Раскрась жизнь музыкой и ритмом: Ульяна Стратонитская о погружении в музыку вместе с ребенком

Oct 27, 2013 00:47

С разрешения автора утаскиваю к себе, чтобы ещё много раз читать и перечитывать, давать друзьям ссылки на её чудесные мысли и горячо любимую мною и моими детками виртаульную музыкальную школу.

Оригинал взят у very_music_mom в Раскрась жизнь музыкой и ритмом: Ульяна Стратонитская о погружении в музыку вместе с ребенком
Неожиданно случилось очень приятно интервью..
Делюсь!

Оригинал взят у nemedea в Раскрась жизнь музыкой и ритмом: Ульяна Стратонитская о погружении в музыку вместе с ребенком
О том, как видит себе музыкальное развитие детей рассказала нам Ульяна Стратонитская very-music-mom. Прекрасная улыбчивая мама почти двухлетней девочки, композитор, она закончила Московскую консерваторию, а после рождения дочки организовала виртуальную музыкальную школу для родителей и малышей, в которой учит слышать, чувствовать музыку и понимать ее изнутри.




- Зачем вообще нужна музыка? Может, и без нее хорошо?

- Сама долго ищу ответ на этот вопрос и мне кажется, что всю жизнь буду искать. Я не исследователь и могу руководствоваться только общением с людьми, которые вовлечены в разной мере или вовсе не вовлечены в музыку.
Изначально мне казалось, что искусство, и музыка в частности, - это путь развития нравственности в человеке. Потом я совершенно точно получила ответ, что это не так. Человек может быть очень сильно вовлечен - не только в музыку, в любое искусство - и быть при этом совершенно безнравственным. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что музыка очень здорово помогает развитию памяти, интеллекта, эмоциональности.
Музыку называют самой точной дисциплиной из всех гуманитарных. Действительно, если анализировать музыкальные произведения, можно обнаружить, что не последнюю роль там играет число. Во многих стилевых направлениях сочетания голосов - это не просто сочетания, которые автору привиделись, показались красивыми и благозвучными, и поэтому он так написал. Нет. Там все арифметически четко, есть очень серьезные правила.
К примеру, музыка Баха - идеальные числовые композиции, несущие глубокий философский смысл. Когда постигаешь это, все восприятие меняется. И для меня это нечто космическое. В своей школе я пытаюсь далеким от музыкальной грамоты людям показать, каким образом это число может работать: на очень легких примерах знакомлю слушателей с простыми формулами и закономерностями. Чтобы каждый смог почувствовать себя немножко творцом.

- А в бытовом плане - насколько музыка способна заполнить жизнь и пространство? Если ты обычный человек, зачем тебе музыка в повседневной жизни, помимо развития интеллектуальных способностей?

- Лично мне она очень облегчает жизнь в целом и, в частности, жизнь с ребенком. С грудным ребенком я общалась на языке песни в различных ситуациях, и когда мы весело вместе проводили время, и когда я вообще не понимала, что происходит. Когда человек тебе не может объяснить, что с ним, но явно эмоционально ему нехорошо - это тревога, которую мы можем очень легко купировать, если сами расслабимся и запоем, точнее, запоем и расслабимся. Ведь пение совершенно точно способствует расслаблению, помогает справляться со стрессом, познать себя, открыться. Так что не только наличие ребенка может являться стимулом к домашнему музицированию.
С традицией, с бытом, с календарем были связаны очень многие народные песни: люди жили с песней и с ритмом. Работать в ритме очень здорово, хорошо и удобно, и я убеждена, что музыка может раскрасить быт. Для этого совсем не обязательно быть музыкантом-виртуозом. Ведь бабушки за прялками таковыми не были.
Опять же, человек, музицируя, может раскрыться и перестать бояться творчества, потому что не обязательно знать огромное количество песен, для того чтобы запеть «А кто это у нас тут расстроился, а чего это он губки надул?..» И пошло-поехало акынство, которое очень помогает.



- Человек, который живет в городе, постоянно слышит музыку: в магазинах, в машине, на улице, из детских игрушек… Может быть, этого достаточно и не нужно специально приобщать ребенка к музыке?

