Сволочи! Или коррупционеры новой власти

Feb 05, 2015 20:55

Сотни погибших на Майдане и тысячи убитых в войне на востоке не помешали высокопоставленным чиновникам грабить страну на миллиарды гривен. Коррупция в послереволюционной Украине - тема нового номера журнала Новое Время. Готовя ее, журналисты провели опрос среди экспертов. Их полные ответы мы публикуем.
На своей странице в Twitter 25 января музыкант и общественный активист Святослав Вакарчук написал: "Чиновник, который берет взятку в то время, когда солдаты отдают жизнь за свою землю, ничем не лучше террориста, который стреляет из Града по мирным жителям". Эмоциональная запись Вакарчука появилась неслучайно: эта сентенция - точное отображение украинской действительности.

Ни кровь Небесной сотни на киевском Майдане, ни жертвы войны на востоке Украины не уберегли высшие государственные чины от соблазна коррупции и разграбления казны в особо наглых размерах. Те, кто пришел на смену преступному режиму Виктора Януковича, цинично продолжили дело своих предшественников.

Поборы, подкупы, контрабанда и рейдерство не переместились вслед за своими хозяевами в Москву и Ростов-на-Дону. Торговля "хлебными" креслами в госорганах - от $10 тыс. оптом до $ 5 млн. за штучный товар - снова в массовом обороте.

Алексей Мирошниченко, зампредседателя правления Федерации работодателей Украины, говорит, что в 2014 году в карманах чиновников осело около 100 млрд. грн. в виде взяток и откатов. В 2013-м эта сумма была на уровне 180 млрд. грн., что выглядит как небывалый прогресс. Однако скамья подсудимых пуста, несмотря на заверения в нулевой терпимости к коррупции бывших лидеров революции, которые весной прошлого года въехали в высокие кабинеты власти. Нет на ней ни тех, кто крал в период заката преступного режима, ни тех, кто принял от них зловещую эстафету.



"Когда чиновники воровали во времена Януковича, это было плохо, но как-то понятно - Янукович ведь, что с него возьмешь? - говорит о скандальном материале главный редактор НВ Виталий Сыч. - Но когда в промышленных масштабах воруют люди, которые получили огромный кредит доверия после того, как сотни людей отдали свою жизнь за изменения, за то, чтобы больше никогда не было такого мародерства, как во времена Януковича, вот этого я не понимаю".

Коррупционный фараон убежал из страны, но его грабительская пирамида не рассыпалась

Сегодня о том, почему "фараон" сбежал, а коррупция осталась, рассказывает нардеп Егор Соболев, глава Комитета Верховной Рады по противодействию коррупции. Коррупционный фараон убежал из страны, однако его грабительская пирамида не рассыпалась и продолжает работать. Более того, часть людей, пришедших к власти в результате Евромайдана, пытается стать новыми коррупционными фараонами.

Большинство претензий сейчас - к президенту. То, что мы сейчас видим в энергетике, где не просто продолжаются мутные операции, а их пытаются сделать правилами и данностью даже в таких сферах, где раньше была прозрачность - например, закупках и продажах электроэнергии. Это отвратительная тенденция, которую нужно немедленно остановить. Поэтому Антикоррупционный комитет первым вызвал министра энергетики и потребовал обнародование всех контрактов на закупку угля. Сейчас общество уже видит, что в этих контрактах есть сомнительные решения. Я считаю, что мы не имеем права отступить - либо все энергетические контракты должны быть понятны, прозрачны и ответственны по отношению к воюющей стране либо министр энергетики должен быть заменен.

Другая история, которая очень негативно характеризует президента - работа поставленного им генпрокурора. Будем честны, Виталий Ярема не смог даже найти виновных в терроре Евромайдана и расследовать дело о массовом разграблении страны командой Виктора Януковича. Они продолжают вывозить награбленное из Украины, а в некоторых бизнесах - даже продолжать грабить. Фактически, не наказана даже масштабная коррупция той власти, которую мы выгнали на Евромайдане. Именно поэтому мы поставили вопрос об отставке генпрокурора и призываем всех членов коалиции проголосовать за приход нового генпрокурора, которого нужно выбрать на открытом конкурсе.

