не в курсе того, чем сейчас занимается партия «Яблоко», несмотря на то, что на прошлых парламентских выборах она набрала около 3% голосов. А некоторые граждане так и вообще удивятся, что партия еще существует. Более того, «Яблоко» настолько маргинализировалось, что его никто не считает единомышленником: внесистемные оппозиционеры и особенно сторонники Навального, который сам выходец из «Яблока», от этой партии открещиваются, системные оппозиционеры тоже не видят точек соприкосновения.
На общем фоне политического забвения весьма интересен тот факт, что 1 марта 2015 года в известной британской газете Financial Times Явлинский опубликовал
статью, где под предлогом смерти Бориса Немцова рассуждает о стратегии развития постсоветского пространства.
Перевод статьи есть на сайте «Яблока».
Григорий Алексеевич пишет: «Европейский Союз должен выработать стратегию интеграции постсоветского пространства. Это вовсе не то же самое, что формальное членство в нынешнем ЕС. Но это определенно должно быть что-то большее, чем «круг стран с разумным современным управлением на периферии ЕС».
Конечно, Евросоюз уже и без советов Явлинского предпринимал подобные шаги по экономическому «отщеплению» бывших советских республик от России. Небезызвестное «Восточное партнерство», предложенное ЕС шести странам - Азербайджану, Армении, Грузии, Молдове, Украине и Беларуси - после конфликта в Южной Осетии, ни к какому результату не привело. Многочисленные нефтепроводы и энергетические магистрали в обход России, которые планировали строить страны «Восточного партнерства», так и остались на бумаге. Не получилось жить в обход России. Не получили никакой выгоды и бывшие постсоветские республики, ввязавшиеся в двустороннюю, а не коалиционную интеграцию с ЕС, такие, как страны Балтии. Недоевроинтегрированная Украина пока что тоже, мягко говоря, ничего не поимела. Правда, Украину дальше европорога и не пустили, хотя руководство страны продолжает думать, что оно сидит в гостиной.
Очевидно, что призывы Явлинского имеют антироссийскую и антигосударственную направленность (заговорили львовские корни). Вряд ли Григорий Алексеевич грешит недальновидностью, учитывая его многолетнюю политическую карьеру. Все продумано, а, следовательно, Явлинский откровенно печатает в английской прессе статью, в которой призывает Евросоюз объединить страны постсоветского пространства и заставить их дружить против России и Таможенного Союза. А членство в ТС бывшим республикам откровенно выгоднее, чем судьба быть подавленными мощной экономикой ЕС без всякой надежды на рост собственной.
Кроме того, видимо, Явлинский совершенно не считает бывших советских людей «своими». Долгая совместная жизнь в одной стране не заставила его увидеть в них соотечественников, поэтому он с легкостью просит Европу: «Проинтегрируйте и управляйте». Именно поэтому Явлинскому и таким же, как и он, либералам, непонятна поддержка Россией ополченцев ДНР и ЛНР: для них эти люди не являются носителями общих национально-культурных ценностей. И пожертвовать несколькими миллионами в угоду Европе для них тоже ничего не стоит. Акт подобного лизоблюдства партия «Яблоко» уже совершала в далеком 1999 году. Тогда один из ее основателей Владимир Лукин, будучи главой Комитета Госдумы по международным делам, предложил вывести из Косово русских десантников, которые были отправлены туда для защиты сербов. Сдавать своих и действовать в интересах других, недружественных России стран - это по-яблочному.
Вопрос: зачем вообще Явлинский написал статью для иностранных СМИ после смерти Немцова? Метит занять его место среди кураторов? Дескать, и я достаточно успешно в 90-е страну разваливал, и у меня большой опыт политической работы, и я сторонник демократии. Кстати, Немцов предлагал отдать только Курилы японцам («Яблоко» тоже лоббировало это решение), но Явлинский пошел дальше - предлагает сдать все постсоветское пространство.