Москва - "образовательный рай"?

Feb 04, 2017 21:21

Кто установит предел бесстыдства московским чиновникам от образования?

В конце декабря 2016 года еженедельник «АиФ» опубликовал материал под заголовком «Жить в Москве - счастье» (см. http://www.aif.ru/society/education/zhit_v_moskve_-_s.. ) о «потрясающих успехах» московской школы. Текст составлен на высших нотах восторга. Вот его первый абзац:
«Кто сегодня не знает, что учиться в столичной школе - это удовольствие? И совсем не потому, что меньше задают на дом или разрешают не приходить на уроки. Такое ни за что не придёт в голову многочисленным московским знайкам.»

Так вот, «такое ни за что» не напишет по своей воле ни один уважающий себя журналист. Материал носит откровенно заказной характер, и круг заказчиков определен упомянутыми в нем персонами: это директор московского Департамента образования Калина и наш старый знакомый Ященко. Когда читаешь подобный текст, всегда возникает вопрос: кому он адресован? Одного такого человека можно назвать сразу - это министр образования Васильева. Упомянутые выше лица спешат отрапортовать ей о своих успехах в деле руководства московским образованием. Тут всё понятно: в министерстве чехарда, начальников снимают, и эти испугались, вдруг и до них дойдет дело.

Но кто ещё в эту лабуду способен поверить? Москвичи?


Цитируем «АиФ»:
«Преимущество Москвы ещё и в том, - говорит Павел Кузьмин, директор Московского центра качества образования, - что наши школы дают качественное образование всем ребятам без исключения, независимо от социального положения».
«Город наш для детей, и жить в нём счастье, потому что такие возможности жадные до учёбы детские глаза и умы вряд ли ещё где-нибудь увидят.»

А вот другой материал о московском образовании - «По семье и школа» (тоже декабрь 2016, журнал «Огонек» http://kommersant.ru/doc/3162185 ):

«Расслоение школ достигло небывалых масштабов. Эксперты отмечают: в лучших учебных заведениях учатся в основном дети высокопоставленных чиновников и состоятельных родителей. Кроме того, этим школам выделяется дополнительное финансирование, их поддерживают представители власти на местах. Фактически речь идет о создании системы элитарного образования за госсчет.»
«Чтобы попасть в престижную школу в центре, родители регистрируют детей у местных жителей. За деньги, разумеется. Стандартная такса - 1 млн рублей. Для особо одаренных...»

В статье много прочих деталей и подробностей, вполне понятных каждому реальному москвичу.

Кому не нравится цитируемый источник, даем ссылку на наш материал, в котором вскрыты механизмы сегрегации школ - https://vk.com/wall-62604527_9247 . Сегодня никакого «равенства возможностей» в образовании нет практически нигде. Уровень образовательных учреждений отличается в сто раз, причем они могут находиться в одном городе буквально через дорогу.

Так чем же хвастается московское образование?

Снова цитируем «АиФ»:
«Победителями и призёрами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 699 москвичей. А это почти вдвое больше, чем в 2010 году.»

Кого же победили москвичи? Китай, Сингапур, Финляндию?

Они победили остальную Россию.

Это было бы терпимо, если бы наши мировые достижения в те же годы рванули вперед. Но на международном уровне мы устойчиво катимся вниз (здесь достаточно упомянуть провалы последних лет на математических олимпиадах). Так что прогресс Москвы - фикция, прыщ на фоне обвально деградирующего образования всей страны.

Подобные хвалебные материалы появлялись и год, и два назад. Но тогда для подтверждения успехов столичного образования (кроме олимпиад) приводили результаты ЕГЭ (например, ровно половина стобалльников по математике 2015 года проживала в Москве) и итоги поступления в вузы (две трети бюджетных мест на топовых специальностях столичных университетов занимали москвичи). Теперь результаты ЕГЭ засекретили, а путь иногородним абитуриентам в столицу еще более осложнили новыми правилами приема. Потому писать о таких успехах уже совсем стало не с руки. Но они есть, Москва по-прежнему здесь всех опережает.

И тут не худо бы разобраться: за счет чего?
Во-первых (и это очевидно), в Москве много денег, много хороших репетиторов и, как следствие, широкие возможности для платного дополнительного образования.
Предоставим слово Ященко (цитата из обсуждаемого материала):
«За каждой победой (в олимпиадах) - конкретный успех конкретного ребёнка и искренняя радость его родителей, которые зачастую к различным состязаниям со своим чадом готовятся вместе. Не натаскивают его, а идут в одной упряжке».

«Математический гений» короткой фразой раскрыл суть «успехов московского образования». Прошли времена, когда дети своих результатов достигали в школе. Теперь - только вместе с родителями, «в одной упряжке». Иногда - с опорой на их интеллектуальную поддержку, но чаще - на кошельки и связи.

А, во-вторых, в Москве и учителя получше. В образовании всё решают кадры. В столице "университетов" - не меряно, в их числе есть и педагогические. Выпуск потенциальных учителей - многие сотни. Вот они - кадры, молодые и перспективные. Но «департамент образования» решает проблему быстрее и проще.

Небольшой сюжет. Два знакомых мужика повстречались в тверской глубинке. Обычные вопросы: как здоровье, семья? И выясняется, что у одного жена уехала в Москву на заработки, гастарбайтером.
- Как так, ведь она у тебя учительница?
- Учительницей и поехала. Дома получала 13 тысяч (в малокомплектной сельской школе), там - в шесть раз больше. Просто прошла по конкурсу.

Вот так и выгребает столица учительские таланты из русской провинции, ускоряя её образовательную деградацию. Почти в любом городе центральной России вам назовут учителей, которые еще недавно работали там, а теперь - в Москве.

В этом проявляется убожество государственной политики в сфере образования. Оплату труда учителей категорически нельзя «вешать» на регионы. Она должна быть достойной и гарантироваться государством. Везде: и в столице, и в «глухих городишках». Ведь не платят же в Москве офицеру в шесть раз больше, чем в отдаленном гарнизоне. Эта аналогия уместна: ведь «войны выигрывает школьный учитель».
Мы рискуем окончательно потерять провинциальное образование, а в перспективе (как следствие) - и все наши территории.

Но вернемся к вопросу: кому же адресован обсуждаемый материал? Не москвичам - это ясно. Так, может быть, всей остальной стране? Житель провинции, прочитав текст, вполне может поверить, что в столице всё так замечательно (а как у него дома - он и без газет знает).

И что потом? Сто миллионов соберут чемоданы и поедут в Москву, где «жить - счастье»?

У нас единая Россия (здесь не о правящей партии речь), или есть особая страна - Москва, которую в провинции и так не очень любят?

Сегодня много говорят об информационной войне, которую ведут наши недоброжелатели. Обсуждаемая публикация - яркий тому пример. Это откровенное разжигание сепаратизма, роста отчуждения между провинцией и столицей. Речь фактически идет о государственном преступлении. И его заказчики назвали себя сами.

Движение "За возрождение образования"

две России

Previous post Next post
Up