Главным плевком в лицо общества стали декларации людей, которые поставлены бороться с коррупцией. Заместитель генпрокурора Николай Банчук декларирует подарков на несколько миллионов. Таких людей нужно отдавать под суд, а не сохранять на высоких государственных постах. Иначе у нас точно не будет шансов победить коррупцию.

Почему никого не меняют? Первое - некому работать. В Генпрокуратуре, СБУ, МВД слишком много людей, которые сами являются коррупционерами или даже организаторами коррупционных схем. Конечно, они блокируют всю правоохранительную работу.

Вторая причина, еще более ухудшающая ситуацию - в том, что нынешние руководители страны не ставят задач руководству правоохранительных органов прекратить этот саботаж и начать работать.

Задача парламента - стать тем местом, где начнется наказание этого саботажа и изгнание главных саботажников, открытие высших государственных кабинетов для людей, которые действительно будут служить стране, а не обогащаться

Читайте о том, почему сотни погибших на Майдане и тысячи убитых в войне на востоке не помешали высокопоставленным чиновникам грабить страну на миллиарды гривен.

Еще три месяца, и про президента с премьером можно будет говорить "рыба гниет с головы"

Томаш Фиала, президент ЕВА и генеральный директор инвесткомпании Dragon Capital рассказывает о том, как чиновники продолжают "зарабатывать" миллионы долларов на госслужбе, почему никого за это не наказывают и как перекрыть этот канал обогащения. Спустя 11 месяцев после смены власти уровень коррупции в стране остается очень высоким. Многие политики, включая некоторых министров, заняты больше наполнением собственных карманов, чем государственными делами. Но правоохранителям до них нет дела - поскольку они сами заняты тем же. Ниже его ответы на наши вопросы.

- Как вы в целом оцениваете уровень коррупции в стране после Евромайдана?

- Когда я слушал Арсения Яценюка и Петра Порошенко со сцены Майдана, то ожидал, что если они придут к власти, действительно сразу введут нулевую толерантность к коррупции. Не думал, что они сами смогут повторить ошибки Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, совершенные после Оранжевой революции. Также не ожидал, что общество позволит им повторить эти ошибки.

Ситуация примерно такая же, как была в 2005 году. Правда, нет организованной мафиозной коррупции, которую создал Виктор Янукович, но в общем коррупции очень много, и она везде, включая политические партии руководства страны. Это большое разочарование для меня, бизнеса и общества.

- Кто в нашей стране главный коррупционер?

- При Януковиче было принято говорить (в том числе и сегодняшним руководством), что рыба гниет с головы. Я бы сегодняшнему руководству страны дал еще три месяца перед тем, как начинать повторять то же самое.

- К кому из политиков сегодня наибольшее количество претензий и почему?

- К руководству правоохранительных органов, которые на сегодня продолжают больше думать над своим карманом, нежели над качественным исполнением своих функций. Знаю, что некоторые министры с марта по ноябрь прошлого года сгенерировали для себя и партии, которая их назначила, до $ 300 млн. То же самое касается правоохранительных органов - прокуратуры, МВД, СБУ - и судов.

- Вы могли бы назвать пять самых вопиющих случаев коррупции за последний год? Что особенно запомнилось?

