Сторонники ЕГЭ всё говорят о том, что это просто единая форма аттестации, устранившая коррупцию и т.д и т.п. А между тем эта "форма аттестации" отрицательно влияет не только в старших классах, но и перестраивает под себя всю школу уже с самых начальных . А с введением ВПР (всероссийских проверочных работ) эта тенденция только усилится. Приведу авторитетное мнение, пишет д.п.н, профессор А.В.Могилев:
Когда-то, давным-давно, еще в конце прошлого века, я проводил публичное интервью (сейчас бы это назвали панельной дискуссией) с тогда еще замминистром Виктором Болотовым и директором центра тестирования Владимиром Хлебниковым о перспективах ЕГЭ. ЕГЭ только зарождался, и было неясно, какой облик он примет, но В.Болотов и В Хлебников были его яростными сторонниками. Потом, спустя какое-то время, В.Болотов уволил В.Хлебникова в связи с растратой 33 млн. руб. на создание материалов тестов (
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200700606 ), да и сам ушел из министерства образования в академию образования и работает теперь простым академиком, но это не относится к данной теме.
Так вот, тогда, во время интервью, я задал им вопрос: не думают ли они, что ЕГЭ изменит характер отечественного образования, приведет к его серьезной деформации? Они так не думали и активно мне возражали. Но время расставило все на свои места.
Теперь влияние ЕГЭ проявляется уже не только в занятиях и стиле мышления одиннадцатиклассников, но и напрямую влияет на характер подготовки и контроля учебных успехов учащихся начальный школы, уже 1-х классов.
Вот передо мной учебные пособия из комплекта «Перспектива» для начальной школы. Их в магазине стоял целый стеллаж. Причем не учебников, нет. Их централизованно раздает учащимся школа. Эти пособия представляют собой сплошные тесты: тесты по русскому языку, тесты по литературному чтению, тесты по математике, проверочные работы по математике, тесты по «окружающему миру»… Даже если взять рабочие тетради (например, по русскому языку), то и они представляют собой почти исключительно тесты, требующие выбора одного или нескольких вариантов ответа, установления соответствия и т.п. Точно такими же по наполнению являются все остальные УМК (учебно-методические комплексы), как по предметам начальной школы, так и по всем остальным предметам.
Поэтому ЕГЭ сам по себе - это только надводная часть айсберга. Есть и подводная, значительно большая по масштабам. Это море тестовых материалов, использующихся в дополнение к учебникам по каждому предмету в каждом классе средней школы, причем изо-дня в день, и в классе и в виде домашних работ. Идеология теста, ориентированная на примитивную и нетрудоемкую проверку учителем, пропитывает все виды учебной деятельности детей на основе этих пособий. Как результат мы получим так называемое клиповое мышление детей, их неспособность думать развернутыми формулировками, аргументировать свою точки зрения, критически мыслить и что-то оценивать. Так что, просто изменив ЕГЭ, мы уже ничего не поправим, не вернем наше образование в отправную точку.
Поэтому когда с высоких трибун нам говорят о каком-то там возврате к традициям советской школы, отказе от части А в заданиях ЕГЭ, я просто поражаюсь ярким национальным особенностям кадровой политики в нашей стране. Тому, что на высокие должности назначаются люди, полностью некомпетентные в той сфере деятельности, которую им поручают.
Видимо, в надежде, что со временем они во всем разберутся. Но лично меня эта надежда что-то уже покинула.