- Заменит ли фильм или фотография поход к реке или прогулку в лесу? Если мы говорим не только про свежий воздух, но и про визуальные впечатления. Пластмассовые звуки из динамика и живой звук - это совсем разные вещи. Про музыкальные игрушки, т.е. те, в которых запрограммированы какие-то мелодии и песенки, даже не хочется говорить в контексте музыкального развития, поскольку, на мой скромный взгляд, они не развивают, а совершают нечто противоположное.
Для меня было в свое время открытием, как ребенок воспринимает звук. Мы пошли гулять и моя маленькая дочка сказала «бака» (это значит «собака»). Я понимала, что вокруг нас вообще нет собак. Нигде. Долго высматривала, где же может быть эта собака, а потом поняла, что где-то вдалеке она лает. Так далеко и так тихо, что я этого даже не замечаю! Это было ценное для меня наблюдение: мы очень активно учим детей визуальным вещам, мы на это очень нацелены: «А какой это цвет? А что это? А вот это что? А покажи, где кошка, а где мышка?» А про звуки мы не так часто говорим и не так часто обращаем на это внимание, потому что мы живем в сплошном фоне. А ведь можно было бы, правда? «Послушай, как журчит ручей? А слышишь колокол? Ух, ты! Дятел стучит! Листва шуршит под ногами..»
Поэтому я часто призываю всех любить тишину. Это важно - тишина, в которой можно много всего услышать. Ребенок - чистый лист. Включая каждый день фоном телевизор, подумайте, с каким шумовым фоном растет ваш малыш. Ведь это постоянно звучит у него в голове! И если в вашем доме звуки воспринимаются исключительно как фон, насколько важным будет для него к чему-либо прислушиваться и во что-либо вслушиваться. И прежде всего к маминому голосу, который бывает таким разным.

- То есть просто песня мамы - это более живое и «объемное», чем то, что мы фоном слышим?

- Конечно! Это основа основ. Просто песня, иногда сочиненная на ходу. Потом можно делать фонетические упражнения: петь разные слоги с простейшими интонациями, которые малыш сможет повторять за мамой и импровизировать. Это можно совмещать с любыми бытовыми делами - это не требует каких-то специальных подготовок и затрат дополнительных, а малышу позволит быть сопричастным. С ритмом все еще проще, даже постучать ложкой по кастрюле - это уже ритм, это уже может быть интересно. Я в этом смысле привожу в пример проект Stomp для тех, кто не понимает, что я имею ввиду. Ребята наглядно делают очень интересные вещи с самыми простыми предметами.

- В своем блоге ты много пишешь о том, что каждая мама может сама заниматься со своим ребенком. Не могла бы ты вкратце рассказать нашим читателям, в чем суть традиционного обучения музыке детей. И почему стоит отдать предпочтение именно таким домашним занятиям вместе с родителями?