- Запомнилась, например, безвыходность ситуации импортеров, которые большой группой решили остановить серый импорт и платить все налоги и пошлины на таможне. К сожалению, таможня не перестала зарабатывать на контрабанде. Импортеры просили несколько раз руководителей таможни и ГФС закрыть контрабандные потоки и обеспечить равные условия для всех импортеров. Руководство с ними соглашалось, говорило, что закроет контрабанду, но ничего в этом направлении так и не сделало. Импортеры меня попросили обратиться к новому министру финансов, сделать последнюю попытку перевести весь импорт в правовое поле, чтобы все работали на равных. Если не получится, то многие вернутся опять к той же контрабанде, чтобы не потерять бизнес. Вот это простой рецепт, как улучшить платежный баланс, а не облагать дополнительными 5-10% импорт, который и так платит все налоги. В результате повышения налога на белый импорт контрабанда становится еще более привлекательной.

- Почему никого не наказывают за коррупционные действия? Почему МВД, СБУ и Генеральная прокуратура блокируют расследования?

- Правоохранительные органы скажут вам спасибо за папочку с доказательствами коррупционных случаев и пойдут "трусить" наличные с коррупционера себе в карман, разумеется.

- Основная коррупция сосредоточена в министерствах, госкомпаниях и ведомствах. Скажем, при проведении тендеров на госзакупки, назначении людей на должности, выдаче лицензий и разрешений. Как принципиально решить эту проблему?

- Сократить 80%, а в некоторых министерствах (как в Минэкономики) и 90% сотрудников и большую часть их функций, некоторые из которых имеют даже не нулевой, а негативный эффект на рост экономики. На прозрачных тендерах обновить персонал, увеличить зарплату до рыночной, и наказывать жестко за коррупцию. В течение нескольких лет с 2004 года в Грузии с ее четырехмиллионным населением пришлось посадить 100 тыс. человек, пока не научились не брать и не платить взятки. Если сохранить пропорцию, то в Украине нужно посадить более миллиона человек.

- Как так получается, что при низкой заработной плате директора департаментов в министерствах являются долларовыми миллионерами?

- Взятки, как в прямой, так и в завуалированной форме. В некоторых министерствах даже директора департаментов зарабатывают до $ 20 млн. в год для себя и тех политиков или партий, по квоте которых были назначены.

- Каким образом можно остановить незаконное обогащение?

- Как я уже говорил, - сократить и обновить персонал, поднять заработную плату, сажать за нарушения. Рецепт несложный, уже показал свою эффективность в других странах, есть много советников, готовых подсказать. Велосипед руководству страны придумывать не надо. Нужно только иметь волю зарабатывать деньги на жизнь честно. В политике, к сожалению, самая большая концентрация людей, которые к этому не готовы.

- Нужно ли уволить всех сотрудников министерств и ведомств для того, чтобы избавиться от коррупции? Или достаточно лишь часть?

- Необходимо, чтобы все прошли через аттестацию: если кто-то из прежних чиновников пройдет - останется. Хотя, если верить Кахе Бендукидзе (а я ему верю), то, например, в Грузии тех, кого вначале оставили (примерно не более 20%), пришлось потом все равно поменять.

- Должна ли произойти полная смена элит, чтобы коррупция в стране была побеждена?

- Думаю, что да. Та система финансирования партий, которая сейчас существует в стране, не дает надежды на победу над коррупцией. В октябрьских выборах лидеры выборов потратили около $ 100 млн. на партию. Это деньги олигархов-спонсоров, которые хотят не только отбить их, но и получить на них высокий доход.

- Способны ли изменить ситуацию Порошенко или Яценюк? Или им это не под силу?

- Я уже говорил, прежде чем вернуться к выражению "рыба гниет с головы", нужно подождать еще три месяца. Надеюсь, что Арсений Петрович и Петр Алексеевич справятся с этим огромным вызовом. Я в этом очень заинтересован, помогаю, где могу или востребован, и желаю им успехов. Например, инвестировать в медиа в прошлом году в марте я решил не потому, что это прибыльно на растущем рекламном рынке. Я уверен, что без независимых (от олигархов и политиков) сильных медиа, не получится построить свободную демократическую страну с растущей рыночной экономикой. Но проблемы нужно решать системно, и здесь без таких вышеописанных мер, как административная реформа и реформа финансирования политических партий, не обойтись.

