Велосипеды устали

Dec 30, 2024 04:14

Велосипедный сезон у меня, надеюсь, ПРИОСТАНОВИЛСЯ 9 декабря. В данный момент оба велика на ходу, один из них с зимними шипованными покрышками, не катаюсь, т.к ноги берегу - переусердствовал с открытием сезона лыжно-пилатлонного.




Но в ноябре обоим великам серьёзно поплохело! Новый, Horh, "приходил в себя" после ДТП, но вскрылся и конструктивный дефект, из-за которого С ЗАВИДНОЙ РЕГУЛЯРНОСТЬЮ СЛЕТАЛА ЦЕПЬ, и который может оказаться присущ многим велосипедам с планетарной втулкой и алюминиевой рамой.

А тем временем у старого велика, Marin, сначала сдох задний переключатель, затем треснула рама, и вишенкой на торте отказала трещотка.


Прошлый пост по этой теме: 16 000 км на велосипеде. Там история с Horh закончилась ДТП (в зад въехало такси), после которого я разбирал заднее колесо, выправлял обод и спицевал заново.

Жадность взяла своё: спицы я поставил те же самые, и пару недель они с завидной регулярностью летели, потом вроде бы устаканилось.




Но ещё началась какая-то "эпидемия" слетания цепи! Всё размышлял об износе цепи и звёздочек - он есть, особенно заметен на задней, маленькой, звёздочке, но цепь по-прежнему заходит очень глубоко, и ничего там происходить не должно. Также я подозревал люфт втулки, когда под большой нагрузкой от цепи звёздочка может хорошенько наклониться и "скинуть" с себя цепь. Всё подкручивал конуса, всё там заново перемазывал - не помогло.

Заметил, кстати, люфт в каретке, и поспешил всё списать на него - и немедленно каретку выкрутил:




Всё в ржавчине...




Для сравнения, старая каретка от Marin, отремонтированная по методу Колбасова:




И это при том, что каретка из Horh проходила всего лишь немногим более ПОЛГОДА (велик куплен в апреле), а от Marin куда более бывалая, с 2003 года, хотя с 2020 года отправилась в долгий ящик.




Моя теория: всё дело в ОТСУТСТВИИ ДРЕНАЖА В РАМЕ! Каретка - это как раз сама низкая часть рамы, и если внутри может какая-то влага образоваться (конденсат, либо вообще через какие-то дырочки заливаться внутрь) - она вся окажется там, и в ней будет плавать картридж!

Недолго думая, просверлил там дырочку:




Конечно, с этих друзей станется лишить меня пожизненной гарантии на раму "за внесение изменений в конструкцию", но коли так, я буду с ними бодаться, а я тот ещё лось...

Кстати, подшипники в каретке не сильно пострадали, у них пока ещё оказались неплохие сальники, так что этот картридж тоже пока не выкинул - отложил в тот же "долгий ящик". Ежели понадобится - попробую поставить, и при необходимости "выберу люфт" тем же самым надфилем.

Помогла ли эта замена в деле слетания цепи? ВООБЩЕ НИКАК. Как слетала - так и продолжила.

"Не было бы счастья, да несчастье помогло". После очередной замены спицы я так задолбался, что не выправил до конца восьмёрку (А СМЫСЛ её тщательно настраивать, если через неделю опять лопнет?? Едет - и ладно), его водило из стороны в сторону, но не цепляло за перья и не мешало тормозам. И вдруг, при слетевшей цепи я заметил, что ещё и колесо зацепляется за перья, т.е оно сместилось со своей позиции. В очередной раз выставив колесо, сфотографировал положение его оси в пазу рамы (говоря русским языком, в дропауте, хотя некоторые пуристы говорят: для дропаута он развёрнут не в ту сторону, колесо не может самопроизвольно выпасть из рамы, ему цепь не даст):




Прям напротив царапины на раме. И потом, когда цепь опять слетела.




ОСЬ СМЕСТИЛАСЬ ВПЕРЁД, ПОЛНОСТЬЮ УБРАВ НАТЯЖЕНИЕ ЦЕПИ! Вот и вся причина. Впрочем, и тут до самой сути я докопался лишь со второй попытки. Первым подозреваемым я назначил вот эту детальку:




Я подумал, что именно её задача - удержать ось в нужном положении, противостоя усилию цепи, но увы, железяка оказалась хиловата, её уже деформировало во всех возможных направлениях! Вот она на велосипеде:








Недолго думая, из обрезков забора, оставшихся после изготовления крыши террасы, соорудил упрочнённый аналог этой детальки. С виду не скажешь, что "они эквивалентны":












И вот так оно на велике:




Т.е два выступа рамы должны лечь в конусные отверстия этой детальки, и уж эту детальку тут вряд ли что сможет согнуть!








