Тут все непросто, но попробую подробно обьяснить. На русском в Украине при СССР говорило городское население Центра и Юго-Востока. Почему? Из-за политики руссификации СССР. Русский считался языком науки, бизнеса, государственной власти. В Киеве большинство людей говорило в быту на русском, это я как киевлянин вам говорю. В Харькове практически все говорили на русском, тут еще добавилась и вторая причина - примерно в два раза больший процент этнических русских чем в среднем по Украине - 17% и 33%. Русский язык воспринимался без связи с РФ. Мол люди привыкли, зачем что-то менять. Я тоже был сторонником двух государственных языков, исключительно из соображений собственного удобства. Политикой украинцы очень долго не интересовались, мало чем отличаясь от россиян. На момент ГКЧП россияне значительно превосходили украинцев в развитии гражданского общества. Если бы столицей СССР был Киев, то никто бы не вышел на улицу останавливать танки.
Но прошло время. Украинское гражданское общество интенсивно развивалось, этому способствовали западные гранты на поддержку независимых СМИ, культуры, разнообразных негосударственных общественных организаций. Власти с ними не боролись, как в России, воспринимая их как безобидную трату денег Запада. Например Молодежные Регионы ( подразделение бандитской Партии Регионов) участвовали в стажировке в США.
Постепенно развился и укрепился малый бизнес, появилась ощутимая прослойка самодостаточных людей. И все это на фоне исторического украинского вольнодумства, такого генетического махновства. Общество проснулось и стало недовольно тем, как им управляют, например ему не понравилось как фальсифицируют выборы.
Все политические изменения в Украине происходят в Киеве. Это и голова и сердце Украины. Первый шаг созревшего украинского общества был был сделан на Майдане 1. Я был на нем в самую первую ночь, когда киевлян было относительно немного и его могли легко разогнать. Где-то в конце ночи пришла колонна львовян, ГАИ их высадила из автобусов хрен знает где и они шли несколько часов по пустому ночному городу. Причем шли в колонне с четкими шеренгами, а когда заходили на Хрещатик запели песню "незаконных националистических формирований", как писали потом российские СМИ. Я тогда понял, что Майдан не разгонят.
Но вернемся к нашим баранам, язык на Майдане 1 вообще не был предметом обсуждения, все говорили как хотели. Русскоязычные тогда киевляне и украиноязычные львовяне, а потом и жители всех остальных областей, не заморачивались на языке, была одна важная цель - честные выборы, и она объединяла украинцев. Россия тогда сделала первую серьезную ошибку, поддержала Януковича, непопулярного у минимум 50% украинцев, дважды поздравив его с мнимой победой.