На самом верху отсутствует политическая воля. Поэтому коррупция не исчезает!



На вопросы отвечает глава Transparency International Украина Андрей Марусов.

- Как вы оцениваете уровень коррупции в стране после Евромайдана? Стала ли ситуация лучше?

- В первые месяцы после Евромайдана уровень коррупции действительно несколько уменьшился. Повторилась ситуация, которая была после Оранжевой революции, - чиновники притихли, выжидая, что будет дальше. С другой стороны, многие предприниматели и граждане надеялись, что коррупции нет и взяток давать не нужно. Затем, на мой взгляд, ситуация вернулась к тому, что было.

- Назовите пять самых вопиющих случаев коррупции за последний год.

- Все, что происходило вокруг закупок Министерства обороны. Как выяснилось, это были не просто предположения, поскольку Генпрокуратура начала несколько дел на чиновников, которые занимались закупками в Минобороны. Плюс все, что происходило вокруг Минздравоохранения - та же самая ситуация. Это наиболее видимые случаи.

- Почему никого не наказывают за коррупционные действия? Почему МВД, СБУ и Генеральная прокуратура блокируют расследования?

- Да, такова общая тенденция. Наверное, одной из основных причин стало отсутствие политической воли на самом верху, вопреки всем заявлениям.

- Основная коррупция сосредоточена в министерствах, госкомпаниях и ведомствах - при проведении тендеров на госзакупки, назначении людей на должности, выдаче лицензий и разрешений. Как решить эту проблему?

- Во-первых, естественно необходимо появление политической воли относительно того, что наказание за коррупционные нарушения будет неизбежным. Это то, от чего страдала Украина последние 20 постсоветских лет - этот принцип вообще не реализовывался на практике.

- Как так получается, что при низкой заработной плате директора департаментов в министерствах являются долларовыми миллионерами? Как остановить незаконное обогащение? Поможет ли тут сокращение чиновников? Сколько нужно уволить? На сколько поднять зарплату?

- В случае с органами власти, основной причиной коррупции является отсутствие реформ. Необходимо избавление от ненужных функций, от функций, несущих коррупционные риски, либо возможность эти риски минимизировать. Точный процент сокращения сотрудников назвать нельзя. Все зависит от конкретного ведомства и министерства. С этим нельзя переусердствовать. Необходимо быть осторожными. Уровень зарплат чиновников необходимо хотя бы частично приближать к уровню зарплат в частном бизнесе.

- Нужно ли уволить всех сотрудников министерств и ведомств для того чтобы избавиться от коррупции или можно только часть?

- Очевидно, что необходимо реформировать госслужбу. Печальная судьба новых редакций закона О госслужбе - яркое тому подтверждение. Многие ожидали, что новая редакция будет в повестке дня Кабмина или что этим вопросом будет заниматься Порошенко. Однако принятие новой редакции сейчас не приоритетно, оно отодвигается на определенный период. А без решения этого вопроса любые увольнения или найм новых сотрудников во многом будет бесполезен, так как основы работы госслужащих и их обязанности не будут изменены.

- Должна ли пройти полная смена элит, чтобы победить коррупцию в стране? Способны ли изменить ситуацию Порошенко или Яценюк или им это не под силу?

- Порошенко и Яценюк могут изменить ситуацию отчасти. Однако ожидать кардинальных изменений от них не стоит.

Должна пройти не смена элит, а смена поколений. Борьба еще впереди

На вопросы отвечает Олег Макаров, управляющий партнер юридической фирмы "Василь Кисиль и Партнеры".

- Как вы оцениваете уровень коррупции в стране после Евромайдана? Стала ли ситуация лучше?

- Сломана коррупционная вертикаль власти на всех уровнях. Думаю, в высших эшелонах власти она в большей мере преодолена. К сожалению, "среднее звено" еще во многом живет по старым порядкам.

- Почему никого не наказывают за коррупционные действия? Почему МВД, СБУ и Генеральная прокуратура блокируют расследования?