Не обошлось без проблем: переключатель скоростей (штука, двигающая шток в полой оси планетарной втулки, в ответ на движение тросика) не смог надеться до конца, и скорости у меня "съехали". Но позже я укоротил цепь на два звена (всяко "некрасиво", что колесо пристроилось на самом краю рамы), тогда и переключатель скоростей сдвинулся подальше от этой пластины и замечательно влез.

И да, решение оказалось вполне рабочим. И всё же терзали смутные сомнения: ведь эта деталька является частью комплекта Shimano планетарной втулки, они вообще НА ЧТО НАДЕЯЛИСЬ? Вроде ж приличные вещи делали, планетарки их пользовались уважением.

Если эта деталька не предполагала большой нагрузки, значит, вся нагрузка от цепи должна восприниматься хорошо затянутой гайкой на оси. Так, по прикидкам: если хотя бы половина веса ездока при троганьи с места придётся на педали, то усилие на цепи будет фактически равно весу ездока (рычаг шатуна минимум вдвое длиннее, чем "рычаг" большой звезды), условно примем 100 кг (так-то педали практически строго ПОД ездоком, так что он и весь вес может сосредоточить на педали!). У нас рама гладкая, и гайка, которая на эту раму закручивается - также гладкая. Имеем чистое трение "металл по металлу". Скажем, коэффициент трения 0,2 (может быть и поменьше). Значит, по самым грубым прикидкам, нужно получить 500 кгс затяжки гайки, а если заложиться на коэф. трения 0,1 и полный вес ездока (а иногда очень хочется "резко" стартовать), получим и все 2 тонны силы!

Диаметр оси 10 мм, резьба М10х1, т.е шаг 1 мм. По формуле (отсюда) получается момент затяжки 35 Н*м. Ну, в принципе, большим ключом 15 мм (я такой приобретал, чтобы педали откручивать) этот момент вполне достигается.

А что же говорят наши японско-китайские друзья?




Да, ровно так. Т.е, в теории, затягивая колесо "до одури", мы должны его вполне себе зафиксировать. Есть только одна мааленькая проблемка.




У нас в этом месте рама не сплошная, на ней широкий такой паз, и эти 2 тонны затяжки приходятся на совсем небольшую площадь. По самым оптимистичным прикидкам, по 32 кв. мм с каждой стороны, т.е 2 тс на 64 мм2, это 306 МПа. ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА ОДНОЗНАЧНО ПРЕВЫШЕН!

И в общем-то, можно было бы ничего и не считать, а просто посмотреть на это место повнимательнее. Там же прямо видно, как рама ПРОДАВЛЕНА в месте крепления колеса! Вот и всё объяснение: поначалу затягиваешь - и всё вроде бы хорошо, всё держится. А потом алюминька деформируется, тем самым снимая натяг, и потом стоит лишь порезче рвануть с места - и привет, колесо смещается со своего места.

Весь вопрос - а КТО ВИНОВАТ? Весь крепёж планетарки идёт вместе с ней самой, т.е это Шимано такие узенькие гайки с шайбами "придумали". Для работы со стальными рамами (а идея была, что Shimano Nexus бюджетные на три передачи пойдут на какие-нибудь прокатные велики) - никаких проблем. А для алюминиевых рам, видимо, производитель велика должен был сам догадаться, что такая шляпа случится - и вместо штатного крепежа поставить более широкий. Но увы, не поставил.

Чтобы дальше раму не умучивать, пока вот такую шайбу нашёл. Всего на пару мм ширше, но площадь соприкосновения с рамой сразу повысилась более чем вдвое! Но вообще надо ещё поискать, чтобы уж наверняка. Это как раз с укороченной цепью, поэтому ось в кои-то веки пришлась на неповреждённое место.




Надеюсь, после этой модификации проблема, наконец-то, отойдёт в прошлое. Производителя тоже извещу, хотя и терзают смутные сомнения, что послание дойдёт до адресата.