- Во-первых, мы все знаем, что среда - это очень много. И никакие занятия один-два раза в неделю не дадут ребенку той среды, которая необходима, если дома совсем ничего не будет на эту тему. Что пугает меня в нашей русской популярной музыке, которую делают большинство людей, отходивших в музыкальную школу - мышление в сильную долю, маршеобразное. Мы с младых ногтей заставляем ребенка эту сильную долю слышать и чувствовать. И это клеймо на всю жизнь. Потом ходишь на джазовые концерты и смотришь, как люди пытаются под джазовую музыку так же на сильные доли хлопать и это очень удручающее зрелище.
Второй момент, который мне кажется странным: считается, будто маленьким детям нельзя ставить так называемую сложную музыку, я имею в виду классическую. Существует целая индустрия, которая занимается упрощением, записыванием странными пиликающими звуками, составлением специализированных сборников. Мне кажется, что маленьким детям как раз можно и нужно ставить классику. Если родители сами далеки от этого, то они могут вместе хотя бы минут по пять пару раз в день посвящать слушанию музыки. Имею в виду целенаправленное слушание, т. е. не фон для разговоров, а именно слушание, чтобы и взрослые могли что-то услышать для себя. Полезно повторять одно и то же сочинение изо дня в день, ведь дети очень любят повторения. Это все, разумеется, при условии, что родители какое-то количество тишины способны организовать. То есть если пять минут в день чего-то такого интересного и сложного, а потом целый день дыщь-дыщь - это не вариант совсем, а галочка для родителей. Постоянно думайте, что слушает ваш малыш в данную минуту и какие представления о мире он получает, слушая это.
Сложную музыку ставить нужно еще и потому, что там вы найдете огромное количество эмоций, и ребенок, слушая музыку, за этими эмоциями следует.
Что касается песен для детей. Я согласна, когда ребенок учится читать, глупо ему давать сразу Льва Толстого или какую-то другую сложную литературу, ведь он учится буквы складывать в слоги, а слоги в слова. Но если мы будем разговаривать с малышом на трех словах или, того хуже, слогах и не будем читать ему хорошую литературу, скорее всего ему долго трудно будет выражать вербально свои мысли. Так же с музыкой. Почему-то взрослые решили, что детям достаточно песенок на двух-трех нотках и двух-трех аккордиках. И похлопать в долю. И все: музыкальное развитие обеспечено на всю жизнь. Будьте осторожны - сарказм. Оно действительно обеспечено, но не в ту сторону, в которую думают взрослые. Поэтому, на мой взгляд, живое музыкальное общение дома или в гостях, или на концерте намного ценнее раздающихся из динамиков детских песенок или пластмассовых мелодий на мобилях.
Недавно наткнулась на блог одной интересной девушки, она учится в университете в Германии, как раз на музыкального дошкольного педагога. Недавно она рассказывала, как они сами мастерят разные инструменты. В частности, просто взята дощечка, в которую вбиты гвоздики разной высоты по кругу. Таким нехитрым способом получается совершенно замечательная звенелка-трещалка. А ведь дома это вполне можно было бы делать, это не сложно! Еще я очень поддерживаю фольклорные занятия с детьми. Вот уж где кроме пользы не будет никакого вреда. На таких занятиях детки могут и петь, и играть, и узнавать о традициях.
Что касается музыкальных школ, я, конечно же, за музыкальные школы, потому что сама там отучилась. Но здесь есть одна важная оговорка. В обучении музыке в первую очередь важен человек, который обучает. Знаю, что многие не любят сольфеджио, потому что не каждый преподаватель способен заинтересовать, хотя это очень важная дисциплина. Но мне повезло, и сольфеджио я обожала. И знаю людей, которым так же повезло. Единственная проблема музыкальных школ, на мой взгляд, что они зачастую нацелены на воспитание виртуозов. И в связи с этим есть много людей, которые после окончания музыкальной школы вспоминают о ней с содроганием и не садятся за инструмент, потому что весь вкус к музыке у них пропал, ведь им это было не нужно.



- Как ты считаешь, реален ли анскулинг в музыке? Можно ли серьезно заниматься музыкой вне системы?

-Один мой консерваторский сокурсник начал заниматься музыкой в 13 лет - и поступил в консерваторию. В этой жизни возможно все. Я сейчас тоже активно изучаю вопрос анскулинга в связи с тем, что происходит в нашем образовании. В нашей семье скорее всего будет анскулинг в музыке, потому что я не вижу смысла в музыкальной школе в нашей ситуации. Но родители должны помнить, что при поступлении в хороший музыкальный вуз существуют довольно серьезные требования. В частности, стать музыкантом виртуозом без серьезных занятий и музыкальной среды - это все равно, что стать хорошим спортсменом без тренировок и соревнований. Если родители способны этого достичь сами, без участия системы, то почему бы и нет. Это вопрос целей. На мой взгляд, музыка - это такой вид деятельности, в который имеет смысл идти профессионально, если ты действительно не можешь без этого.

- Занятия, о которых ты пишешь, - они только для совсем маленьких детей или можно со старшими детьми так заниматься? Что-то должно меняться с ростом ребенка?

- Думаю, с любыми людьми, детьми, даже взрослые могут между собой таким образом играть и это весело.

- А как понять, что самостоятельно уже не справиться и нужно пригласить учителя?

- Мне кажется, это будет понятно, и наступит ровно в тот момент, когда родитель поймет, что ребенок ушел дальше него, и он не понимает, что дальше делать.

- Как выбрать учителя, если ребенок уже хочет заниматься профессионально? Как понять, что преподаватель не отобьёт желание и не будет загонять ребенка в жесткие рамки?

- Это как с выбором врача. Родитель должен понимать, представлять, и с ребенком обговорить круг целей, которые он ставит преподавателю. Кто-то хочет, чтобы ребенок умел играть несколько произведений. Или чтобы ребенок больше развивался творчески, хочет, чтобы ребенок умел сочинять, чтобы ребенок мог подобрать что-то, играть, аккомпанировать себе какие-то вещи. Кто-то хочет выявить способности, чтобы понять, какое направление выбрать, кто-то хочет солировать на лучших площадках с оркестром. Кому-то нужны эти самые жесткие рамки, а кто-то представляет себе это чем-то вроде приятного времяпрепровождения. Это оговаривается сразу, чтобы потом не было разочарования друг в друге, недоразумений, чтобы педагог сразу понимал, что от него хотят и может ли он это дать, если это частный педагог. В музыкальной школе, конечно, есть программа, но и там личность педагога - это огромный процент успеха или неуспеха взаимоотношений с музыкой.