- Предстоит кардинально очистить эти ведомства, прежде чем ожидать от них какого-либо результата.

- Основная коррупция сосредоточена в министерствах, госкомпаниях и ведомствах - при проведении тендеров на госзакупки, назначении людей на должности, выдаче лицензий и разрешений. Как решить эту проблему?

- Основные три вещи, которые предстоит изменить:

1) Упростить административные процедуры в министерствах и ведомствах;

2) Набрать новых специалистов и обеспечить им достойную заработную плату;

3) Обеспечить неизбежность наказания за коррупционные действия.

- Как получается, что при низкой заработной плате директора департаментов в министерствах являются долларовыми миллионерами? Как можно остановить незаконное обогащение? Поможет ли сокращение чиновников? На сколько им необходимо поднять зарплату?

- Только сокращение - не поможет. Повторюсь, обеспечение кадров достойной компенсацией поможет искоренить коррупцию в ведомствах.

- Насколько необходимо сократить количество разрешений и дерегулировать бизнес, чтобы убрать коррупцию?

- Отмена бюрократизированной системы многочисленных допусков и разрешений, которые сегодня мешают бизнесу, упростит условия для его ведения и развития в Украине.

- Нужно ли уволить всех сотрудников министерств и ведомств, для того чтобы избавиться от коррупции или можно только часть?

- Количество ведомственных кадров уже существенно уменьшается. Но решение проблемы не в количестве, а в качестве нанятого персонала. Государственному управлению есть чему поучиться у бизнеса. Опытные кадры из бизнеса, многие из них с западным образованием, привнесут во власть новое видение и подходы. Их новое, латеральное видение и мышление, незаангажированность и бизнес-этика благоприятно скажутся на результате работы ведомствах.

- Должна ли пройти полная смена элит, чтобы победить коррупцию в стране? Способны ли изменить ситуацию Петр Порошенко или Арсений Яценюк или им это не под силу?

- Опыт говорит, что должна пройти не смена элит, а смена поколений, которое несет новые ценности. Положительные изменения уже произошли: государственная коррупционная вертикаль в высшем эшелоне власти сломлена, но коррупция полностью не искоренена - основная борьба еще впереди.

Процесс пошел. Глава антикоррупционного органа ЕС о шансах Украины побороть коррупцию

Глава Европейского управления по борьбе с мошенничеством Джованни Кесслер рассказал НВ о том, как начался процесс борьбы с коррупцией в Украине.
- Как прошли первые заседания конкурсной комиссии? Как получилось, что комиссия решила изменить закон? Дважды, если я не ошибаюсь.

- Это были очень интенсивные рабочие дни. Но и очень захватывающие. Я позитивно настроен. Мы общались в кругу очень разных людей. Это был очень длинный день. Мы много дискутировали. Но это было хорошо. Дискуссия была реальной. У нас была настоящая конфронтация. Звучали разные мнения, точки зрения. Но именно так это и должно работать.

Думаю, это [изменение закона] было сделано из хороших побуждений. Но я считаю, что это может быть ошибкой. Изменять закон - не входит в компетенцию комиссии. Этим занимается ВР. Мы превысили свои полномочия.

Если кандидат-иностранец будет назначен [главой Бюро], есть риск, что возникнут жалобы со стороны тех, кого не выбрали. Хотя это только потенциальные риски.

На данный момент процесс начался, и это хорошо. Мы смогли составить объявление о вакансии. Думаю, хорошее.

Главный месседж этих двух дней в том, что есть искреннее желание провести открытый и конкурентный выбор. Это то, чего хотим мы все в комиссии.

- Украинские кандидаты могут теперь не захотеть подаваться на конкурс, учитывая количество документов, которое нужно предоставить в довольно сжатые сроки.