Но с выпадением снега велосипед Horh всяко "отправился на прикол" на дачу, поскольку на его колёса 28 дюймов у меня нет шипованной покрышки, да и сколько-нибудь толстая покрышка туда не влезет, а зимой это ой как надо... Привет, Marin. Увы, у него переключатель Shimano Tourney доживал последние дни:




Это несъёмный ролик: ось, на которую насажен кронштейн натяжения цепи, завальцована.




image You can watch this video on www.livejournal.com



Но, как ни странно, переключатель ещё продолжал функционировать! Я как раз ехал на дачу, собираясь там рассверлить вальцовку, заменить ролик и потом как-то приколхозить всё это назад, когда пришёл полный песец. Самое смешное: оказался виноват не тот в край изношенный несъёмный ролик, а второй (слева на фото, отдельно), который я когда-то аж за 200 рублей покупал в Сокольниках (чуть ли не в тот раз, когда у меня велик угнали), "на промышленных подшипниках". Тут он просто встал намертво, из-за чего переключатель намотало на колесо, порвало петуха да и вообще погнуло знатно. Это барахло ремонтировать уже совсем не захотелось.




Смеху ради купил на Озоне вот такую штуку, за 260 рублей, что называется, "на опыты".








Самое смешное: он встал даже БЕЗ ПЕТУХА. Я тупо надел его на ось колеса - и хорошенько затянул гайку. Переключает во всём диапазоне! На фото - самые большие звёзды сверху и снизу - выворачивает знатно, но работает. И даже переключает вполне чётко, я удивлён.




Пока ещё "летняя резина", не успел переобуть.








Увы, радость была недолгой.




Труба рамы, куда вставляется подседельный штырь, ЦЕЛИКОМ оторвалась от кареточного стакана! Чуть выше сварочных швов. Причём "на ровном месте": я спокойно себе ехал на работу, в ямы и колдобины не попадал, с бордюров спрыгивал, привстав в седле, опираясь на ноги, согнутые в коленях, чтобы свой вес "спружинил" и было поменьше стресса на велик, стараюсь всегда так делать, и с бордюров, и на бордюры. Получается, усталость металла?




При покупке данного велосипеда в 2003 году какие-то шли разговоры насчёт пожизненной гарантии на раму. Увы, это, похоже, продавец несколько "заливал", или, скажем так, говорил не всю правду. Производитель, может, и давал, но не на эту раму (в оригинальной инструкции нигде этого не нашёл)




и то, это лишь при условии, что раму кто-то привезёт в этот самый Marin county (Калифорния) а потом новую отвезёт назад. А наш дилер давал гарантию на несколько лет, и они, очевидно, уже истекли.

Это люминь 6061, на люмини "мои компетенции всё" (они и на стали не особо), так что пошёл искать аргонщика. Нашёл неподалёку, у себя в Сергиев Посаде. Снял с рамы "всё лишнее":








и в таком виде отнёс на сварку.




Как-то так. Товарищ предупредил: когда он зачистил края и снял фаски, обнаружил там трещинки, и поэтому шов положил покрупнее, чтобы их всех заделать и упрочнить.




Ну, посмотрим, сколько это дело проживёт. На самом деле, не удивлюсь, если в следующий раз рама треснет уже совсем в другом месте!




Собственно, это одна из причин, почему я "облизываюсь" на аргоно-дуговой сварочник. Ну и поизобретать велосипеды ой как хочется! Хотя, думаю, первые "концепты" можно и из стали поварить, но в любом случае там требования уже куда выше, чем для стационарных дачных конструкций.




Пока выкручивал каретку, тоже нашёл там жижу, и, пока каретка выкручена, и здесь дренажное отверстие просверлил. И в кои-то веки очистил его до серийного номера рамы. Если вдруг кто-нибудь этот велик угонит, смогу в полицию серийный номер указать, у меня даже чек из магазина и гарантийный талон сохранился! Впрочем, не уверен, что это сильно им поможет.




Ну и переобуться пора...




Фух, велик снова на ходу! Наверное, его можно обозвать Конёк-горбунок. Того тоже как-то отправили свариться, а он выскочил лучше прежнего.




Первые 100 км - полёт нормальный. Но 9-го декабря случился очередной казус, велосипед превратился в самокат: https://rutube.ru/shorts/e2b81fc27ba56beef109b1ecab3cd3f1/?r=wd

Трещотка начала люто прокручиваться. Это именно колесо с трещоткой (не с барабаном и кассетой), хотел именно этот комплект из трёх цепей и трещотку довести до полного износа, а потом с чистой совестью вернуться к кассетам. Что ж, впервые в жизни эту трещотку разобрал. Масла не было совсем, всё сухое, а собаки (в количестве ДВУХ штук) в каком-то дерьмище. Всё там прочистил, заложил новое маслице, и где-то со второй попытке собрал назад.




По идее, велик на ходу. Я немножко нет - до сих пор левая голень немного побаливает, поэтому нагружаться сверх меры не хочу.

Возможно, после новогодних праздников снова выкачусь.

поездки, странные девайсы, робот-мусорщик, маньяк-эколог

Previous post Next post
Up