- Как ты думаешь, насколько необходима дисциплина в музыкальных занятиях? Очень многие преподаватели считают, что музыкой, в том числе игре на инструментах нужно заниматься чуть ли не с пеленок, по много часов в день и очень серьезно подходить к процессу. Что ты об этом думаешь?

- Я бы не стала рекламировать неприлежание и неусердие, потому что сейчас очень жалею о некоторых вещах, которые я не брала от учебы, а могла бы. Просто важно не то, сколько ты отсидел за инструментом, а насколько эффективно ты использовал время, проведенное за инструментом. Правильно заниматься - это тоже своего рода умение, этому стоит учиться.

- Это должно быть внешнее, учитель или родитель должен говорить: «Сиди и занимайся!» Или это все-таки должно изнутри идти?

- Мотивация довольно сложная штука, в разном возрасте она работает по-разному. Конечно, если кто-то будет постоянно нудить над душой, ничего хорошего не получится, мы все прекрасно это понимаем. С другой стороны, не всегда бывает, что внутренняя мотивация работает. Мы же живые люди, можем уставать, увлекаться чем-то дополнительно, пускать на самотек. Многое зависит и от темперамента и от свойств каждого конкретного человека. Поэтому мотивация извне тоже очень нужна. Родители в состоянии устроить, например, званый вечер, на который можно будет выучить новое произведение и сыграть, а, может, и спеть. Если это для ребенка важно, он будет стараться. Особенно в семьях, где несколько детей, это может работать. Мне кажется, что если у взрослых принято собираться и музицировать, то ребенку вовлекаться в это будет проще, нежели если дома все сидят за столом, едят усиленно, а потом говорят: «А теперь давайте Вася сядет за фортепьяну и сейчас сыграет вам свою прекрасную пьесу!», - одну единственную, которую учит уже два года и играет на каждом застолье (смеется).

- То есть мы опять возвращаемся к среде…

- Да. Надо понимать, для чего ребенок это делает, какая цель стоит? У меня занимался брат музыкой - и мне очень хотелось. Поэтому меня даже отдали в музыкальную школу в три с половиной года.

- А брат тоже композитор?

- Нет. Не стоит думать, что если ваш ребенок учится музыке он непременно будет музыкантом.

- А расскажи, как ты занимаешься со своей малышкой? Принимает ли в этом участие папа? Выделяете ли вы для этого специально время или музыка естественно вплетается в ваши будни?

- Специальных уроков у нас нет. Но на дочкином интересе у нас строятся какие-то занятия. Она безумно любит танцевать, просто обожает, и если мы включаем какую-то музыку, она танцует, очень хорошо слышит характер музыки. Дома довольно много всяких шумовых музыкальных инструментов. И часто мы хватаем каждый что-то свое и вместе начинаем выдумывать разные ритмы поверх того, что слышим. И дочь, естественно, тоже с нами. То есть и я, и папа, и Полина - все вовлечены в игру. Мне интересно воспитывать остроту слуха, поэтому я могу ей петь ноты с названиями нужной высоты. А почему бы и нет? Мы же учим названия цветов, глядя на цвета? Мне кажется, что различать звуки по высоте на слух - это не такая уж сложная задача.
Что касается моих личных занятий, то стараюсь, чтобы они не были совместными. Когда я пишу музыку, мне важно сосредоточение, а с ней рядышком, учитывая ее возраст, сосредоточиться не получается. Но музицировать при ней люблю, она часто присоединяется, немного раньше, правда, выживала меня из-за инструмента и солировала. Я не навязываю ей свой мир, но музыка очень естественным образом вплетается в нашу жизнь и раскрашивает ее. Мне хотелось бы, чтобы родители не боялись погружаться вместе с детьми в музыку. Возможно, тогда мы перестали бы сетовать на то, что происходит в отечественной популярной культуре, ведь музыкальный вкус совершенно точно можно воспитать.

Ссылки:
1. Открытые уроки с very-music-mom
2. Как слушать музыку
3. Как заниматься музыкой с малышом

Команда портала "Вдохновляя семьи"

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях Вконтакте и Facebook

музыка, домашнее обучение

Previous post Next post
Up