- Было бы неправильно, если бы у украинских кандидатов возникло такое чувство. Во-первых, я хотел бы подчеркнуть - конкурс открытый. Он прозрачный, конкурентный. Единственное, что будет иметь значение, - это заслуги кандидата, профессионализм, возможность работать независимо и менеджерские качества.

Задачи, которые стоят перед будущим кандидатом, - огромны и имеют решающее значение для Украины. Мы хотим выбрать лучшего кандидата. Я ожидаю, что будет много кандидатов-украинцев. Я не верю, что в Украине нет подходящего кандидата, в такой-то большой стране. Столько политических и социальных изменений уже произошло, что я просто не верю, что украинцы не способны дать хороших кандидатов.

- Вы знаете имена таких кандидатов? Например, их имена в СМИ обсуждали.

- Нет. Я буду знать о кандидатах через месяц. Я не читаю имена в СМИ - я отказываюсь. Я прочитаю их через месяц. Комиссия начнет рассматривать фамилии кандидатов после того, как истечет срок подачи аппликационных форм.

- Активисты заявляют, что президент Петр Порошенко пытается манипулировать комиссией. Вы видите это?

- Нет, я не вижу такого. Вообще, я не хочу и не должен комментировать намерения людей. Это не моя роль. Но я не вижу никаких признаков внешнего влияния. И я уверен, что весь процесс будет правильным. И конечно же, я буду уделять пристальное внимание этому, чтобы избежать возможного внешнего влияния на Комиссию. И сообщу, если замечу. Но пока я не вижу давления.

- Когда Бюро сформируют, на него будет очень большое давление, в частности, на главу Бюро. Как можно бороться с таким давлением?

- Уже сейчас от него много ожиданий, есть большой, если не главный, запрос общества в отношении работы Бюро.

Во-первых, есть большие ожидания быстрых результатов работы Бюро. Я думаю, благодаря этому Бюро может завоевать доверие, увеличить свой вес и силу. И это будет защищать его от возможного вмешательства и попыток влияния. А лучший ответ на ожидания - хорошо проводить расследования и показывать хорошие результаты.

- Есть ли необходимость работать с международными институтами, чтобы успешно проводить расследования?

- Не обязательно. Но это помогает. Потому что коррупция всегда имеет международный размах, так как в ней задействованы офшоры, например. В ходе некоторых антикоррупционных расследований международная помощь действительно необходима. Мы можем кооперироваться в этой сфере, Еврокомиссия и Европейское управление по борьбе с мошенничеством - мы можем предоставить поддержку.

- Как вы попали в конкурсную комиссию? Кто вас пригласил?

- Я получал сигналы от Администрации Президента и правительства Украины. Но в конце концов, мне лично позвонил Егор Соболев. Говорил по-английски. Я, конечно, не знал его, но он представился и спросил, могу ли я быть членом конкурсной комиссии. Я сказал "да", и он сказал: "Мы предложим вашу кандидатуру от ВР". Вот так это и случилось. Я шел по квоте ВР.

- Какая ваша миссия в Украине? Следить за деньгами ЕС?

- Миссия Европейского управления по борьбе с мошенничеством - следить за деньгами Евросоюза. Не только в Украине, но по всей Европе и в мире. Так как ЕС дает исключительную финансовую помощь Украине, то должны быть и исключительные усилия, чтобы защитить эти финансы, в том числе и с помощью расследований. Чтобы удостовериться, что финансирование пойдет в правильное русло, для людей, а не в карманы коррупционеров.

Мы на данный момент мы разрабатываем одну идею на уровне проекта. На следующей неделе хотели бы вынести решение на европейском уровне. Эту идею я уже обсудил с украинскими партнерами. Идея в том, чтобы создать совместный - ЕС-Украина - орган расследований, который будет фокусироваться на расследованиях мошенничества и коррупции с деньгами Евросоюза в Украине.

Это будет небольшое так называемое бюро, специализированное, совместное с ЕС, которое будет дополнять или работать вместе с Антикоррупционным бюро и существующими правоохранительными органами страны. Конечно же, это все еще нужно обсудить и заключить соглашение между ЕС и Украиной. Мы над этим работаем - на этой неделе тоже.

