В этом посте хочу поднять одну проблему, которая меня очень волнует. Это - уличная городская реклама, а самое главное подход к ней в нашем славном городе Хабаровске. Мне, как человеку с визуальным ведущим фактором перцепции в процессе познания мира, невозможно смотреть, как разнообразными рекламными конструкциями искажается лицо города и создается визуальный мусор в городской среде. Пишу из корыстных побуждений (когда не в силах изменить ситуацию необходимо проработать гештальт), может быть и не стала так агрессивно нападать на рекламу, если бы эта тема не касалась меня лично.
Некоторые фотографии мои личные, а некоторые взяла из интернета, извините, но не помню у кого.
Немного предыстории, почему эта проблема меня так заботит. 9 лет читаю студентам-архитекторам курс «Основы комплексного формирования архитектурной среды» и знаю о теории и практике городской среды если не все, то многое. Тезис «Среда определяет сознание» считаю мантрой своего лекционного курса и учу студентов ответственно относиться к проблемам визуального восприятия городской среды. Кроме того сама проектирую и общаюсь с практикующими архитекторами Хабаровска, которые также негативно относятся к обилию разномастной безвкусной рекламы на своих (чужих) объектах и в пространстве города, но никак не могут на это повлиять.
Было бы несправедливо сказать, что в Хабаровске нет объектов и участков свободных от безвкусных баннеров и светящихся вывесок, но визуально замусоренных пространств и зданий не счесть. Наверно жители города, спешащие по своим делам, не обращают внимания на такие «мелочи» (хотя окружающая среда бессознательно влияет и на них, это научный факт), но люди визуально чувствительные, туристы и фотографы поймут о какой проблеме я завела речь.
Первый раз столкнулась с обилием рекламы в 2001 году в Инчхоне (Ю. Корея) и Маниле (Филлипины), ужаснулась от увиденного, но не могла предположить, что очень скоро наш город будет также испорчен рекламными завалами.
Манила (Филиппины)
Образцовой в этом плане для меня видится Германия. Реклама есть, но она настолько деликатно относится к архитектуре, городской среде и жителям города, что гулять по немецким улочкам сплошное наслаждение, ничто не мешает воспринимать и впитывать город.
Берлин и Франкфурт-на-Майне (Германия)
Сделаю маленькое отступление и расскажу о том как во Франции добиваются визуальной чистоты городских пространств. Как-то смотрела интервью с архитектором француженкой Одиль Дэк. Съёмка интервью проходила в кафе, интерьер которого она спроектировала. Подошёл менеджер поприветствовать её, а она спрашивает: «Почему перекрасили потолок в белый цвет? По проекту он был чёрный…». Менеджер ей отвечает, что так светлее в помещении, на что она отрезает, что подаст в суд и разорит их! Реакция последовала незамедлительно, менеджер тут же извинился и пообещал все вернуть, как было. Не сомневаюсь, что они так и сделали… Этот пример касается интерьера, что уж говорить об архитектурных объектах… Именно благодаря таким жёстким законам в развитых странах Европы не встретишь обилия рекламы на фасадах зданий, архитекторы не дают портить свои произведения и закон на их стороне.
Так работает закон об авторском праве на западе, а что у нас? У нас собственник считает, что это только его здание и он может делать с фасадом и прилегающим участком (не говоря уже об интерьере) что хочет. Все забывают, что здание это ещё и авторская собственность архитектора, который его спроектировал и объект, который формирует визуальную среду в городе, а город это общественное пространство, принадлежащее всем нам. Закон очень хорошо защищает право собственности и совсем не защищает авторское право и права граждан. Кроме того непонятна логика владельцев здания. Зачем вкладываться в сложные конструктивные и объёмно-пространственные решения, а потом завешивать их баннерами. Яркий пример - круглая наружная лестница НК Плаза (арх. А.П. Редькин, В.Н. Белошниченко, Г.Ю. Бычковская), красиво и качественно сделанная с использованием дорогих материалов и конструкций, она постоянно закрыта от глаз прохожих огромными рекламными плакатами. Такая же ситуация и с Магазинами радости (но о них немного позже), ничего удивительного, ведь владельцы те же. Это вызывает ассоциацию с арабскими мужчинами, которые обвешивают своих женщин золотом, а потом надевают на них паранджу.
НК Сити и НК Плаза с той самой лестницей. За этот проект архитекторы получили Государственную премию в области архитектуры
Не идеализирую ситуацию относительно «заграничных» городов, например, в Азии с рекламой на улицах и фасадах часто хуже, чем в России. Этим летом была в Токио и удивлялась кварталам, обильно пестрящим рекламой, но, как правило, это локальные зоны дешёвых магазинчиков китайских товаров китайской же кухни и тенденция не распространяется на весь город.
