Хабермас, нет, уже вперед к Мамардашвили

Dec 02, 2009 01:09




(колдует Святослав Шачин)

16.11.09, около 16.00, на международном дне философии в Москве, на «кофе-брейке» как-то случилось заговориться с известным европейским философом Юргеном Хабермасом
(огромное спасибо Шачину Святославу Вячеславовичу, переводившему беседу, пишущему, по его словам, «первую диссертацию у нас» о Ю. Хабермасе)

"- Знаете ли Вы таких философов, как Эрих Соловьев и Мераб Мамардашвили?

- Немного…

- Не есть ли те кризисные формы мысли, которые сейчас доминируют, следствие слепого следования - в том числе и знаменитому призыву начала XX века - «Назад к Канту!» *

- Конечно, поэтому есть современный взгляд на философию Канта. Иначе мы впадем в ортодоксию (в догматизм).

- Знакомы ли с «Кантианским вариациями» Мераба Мамардашвили? - Между прочим, именно в контексте с о в р е м е н н о г о взгляда на классическое наследие, и как вы отнесетесь к альтернативному зову - «Нет, уже вперед к Мамардашвили!» **

- Не знаком, ибо он даже на немецкий не переведен…

- Поэтому, кстати, и, видимо, неслучайно, на недавнем московском международном кантовском конгрессе вообще не было произнесено имени «Мамардашвили» в связи с Кантом…" ***

Тут к разговору подключилась Мотрошилова и пообещала «завтра разузнать» о Мерабе на немецком и вспомнила что «Мераб выступал во Франции с лекциями на французском…», и "конфисковала" Собеседника.

-----------------
* наряду и с теми формами антимысли, которые выродились в "идеологический понос" в смысле содержания, и в "язык осуществившейся утопии" в смысле формы (как говаривал Мераб Константинович).

**Ведь наряду, скажем, неклассическими альтернативами в области мысли и призывом вернуться к Канту, возникает вопрос еще и о ф о р м е в о з в р а щ е н и я...
Каков образ возвращения? - образом ли недовольного с собою Канта(!)
или образом защищающего или обвиняющего его?

В этом смысле, например, форма возвращения Мамардашвили к Канту
представляется мне как остраненная (и от самого "Канта") форма преемственности и продолжения. И такое априорное возвращение, на мой взгляд, можно определить как возвращение уже к "грузинскому" "Канту" (!)

***Разве что мое сообщение "К вопросу о форме анализа кантовского наследия в метафизике Мамардашвили" звучало там этаким излишеством.




После прервавшейся беседы, со Святославом намечали ухватить время для основательного разговора о "современной ситуации" в философии с Хабермасом, но как-то не случилось...




Разговор академических львов




...при Соловьеве, хранителе кантовского небосвода в философии и морального закона в себе
Previous post Next post
Up