Основная задача этого органа будет - защищать финансирование, которое предоставляет Украине ЕС.

- Есть уже кандидаты, которые войдут в состав этого органа?

- Нет, об этом еще рано говорить.

- Вы встречались в Украине с Порошенко и другими политиками. Вы видите реальную политическую волю изменить ситуацию с коррупцией?

- Я не представляю украинский народ, но то, что я четко вижу - это полное понимание президентом Порошенко и другими политиками, что вопрос борьбы с коррупцией - самый важный на данный момент. Что на кону - их личное политическое будущее и будущее Украины. Они полностью это понимают, в частности у Президента есть такое понимание. Это самый важный вопрос для будущего Украины.

В Украине есть другие проблемы - война. Это ужасная ситуация и большая проблема. Но Порошенко понимает, что необходимо показывать изменения в ситуации с коррупцией. Это то, чего ожидают украинцы. Он это очень четко понимает. И это хороший знак. В целом, я считаю, что процесс пошел.

- Вы считаете, Украине удастся побороть коррупцию, масштабы которой больше, чем были в той же Грузии, например?

- Да, масштабы большие. Иногда внешнее давление помогает, но в вашем случае давление исходит от самих украинцев. Насколько я понимаю, как иностранец, главным двигателем Майдана было в том числе и то, что люди не хотели больше мириться с коррупцией.

Я думаю, что украинское общество в целом, и теперь уже и руководство страны, полностью понимают размер и важность проблемы. Я также думаю, что украинцы должны поверить сами в себя.

Эффективно бороться с коррупцией возможно, даже если она имеет такие масштабы. Это возможно. Для этого необходимо вовлечение всего общества и всех институтов. Это вопрос расследований, правоохранителей, наказаний. Но это еще не все. Необходимо изменение в политике, менталитете, культуре. Надо с чего-то начинать. Бюро - это начало.

- Каким должен быть идеальный кандидат на главу Антикоррупционного бюро?

- У него должны быть три главных качества: во-первых, моральные качества - способность быть независимым и противостоять давлению. Должны быть хорошие рекомендации.

Во-вторых, он должен быть профессионалом. Как я это вижу - у него должен быть опыт в сфере антикоррупционных расследований, пусть даже в частном секторе. Он не должен быть только лишь выходцем из государственного следственного органа. Но опыт расследований - обязателен.

В-третьих, эффективность - у него должны быть менеджерские качества. В конце концов, он станет главой организации со штатом в 700 человек. Более того, первый глава бюро должен создать офис с нуля, создать команду, наладить эффективную работу.

Но я повторюсь, что в такой большой стране, как Украина, которая показала свою способность реагировать на трагические события, вполне возможно найти подходящих кандидатов. Украинцы должны поверить в себя, в свои возможности справиться с такими проблемами, как коррупция. И они должны быть уверены, что ЕС готов поддержать из в этом. И мое присутствие здесь - важный акт поддержки таких усилий украинцев.

- Какая самая большая проблема ЕС сейчас с точки зрения коррупции?

- В странах ЕС все еще есть коррупция. Это для нас проблема тоже. В целом зависит от страны, но самая большая проблема сейчас - тендерная коррупция на общественные работы: стройка дорог, мостов, возведение ядерных заводов и так далее. В этой сфере коррупция - это не только неправильное использование денег. Тендеры уходят не лучшей компании, а той, что заплатит больше. Это искажает рынок. Вследствие таких действий повышаются цены. В конце концов, население платит дважды из-за такой коррупции. Это коррупция - скрытая, и тут мы должны быть очень бдительными.

Материал в результате мониторинга страниц журнала и одноимённого сайта Новое Время подготовил журналист А. Божко, Центр политического прогнозирования

Украина, политика, коррупция, Яценюк, экономика

Previous post Next post
Up