Китайский квартал и улица в районе Гинза, Токио (Япония)
Я прекрасно понимаю, что реклама - это налаженный бизнес, который приносит неплохие дивиденды всем участникам процесса, но считаю необходимым сдерживать его и контролировать. В Москве уже начали активно разгребать Авдиевы конюшни рекламы и сегодня можно видеть плоды этой работы - центр города стал визуально чище, начали читаться ансамбли и дальние планы.
Москва до и после "зачистки"
Практически все новые объекты в Хабаровске - торговые центры, офисные и жилые здания - пестрят рекламой «кто во что горазд» или «кто ярче выделится на фоне остальных». Главная задача архитектора успеть сфотографировать объект до того как его залепят рекламой, навесят кондиционеры и застеклят балконы (кондиционеры и балконы это тоже наша беда, но из другой оперы и со своими подводными камнями).
Ж/к "Амурские зори" (арх. А.В. Алещенко) на ул. Шеронова, Хабаровск
Остановлюсь подробнее на нескольких примерах…
Вопиющий пример - Магазины радости (арх. В.Н. Белошниченко). Зачем было проектировать и строить достаточно сложное по архитектурному решению здание, а потом упаковывать его в рекламную обёртку? Вот такая гадость радость получилась… Может кому-нибудь нравится? Мне нет!
Магазины радости: проект - сдача в эксплуатацию - эксплуатация
Моя личная боль - жилой дом по ул. Гоголя (арх. А.В. Иванов, С.С. Савков, Н.В. Савкова) - т.к. являюсь одним из его архитекторов. Мало того, что его завешивают рекламой не подходящей по стилю, цвету и масштабу, его начали перестраивать так как хочется владельцам последнего этажа офисов… :( А дальше кому-нибудь придет в голову построить коттедж на крыше? С трудом удалось запретить пристраивать тамбур к стеклянному витражу на -1 этаже. Вот так этот объект выглядел когда его сдали в эксплуатацию (успела сфотать:), а как он выглядит сейчас даже выкладывать не хочется (почему-то стыдно, хотя это и не моя вина).
Ж/к на ул. Гоголя, Хабаровск
Лучше в Хабаровске обстоит дело с архитектурными памятниками - их охраняет закон о защите памятников архитектуры, но и здесь происходят непотребности. Например, здание кинотеатра Гигант, архитекторов-конструктивистов И. Голосова и Б. Улинич, памятник федерального значения, уникальный объект для Дальнего востока, владелец вывел из памятников и превратил в рекламную плоскость. Мало кто уже вспомнит, как это здание должно было выглядеть… и это безобразие происходит на главной улице города.
Кинотеатр "Гигант" на ул. Муравьёва-Амурского, Хабаровск
Это лишь малая часть негативных примеров в центре города, я не говорю о том, что творится на периферии…
Несколько лет назад вместе со студентками написали статью «Средовые переживания» (авт. Савкова Н.В., Предохина О. А., и Григорьева А. Г.) на форум Новые идеи нового века в ТОГУ. В рамках этого исследования провели эксперимент по цифровому вычищению площади перед НК Сити (арх. А.П. Редькин, В.Н. Белошниченко, Г.Ю. Бычковская) от рекламы, людей и автомобилей. Вот что из этого вышло.
Чистый, но мёртвый город. Однако, если вернуть людей, немного машин, внедрить объекты озеленения (газоны, кустарники, деревья) и скульптурные арт-объекты (которые и призваны привлекать внимание) получится наиболее благоприятная картинка. И архитектура и пространство вокруг станут привлекательны и визуально комфортны.
Я не против рекламы как таковой, без неё сложно представить нашу современную жизнь, но она должна отвечать определённым требованиям:
1. Должна быть согласована с архитектором объекта и городскими властями;
2. Не должна доминировать над архитектурой и заслонять собой виды города;
3. Должна сочетаться друг с другом (реклама в одной стилистике или цветовой гамме);
4. Не должна быть кричащей и стилистически диссонировать со зданием и окружением;
5. Должна давать информацию «по требованию», а не создавать агрессивный фон из разряда «вырви глаз».
Если вы думаете, что я драматизирую ситуацию, то оглянитесь вокруг или «насладитесь» небольшой подборкой которую я нагуглила и наяндексила…
Площадь перед ж/д вокзалом
Торговый комплекс "Контур"
Торговый комплекс в Северном микрорайоне
Торговый комплекс "Выбор"
Может быть это только моя проблема и больше она никого не волнует или даже устраивает? Мне было бы интересно узнать ваше мнение. Пожалуйста, примите участие в опросе.
Poll